Понимание общества и социального развития в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:41, доклад

Краткое описание

Социальная философия - это учение о наиболее общих основах и закономерностях общественного бытия и общественного развития (лат. socialis - общественный). Философский подход к познанию общества ориентирован на выявление первооснов и сущности общественного бытия, принципов познания общественного развития и управления им. Социальная философия призвана формировать теоретические и методологические основы развития социологии, принципы управления, а также всего комплекса специализированных общественных наук.

Прикрепленные файлы: 1 файл

доклад философия.docx

— 20.02 Кб (Скачать документ)

Социальная философия - это учение о наиболее общих основах и закономерностях общественного бытия и общественного развития (лат. socialis - общественный). Философский подход к познанию общества ориентирован на выявление первооснов и сущности общественного бытия, принципов познания общественного развития и управления им. Социальная философия призвана формировать теоретические и методологические основы развития социологии, принципы управления, а также всего комплекса специализированных общественных наук.

Социальная философия как философская дисциплина отличается многообразием подходов к самой проблеме общественного бытия. Истолкования общественного бытия в социально-философских учениях так же многообразны, как интерпретации бытия в онтологических концепциях. Идеализм и материализм суть два основных типа социальнофилософских теорий; они в свою очередь могут быть подразделены на два подтипа: объективный и субъективный идеализм в первом случае и натурализм и экономический материализм во втором.

Социально-философский объективный идеализм исходит из того, что человеческое общество возникает и развивается на абсолютном, а следовательно, трансцендентном, внеобщественном, духовном основании. В этом отношении он имеет давний религиозный источник. Согласно Библии Бог сотворил человека, дал ему основные заповеди организации общественной жизни, а также назначил "вождей народных" - пророков, судей и царей. История человеческого общества в таком случае предстает последовательной реализацией Божественного Промысла. Такой подход имеет очевидное преимущество: в нем ход истории, будучи лишен человеческого произвола, обретает связность. Один из первых христианских философов Августин Аврелий, оставивший учение о Граде Божием как идеальном образце для человеческого общества (Града Земного), впервые осуществил попытку синхронизации священной (библейской) и мирской истории, связывающую настоящее с прошлым и будущим, в равной степени представленными в божественной вечности.

Субъективный идеализм, напротив, подчеркивает, что исторические события и самое общество суть продукты сознательной деятельности людей. При этом проводится радикальное различение активного социального субъекта и инертной основной людской массы. Приверженцами такого подхода были, в частности, французские просветители XVIII в., утверждавшие, что "мнение правит миром". Самих себя они, разумеется, возвели в ранг того самого активного социального субъекта, призванного "просветить" пребывающий во мраке невежества народ (т. е. привить ему соответствующие прогрессивные идеи). В соответствии с указанными идеями должны, по их замыслу, создаваться общественные институты и осуществляться исторические свершения. Получается, что идейные побудительные мотивы деятельности социальных субъектов являются исчерпывающими причинами для объяснения общественного бытия. Взамен "просветителей" в качестве социального субъекта можно взять, например, историческую личность ("героя", противостоящего толпе") или научно-техническую элиту, однако субъективно-идеалистическая суть такового подхода не меняется. При всех очевидных достоинствах его (главное из которых - утверждение, что история есть деятельность преследующих свои цели людей) следует отметить один недостаток: опасность субъективизма, того, что во взглядах на общество будет господствовать "хаос и произвол" вследствие того, что само появление идейных побудительных мотивов оказывается зачастую ничем не мотивированным.

Натуралистическая версия социально-философского материализма, как следует из самого названия (лат. naturalis - природный, естественный), является прямым распространением естественнонаучного материализма на область общественной жизни. Так, например, отечественный теоретик этногенеза (истории народов) Л. Н. Гумилев подчеркивал естественную, энергетическую природу данного процесса. На этнос, живущий в состоянии гомеостазиса (равновесия) с окружающим природным ландшафтом, в какой-то момент времени воздействует некое космическое излучение, "накачивающее" некоторых представителей этноса энергией "пассионарности" - способности вовлекать своих современников в историческое творчество. Это последнее нарастает, достигает вершины, а затем, исчерпав энергетический резерв, плавно нисходит к исходному нулевому уровню, к ожиданию нового "пассионарного толчка".

Экономический материализм принципиально полагает несводимость социальной материи к физической. Как явствует из наименования, социальная материя возникает в экономической сфере, в виде объективных, от воли человека не зависящих, отношений собственности. В марксистской социальной философии утверждается, что "способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Способ производства предполагает наличие производительных сил (т. е. производителей и средств производства), а также производственных отношений, форм собственности, позволяющих соединить первых со вторыми. Эти производственные отношения составляют экономический базис общества, на основе которого возникают политическая и юридическая надстройка и соответствующие формы общественного сознания (правосознание, мораль, религия, философия и т. д.). Таким образом, структурированное общество в марксистской социально-философской традиции получило название общественно-экономической формации. Помимо марксистского возможны и немарксистские варианты экономического материализма; общим для них является утверждение абсолютного приоритета производственно-экономической деятельности по отношению ко всем прочим. Мир общества в таком случае выглядит как экономике-центрический мир.

Каждый из приведенных социально-философских подходов имеет свое онтологическое основание в общественном бытии людей, которое действительно отлично от природного бытия. Общество - выделившаяся из природы система, представляющая собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, проявляющуюся в функционировании и развитии социальных групп, общностей, институтов и отдельных индивидов; в узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, современное общество), отдельный социальный организм (например, российское общество) или объединение индивидов (например, общество книголюбов). Природа же, как выше уже отмечалось, понимается в трех разных значениях: как окружающий ландшафт, как биосфера и как материя в целом. В нашем контексте актуально понимание природы во втором и третьем ее значениях. Для существования человеческого общества необходимы соответствующие вещественные и энергетические условия, предоставляемые биосферой - планетарной живой системой, охватывающей литосферу (земную твердь), гидросферу (мировой океан) и нижний слой атмосферы (воздушной оболочки Земли). Человечество в процессе своего исторического развития создает искусственную природную среду, которая в масштабах планеты выступает как техносфера (от греч. techne - искусство, мастерство). Планету Земля часто называют большим космическим кораблем, и это очень емкая метафора. В "техносфере" пилотируемого космического корабля или орбитальной станции воссоздается в уменьшенном масштабе земная биосфера, и в данном случае уместно понятие "ноосфера" (греч. nous - разум), обозначающее разумное управление биосферными процессами. Что же касается планеты в целом, то понятие ноосферы употребляется в футурологическом смысле, применительно к будущему, которое еще предстоит создать. Вопреки гипотезе В. И. Вернадского, утверждавшего стихийный характер врастания человечества в ноосферную эпоху, преодоление противоречия между биосферой и техносферой возможно только в сознательной деятельности человека.

Как выше отмечалось, универсальный дух- это способность природы к самоорганизации, гармонии, порядку. Это то активное начало природы, которое определяет ее способность к движению и изменению, способность к бесконечному многообразию своих проявлений. Общество - часть природы, следовательно, социально-философский натурализм прав в том смысле, что общественная жизнь не отменяет действия законов природы. Общество представляет собой самоорганизующуюся систему, следовательно, в определенном смысле является порождением мирового организующего начала - универсального духа, и в этом правота объективного идеализма. Дух, как и природа, реален. Но это иная реальность - идеальная, а не материальная. Идеальность характеризует и индивидуальный и общественный дух (индивидуальное и общественное сознание). Идеальное же, согласно известному выражению К. Маркса, представляет собой материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Преобразование же, в отличие от отражения, в свою очередь предполагает свободное духовное творчество социальных субъектов (в том числе исторических личностей, выражающих интересы и возглавляющих деятельность народных масс), и в этом правота субъективного идеализма. Материализованные продукты такового творчества и таковой деятельности образуют объективированный дух, техносферу. При этом созидающие техносферу люди с древнейших времен, согласно Библии, "плодятся и размножаются" и "в поте лица своего едят хлеб", т. е. находятся в материальных отношениях воспроизводства и производства своей жизни. Значение экономического материализма состоит в том, что он акцентирует экономическую сторону жизни общества и настаивает на закономерности исторических явлений, которая, однако, не тождественна природной закономерности. Историческая закономерность проявляется через сознательную деятельность людей.

Каждый человек по отдельности и общество в целом через свои институты осуществляют сознательное планирование своих действий. Однако многообразие социальных событий индивидуального и коллективного масштаба есть выражение многообразия форм устойчивых, закономерных связей в общественной жизни. При этом социальные действия любого уровня могут иметь в долговременной перспективе положительный эффект в том случае, если они базируются на гармонии материального и духовного в общественном бытии. Например, не так давно в ведущих странах Запада и у нас в России считалось хорошим тоном всячески рекламировать "жизнь в кредит". В этом есть своя логика: банкам выгодно получать проценты с кредитов, клиентам - получать средства на покупку жилья и бытовой техники, образование и т. п. Наличие кредита дисциплинирует человека, побуждает его к производственной активности; таким образом, возрастают заработки, налогооблагаемая база, налоговые поступления, ассигнования на социальные программы и т. п. Но вот оказалось, что практика кредитования, достигнув определенного уровня, утрачивает связь с реальными производственными процессами, возникает экономика упоминаемых выше кантовских "ста талеров в голове". Масштабы такой экономики нарастают, и это приводит к неминуемому финансовому краху со всеми вытекающими отсюда производственными, социальными, экологическими и личностными издержками. Итак, философский реализм утверждает, что существует трансцендентный духовный мир за пределами материально-ощущаемой действительности. Этот мир оказывает существенное влияние на каждого индивида, на производственную деятельность и на общество в целом. Каким будет это влияние - положительным или отрицательным - зависит от степени ориентации людей на гармонию в их взаимоотношениях в сложной духовно-материальной системе общественного бытия.


Информация о работе Понимание общества и социального развития в истории философии