Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:57, реферат
Особое место в этике XVIII века занимает Иммануил Кант (1724— 1804 гг.). Крупнейший мыслитель своего времени, он по сей день оказывает большое влияние на философию. Духовная ситуация, которую застал Кант, выглядела следующим образом. Попытки осуществить идею автономной философии, основанной только на опыте и разуме, привели к предельному заострению спора мировоззрений. Оказалось, что, опираясь на опыт, используя строгие логические рассуждения, можно вывести и существование Бога и его отрицание, можно утверждать наличие души и ее отсутствие, можно с одинаковым успехом и защищать и отвергать тезис о наличии свободной воли у человека.
Введение
1. Принципы этики И. Канта
2. Проблемы относительного и абсолютного в этических взглядах Канта
3. Категорический императив
4. Кантовское учение о свободе
Заключение
Возникает парадокс: гарантией
соблюдения моральности поступка оказываются
неискренность и лицемерие, ибо
моральным придется признать действие,
соответствующее
Долг есть могучая сила
бескомпромиссной совести, и своим
«торжественным величием» он создает
фундамент человеческого
Кантовское учение о свободе
Внимание Канта к проблеме свободы определялось ее социальной и теоретической актуальностью. В письме к Гарве от 1798 г. (21 сентября) Кант пишет, что не исследование бытия божьего, бессмертия и т. д. было его отправной точкой: «Человеку присуща свобода— у него нет никакой свободы, а все в нем природная необходимость». Вот что, прежде всего, пробудило меня от догматического сна и побудило приступить к критике разума как такового...».
Примечательно, что Гегель
отводил проблеме свободы в философии
Канта центральное место, видя в
ней исходный пункт понимания
кантовской системы. В лекциях по
истории философии Гегель отмечает,
что если во Франции проблема свободы
ставилась со стороны воли (т. е. в
плане практического
В действиях субъекта на основе
свободы и нравственности Кант видит
путь преобразования мира. История
человечества рассматривается им как
история человеческих действий. Моральное,
в свою очередь, в философии Канта
выступает как средство решения
социальных проблем. Основной нравственный
закон — категорический императив
— мыслитель рассматривает как
условие и оптимальный принцип
отношений людей в обществе (в
некотором роде общественных отношений),
в котором только и возможно осуществление
конечной цели природы в отношении
человеческого рода — развитие всех
природных задатков. Отсюда следует,
что практическая философия в
изложении Канта является теорией
социального действия субъекта. И
в этом основной смысл и пафос
«критицизма», поскольку приоритет
в нем принадлежит
Кант называет понятие
свободы «ключом к объяснению
автономии воли». Свобода воли есть
свойство воли быть самой для себя
законом. Положение это может
иметь только один смысл: оно есть
принцип поступать только согласно
такой максиме, которая может
иметь предметом самое себя также
в качестве всеобщего закона. Но,
как разъясняет Кант, это и есть
формула категорического
Но существует ли такая
свободная, подчиненная одному лишь
нравственному закону воля? Для ответа
на этот вопрос Кант предлагает различать
понятие причинности как «
До Канта определения существования вещей во времени признавались за определения их как вещей самих по себе. Но в таком случае, полагает Кант, необходимую причинность никоим образом нельзя совместить со свободой. Кто включает событие или поступок в поток времени, тот тем самым навсегда делает невозможным рассматривать это событие или этот поступок как свободные. Каждое событие и каждый поступок, которые происходят в определенный момент времени, необходимо зависят от условий предшествующего времени. Но прошедшее время уже не находится в моей власти. Поэтому каждый поступок необходим в силу оснований, которые не находятся во власти человека. Но это означает, что ни в один момент времени, в который человек действует, он не бывает свободным. Бесконечный ряд событий я могу только продолжать в заранее определенном порядке и никогда не могу начинать его из себя. Закон всеобщей естественной необходимости есть, по Канту, «рассудочный закон, ни под каким видом не допускающий отклонений или исключений для какого бы то ни было явления». Если бы мы допустили возможность хотя бы какого-нибудь исключения из всеобщего закона необходимости, то мы «поставили бы явление вне всякого возможного опыта... и превратили бы его в пустое порождение мысли и воображения».
Человек с его поведением, поскольку мы его рассматриваем как явление среди других явлений природы, не составляет никакого исключения из общего правила, или закона, естественной необходимости. В человеке, как в каждом предмете чувственно воспринимаемого мира, мы должны были бы находить его эмпирический характер, благодаря которому поступки человека как явления стояли бы, согласно постоянным законам природы, «в сплошной связи с другими явлениями и могли бы быть выведены из них как их условий и, следовательно, вместе с ними были бы членами единого ряда естественного порядка». Развивая эти мысли, Кант выдвигает в отношении эмпирического человека принцип, представляющий своеобразную аналогию — в данном частном случае — с формулой, которую Лаплас несколькими десятилетиями позже выдвинул как общую, «мировую» формулу, выражающую детерминированность всех состояний природы: поскольку все поступки человека в явлении могут быть определены из его эмпирического характера и других действующих причин согласно естественному порядку, постольку, говорит Кант, если бы мы могли исследовать до конца все явления воли человека, любой человеческий поступок можно было бы предсказать с достоверностью и познать как необходимый на основании предшествующих ему условий. Следовательно, если бы для нас было возможно так глубоко проникнуть в образ мыслей человека, чтобы нам было известно каждое, даже малейшее, его побуждение, в том числе и все внешние поводы, влияющие на него, то поведение человека было бы предсказуемо «с такой же точностью, как лунное или солнечное затмение». Поэтому, рассуждает Кант, «в отношении этого эмпирического характера нет свободы».
Приписывать свободу существу,
бытие которого определяется условиями
времени, согласно Канту, невозможно. Выводить
наши поступки из-под власти физической
необходимости недопустимо. Закон
необходимой причинности
В вопросе о свободе решение зависит, согласно Канту, вовсе не от того, лежит ли причинность внутри субъекта или вне его, и если она лежит внутри него, то определяется ли необходимость поступка инстинктом или разумом. Если определяющие представления имеют основу существования во времени — в каком-нибудь предшествующем состоянии, а это состояние в свою очередь — в ему предшествующем, то необходимые определения могут быть одновременно и внутренними. Их причинность может быть и психической, а не только механической. Однако и в этом случае основа причинности определяется во времени, следовательно, при необходимо действующих условиях прошлого. А это значит, что, когда субъект должен действовать, определяющие основания его поступков уже не находятся в его власти. Вводя то, что можно было бы назвать психологической свободой, вместе с ней вводят и естественную необходимость. Тем самым не остается уже никакого места для свободы в кантовском, «трансцендентальном» смысле и, следовательно, для независимости от природы вообще. Если бы свобода нашей воли была только психологической и относительной, а не трансцендентальной и абсолютной, то, по Канту, «в сущности она была бы не лучше свободы приспособления для вращения вертела, которое, однажды заведенное, само собой совершает свои движения».
Чтобы «спасти» свободу, т. е. показать, каким образом она возможна, остается, по мысли Канта, только один путь. Существование вещи во времени, а стало быть, и причинность по закону естественной необходимости следует относить только к явлению. Напротив, свободу надлежит приписывать тому же самому существу, но уже не как «явлению», а как «вещи в себе».
Таким образом, для обоснования возможности свободы Кант признал необходимым то самое различение «явлений» и «вещей в себе», которое составляет центральный тезис его теоретической философии и которое было изложено в «Критике чистого разума». Вместе с этим различением, или, точнее, как один из обосновывающих его тезисов, Кант признал неизбежным учение об идеальности времени.
В учении Канта о свободе обнаруживается глубокая связь между его теорией познания и этикой, между его учением о разуме теоретическом и учением о разуме практическом. Этика Канта одним из своих устоев имеет «трансцендентальную эстетику» — учение об идеальности пространства и времени. На идеализм теории пространства и времени опираются у Канта и математика (в его гносеологии), и учение о свободе (в его этике). Кант сам подчеркнул огромную роль своего учения о времени для построений своей этики: «Вот как необыкновенно важно это обособление времени (как и пространства) от существования вещей в себе, сделанное в критике чистого спекулятивного разума». И хотя хронологически разработка учения об идеальности времени и пространства предшествовала разработке этики с ее учением о свободе, связь между ними ясно выступает уже в «Критике чистого разума». Уже в разделе об антиномиях чистого разума Кант имеет в виду то самое учение о свободе и необходимости, которое он разовьет и изложит несколькими годами позже в «Основах метафизики нравственности» и в «Критике практического разума». Уже в «Трансцендентальной диалектике» — в «Разрешении космологических идей о целокупности выведения событий в мире из их причин» — Кант развивал положение, что «если явления суть вещи в себе, то свободу нельзя спасти». Здесь Кант старался доказать, что субъект, действующий свободно (не постигаемый в чувственном созерцании, а только мыслимый), «не был бы подчинен никаким временным условиям, так как время есть условие только явлений, а не вещей в себе». Здесь же Кант приходит к выводу, что «свобода может иметь отношение к совершенно иному роду условий, чем естественная необходимость, и поэтому... и то и другое могут существовать независимо друг от друга и не препятствуя друг другу». [3, с.337]
Заключение
Философия Канта ассоциируется
с понятиями «вещь в себе»,
«трансцендентный», «трансцендентальный»,
«апостериорный», «априорный». Выражая
особенности критической
Однако отнюдь не меньшее
значение в кантовской философии
имеют понятия «действие», «взаимодействие»,
«общение», «деятельность», «субъект».
Данные понятия относятся к самому
историческому содержанию учения немецкого
мыслителя в той его части,
которая явилась «отправной точкой
движения вперед», вошла в сокровищницу
философской мысли. Второй ряд понятий
составляет определенную категориальную
основу, объединяющую учение Канта
в единую, хотя, бесспорно, противоречивую
систему с одной стороны, Кант
стремится выяснить то, что в познании
обусловлено деятельностью
Противоречие это является основным в системе Канта. Им обусловлены многочисленные производные противоречия, пронизывающие всю кантовскую философию.
Литература
1. Золотухина–Аболина Е.В. Современная этика. М.: ИКЦ «МарТ»,2003. – 416с.
2.Философия. Отв. ред В.П. Кохановский. Р н/Д.: Феникс, 1995. – 576с.
3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. – 343с.
4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. – 172с.
5. Етика. За ред. В.О. Лозового. К.: Юрінком Інтер, 2002 – 224с.
6. Нарский И.С. Кант. М.: Мысль, 1976. – 123с.