Отдельные этапы развития личности Аристотеля как человека и ученого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:16, реферат

Краткое описание

Исходя из заявленной темы, цель данной работы – рассмотрение жизненного и научного становления Аристотеля.
Цель конкретизируется решением следующих задач:
• Рассмотрение жизни античного ученого, этапов в его творческом развитии (написание основных сочинений);
• Освещение аристотелевского отношения к науке, природе и технике, его основных идей.

Содержание

Введение 3
Часть 1. О жизни и сочинениях 5
Часть 2. О науке, природе и технике 10
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат Аристотель.docx

— 43.22 Кб (Скачать документ)

Высшее земное существо – человек, и трактат О душе целиком посвящен исследованию его природы. Аристотель недвусмысленно заявляет, что человек – материальное существо, несомненно являющееся частью природы. Как и во всех природных объектах, в человеке имеется материальный субстрат, из которого он возникает (человеческое тело) , и определенная форма или структура, одушевляющая это тело (человеческая душа) . Как и в случае любого другого природного объекта, данная форма и данная материя не просто наложились друг на друга, но представляют собой составные части единого индивидуума, каждая из которых существует благодаря другой. Так, золото перстня и его кольцевая форма – это не две разные вещи, но одно золотое кольцо. Подобно этому человеческая душа и человеческое тело – две существенные, внутренне необходимые причины единого природного существа, человека9.

Человеческая душа, т.е. форма человека, состоит из трех соединенных частей. Во-первых, в ней имеется растительная часть, которая позволяет человеку питаться, расти и размножаться. Животная составляющая позволяет ему ощущать, стремиться к чувственным объектам и передвигаться с места на место подобно другим животным. Наконец, первые две части увенчивает разумная часть – вершина человеческой природы, благодаря которой человек обладает теми замечательными и особыми свойствами, которые отличают его от всех остальных животных. Каждая часть, чтобы начать действовать, по необходимости развивает сущностные акциденции, или способности. Так, в ведении растительной души находятся различные органы и способности питания, роста и размножения; животная душа отвечает за органы и способности ощущения и передвижения; разумная же душа заведует нематериальными умственными способностями и разумным выбором, или волей. Познание следует отличать от деятельности. Оно не включает построения чего-то нового, но скорее представляет собой постижение с помощью ноэзиса (разумной способности) чего-то уже существующего в физическом мире, причем именно таким, как оно есть. Формы существуют в физическом смысле в индивидуальной материи, привязывающей их к определенному месту и времени. Именно таким образом человеческая форма существует в материи всякого индивидуального человеческого тела. Однако благодаря своим познавательным способностям человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Это значит, что человек, отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически, умственно соединяться с ними нематериальным способом, стать микрокосмом, отражающим природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего бренного существа.

Ощущение ограничено определенным конечным рядом форм и постигает их лишь во взаимном смешении, происходящем в ходе конкретного физического взаимодействия. Но ум не знает подобных ограничений, он способен постичь какую угодно форму и освободить ее сущность от всего, с чем она соединена в чувственном опыте. Однако этот акт рационального постижения, или абстрагирования, не может быть выполнен без предварительной деятельности ощущения и воображения.

Когда воображение вызывает к жизни некий конкретный чувственный опыт, деятельный разум может озарить этот опыт своим светом и выявить некую наличествующую в нем природу, освобождая опыт от всего, что не относится к его сущностной природе. Разум может высветить и все прочие реальные элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает всякий человек, ее чистый, абстрактный образ. Затем, посредством суждений, которые соединяют эти природы соответственно тому, как они соединены в действительности, разум может выстроить сложное понятие всей сущности в целом, воспроизводя ее точно такой, какая она есть. Эта способность разума не только позволяет приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей, но и влияет на человеческие устремления, помогая человеку усовершенствовать свою природу через деятельность. И в самом деле, без разумного руководства устремлениями человеческая природа вообще не способна к совершенствованию. Изучение этого процесса совершенствования относится к области практической философии.

Деятельность Аристотеля завершала целый этап в развитии античной науки и культуры. Ему пришлось обобщить и подытожить достижения своих предшественников, что он и выполнил, создав подлинную научную энциклопедию своего времени. В этом огромная историческая заслуга Аристотеля.

Приводя в систему научные знания своей эпохи, Аристотель анализировал и самый процесс мышления, создав логику. Создание логики явилось второй крупнейшей заслугой Аристотеля. Энциклопедичность Аристотеля и построенная им система логики обеспечили ему огромный авторитет не только у современников, но и в течение длительного средневекового периода, когда философия Аристотеля господствовала почти безраздельно. Создателям новой опытной науки пришлось бороться со слепым преклонением перед авторитетом Аристотеля.

Аристотель не принял материалистического учения Демокрита. Однако вместе с тем он не встал и на позиции своего учителя идеалиста Платона. Он занимал промежуточную колеблющуюся между материализмом и идеализмом позицию, склоняясь, в конечном счете, к идеализму. Такова, например, его концепция четырех причин, изложенная им в «Физике». Признавая объективное существование материи, Аристотель вместе с тем считает, что материя существует только как возможность, как «материальная причина» вещей. Наряду с этим существует вторая причина — форма, или «формальная причина». Вещь образуется из соединения материи с формой. Превращение возможности в действительность, материи в вещь осуществляется ‘деятельным началом — движением, которое Аристотель называет действующей причиной. «Кроме того, причиной может быть цель; это значит «ради чего», например, причина прогулки — здоровье». Эта четвертая причина — цель, называемая конечной причиной, придает учению Аристотеля о причинах идеалистический, телеологический характер10.

В своей «Физике» Аристотель рассматривает также понятия пространства, времени и движения. Понятие пространства образуется из понятия «место», которое «представляет собой нечто наряду с телами, и всякое чувственно воспринимаемое тело находится в месте». Следовательно, место неразрывно связано с телами, существует вместе с ними. Чистого места без тел, пустоты в материальном мире не существует. Место является границей объемлющего тела, соприкасающегося с объемлемым. Только тогда тело находится в пространстве, когда оно соприкасается с другим телом, иначе тело нигде не находится. «Земля помещается в воде, вода в воздухе, воздух в эфире, эфир в небе, а небо уже ни в чем другом». Если понятие пространства неразрывно связано с понятием тела, то понятие времени неразрывно связано с движением. Время есть своеобразная мера движения, «число движения по отношению к предыдущему и последующему». Этой мерой является равномерное круговое движение, «так как число его является самым известным. Ни качественное изменение, ни рост, ни возникновение не равномерны, а только перемещение. Оттого и время кажется движением сферы, что этим движением измеряются прочие движения и время измеряется им же.

Таким образом, время связано с реальными процессами и прежде всего с равномерным круговым движением. Не подлежит сомнению, что в этом определении Аристотеля обобщена длительная астрономическая практика, приведшая к разработке календаря и измерению времени.

Движение у Аристотеля — это изменение вообще. Он различает такие формы движения:

1) возникновение и уничтожение;

2) качественное изменение;

3) количественное изменение (рост  и убыль);

4) перемещение11.

Отвергая концепцию атомистов и ионийцев, Аристотель останавливается на концепции Эмпедокла и развивает ее. Все происходящие в природе изменения осуществляются борьбой четырех противоположных качеств: тепла и холода, сухости и влажности. Могут быть такие сочетания этих качеств: 1) тепло и сухость; 2) тепло и влажность; 3) холод и влажность; 4) холод и сухость. Этим сочетаниям соответствуют четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля, из которых состоит весь видимый, или элементный мир. По Аристотелю, изменением первичных качеств можно разрушать и изменять элементы, осуществлять превращение веществ. Поэтому в мире не может существовать абсолютно неизменных и непревратимых тел. Металлы могут быть превращены в неметаллы и наоборот. Эта концепция Аристотеля стала теоретической базой средневековой алхимии.

Элементному миру Аристотель противопоставляет неразрушимый и вечный небесный мир, построенный из пятого начала - «квинтэссенции» - с первичным неизменным и неподвижным двигателем.

По Аристотелю, идеальным видом движения является равномерное круговое движение. Это движение и присуще небесным сферам, приводимым в движение перводвигателем. Что же касается «элементного» мира, то для него движения могут быть разбиты на две группы — естественные и насильственные. Естественные движения осуществляются под действием естественных начал, к которым Аристотель причислял начало тяжести и начало легкости. Тяжесть — это присущее телам стремление к центру мира, который полагается в центре Земли. Легкость—это свойство огня удаляться от центра. Все прочие движения являются насильственными. Тело само по себе не может прийти в движение — его надо толкнуть или подействовать на него как-нибудь иначе. Этот вывод Аристотеля соответствует первой части закона инерции. Однако Аристотель утверждает, что сила необходима и для продолжения движения. Такое заключение становится понятным, если вспомнить, что тяжелый груз, лежащий на поверхности Земли, останавливается, как только перестают его подталкивать. Но, с другой стороны, стрела, выпущенная из лука, продолжает лететь и после того, как действие толкнувшей ее тетивы прекратилось. Для объяснения этого Аристотель привлекал принцип «боязни пустоты»: при движении стрелы в освободившееся от нее место устремляется воздух и своими толчками побуждает стрелу к дальнейшему движению. Постепенно эти толчки ослабевают, и стрела естественным движением падает вниз. Аристотель подметил, что падение происходит с ускорением, считая это следствием усиления стремления к центру при приближении к нему падающего тела. Так как скорость падения тел в обычных условиях для различных тел различна, то Аристотель принимал, что скорость падения увеличивается с тяжестью. Эти взгляды на движение и падение тел держались в науке до Галилея.

 

Заключение

Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н.э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля.

Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам.

В пятой книге «Historia animalium» Аристотель упомянул о своём «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души по сравнению с животными и человеком. Аристотель отмечал в природе растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, например, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растения это или животные.

Так, Аристотель оставил нам богатое наследие, связанное с различными областями научной мысли, которое необходимо сохранить для потомков и тщательно исследовать.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Анахт Д. Толкование «Аналитики» Аристотеля. Ереван, 1967.
  2. Аристотель и античная литература. М., 1978.
  3. Аристотель. Риторика. – В кн.: Античные риторики. М., 1978.
  4. Аристотель. Сочинения, тт. 1–4. М., 1976-1984.
  5. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. М., 1975.
  6. Джохадзе Д.В. Диалектика Аристотеля. М., 1971
  7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
  8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.

Информация о работе Отдельные этапы развития личности Аристотеля как человека и ученого