Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 12:47, статья
Зависимость человека только от своего разума привела к тому, что сегодня мы живём в информационном обществе, где главным является владение информацией и способность человека правильно её использовать. Но как же мы, обладая огромным духовным, культурным, научным, техническим наследием, до сих пор не научились правильно его применять для блага каждого члена общества? Почему имея все предпосылки и условия для творческого созидания реальности, мы лишь пассивно воспринимаем его, – плывём по течению, подстраиваемся под любые условия, духовно деградируем и в конечном итоге направляем всю техническую мощь на уничтожение всей нашей планеты в целом. Разрушается мораль, вырождаются образность и искусство, отмирают истинные религиозные чувства. Происходит подмена истиной цели – отныне средства её достижения провозглашаются целью, а потребление таких «целей» - наивысшим благом приносящим переживание ощущения счастья
Коваль Е.Н.
Отчаянность современности:
где мы находимся и к чему мы движемся.
″Громадные технические и практические успехи способствовали «разбожествлению» сознания человека, - то, что ни один бог за тысячелетие не сделал для человека, человек делает сам. Вероятно, он надеялся узреть в этой деятельности бытие, но, испуганный, оказался перед им самим созданной пустотой″[1; 299]. Такими словами Карл Ясперс охарактеризовал духовную ситуацию своего времени, – но на данный момент, ничего не изменилось, по крайней мере, к лучшему, - за последние три десятилетия ощущение неминуемой катастрофы, страх и растерянность только усилились.
Зависимость человека только от своего разума привела к тому, что сегодня мы живём в информационном обществе, где главным является владение информацией и способность человека правильно её использовать. Но как же мы, обладая огромным духовным, культурным, научным, техническим наследием, до сих пор не научились правильно его применять для блага каждого члена общества? Почему имея все предпосылки и условия для творческого созидания реальности, мы лишь пассивно воспринимаем его, – плывём по течению, подстраиваемся под любые условия, духовно деградируем и в конечном итоге направляем всю техническую мощь на уничтожение всей нашей планеты в целом. Разрушается мораль, вырождаются образность и искусство, отмирают истинные религиозные чувства. Происходит подмена истиной цели – отныне средства её достижения провозглашаются целью, а потребление таких «целей» - наивысшим благом приносящим переживание ощущения счастья. В результате чего, человек становится заложником технологического развития и всё большего производства продуктов потребления, что порождает лишь всё большее чувство всеобщей нестабильности и неуверенности. У людей нет отчетливого знания о своей судьбе, о судьбе своего времени, но в любом случае, хотя и по большей части бессознательно, мы ощущаем, что живём в момент, когда в развитии мира достигнут рубеж, который несоизмерим с подобными рубежами отдельных исторических эпох прошлых тысячелетий. Есть осознание того, что мы живем в духовно несравненно более богатой возможностями и опасностями ситуации, однако, если мы с ней не справимся, она неизбежно превратится в наиболее ничтожное время для оказавшегося несостоятельным человека. Взирая на прошедшие тысячелетия, может показаться, что человек достиг в своем развитии конца или же он в качестве носителя современного сознания находится лишь в начале своего пути, в начале своего становления, но, обладая на этот раз средствами и возможностью реального воспоминания, на новом, совершенно ином уровне. Посмотрите, насколько за последнее время, возросли потенции жизни – пределы наших возможностей расширились невероятно. И при этом, обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех; плывет по течению. Наш век растерян среди изобилия - будучи глубоко уверенным в своих творческих способностях, он при этом не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе [2; 56].
События XX-го века, венчавшего собой второе тысячелетие, оставили больше вопросов, чем дали ответов на вопрос о том, в какой взаимосвязи и в каком взаимовлиянии между собой находятся характер социальной деятельности людей и окружающий человека мир. С одной стороны, благодаря достижениям в различных сферах осуществляемой социальной деятельности, человек сумел подключить к ней даже космическое пространство. С другой же стороны, частой непредсказуемостью своих результатов, особенно в плане значительного несовпадения желаемого с действительностью, она, эта деятельность, порой ставит под угрозу сам факт существования и его самого, и всего его наличного природного и социального окружения. Откуда такое количество суицидов и почему человечество стремится к накоплению и усовершенствованию того что может навсегда стереть даже память о нас из Вселенной?! Сегодня, в нашем мире нет ни планов, ни целей, ни идеалов; нет ни высших ни низших, ни правых ни виноватых, происходит выравнивание богатств, прав, культуры, классов, полов: человечество стало жить как бы по ту сторону добра и зла. Духовная сфера - культура, религия, искусство – подверглась критики и претерпела крушение; авторитеты потеряли свой вес, а нормы – значимость. Отрицание прошлого и полная прострация по поводу своего будущего – вот характеристика нашего времени. И даже произведенное нами сегодня, произведено не с целью получения потребительной стоимости и владением, по возможности, прочным продуктом, оно произведено с целью его смерти, ускорение которой равно только инфляции цен. Данная политика ставит под вопрос «рационалистические» постулаты не только экономической науки, но в целом разумность и целесообразность самого нашего существования. Возникает стойкое ощущение, что человечество на протяжении всех веков бежало- бежало, стремилось к чему-то: - чему-то, что сможет утвердить его существование – улучшить, обезопасить, продлить, сделать более комфортным, - а, в конце концов, пришло к отрицанию самого себя. За что боролись на то и напоролись – змея кусает свой собственный хвост: бессмысленность, бесполезность, безнадёжность…
Человечество стоит на грани кризиса всех сфер своего существования – природного, социального, экономического, политического, душевно-психологического, духовного. Что привело к этому? Вся воля, все силы направленные на улучшение, в конце концов, привели к отрицанию самой жизни человека. Жизнь – это неотъемлемое свойство окружающего нас мира. На протяжении ряда веков основным способом восприятия действительности было пассивное миросозерцание с полным отождествлением себя с окружающей средой. Мы не представители животного мира и к самому факту своей жизни должны относиться разумно: жить – осознано. Понятие, наиболее чётко схватывающее данное осознанное переживание жизни – экзистенция – существование. Существование – как чувственное ощущение жизни, её непрерывного движения. Это такое состояние, при котором ты понимаешь, что «человек осуждён быть свободным. Осуждён, потому что не сам себя создал, и всё-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает» [3; 330]. Существование возможно лишь при творческом воссоздании реальности – ведь именно в такие моменты мы как нельзя осознаннее и разумнее относимся к жизни – мы сами выступаем её Творцами. Данное демиургическое мироощущение присуще человеку стремящемуся, в первую очередь, к конституированию себя: «Я есмь тот, кем я делаю себя по свободе, и есмь именно по тому, что я себя таким делаю» [4; 68].
Мы отдали свою жизнь, судьбу планеты в руки государства, политиков, чиновников не потому, что считаем это разумным, а потому, что нам так удобно. У нас есть всё необходимое для наших физиологических потребностей и нам не хочется терять эту зону комфорта - наши душвно-психологические потребности вполне удовлетворены развитой индустрией массового развлечения – радио, телевидение, интернет – занимают наш разум пустой информацией, воздушными замками – отупляют сознание, притупляют волю. Даже душевным потребностям мы находим замену - нам перестали быть интересны встречи и личное общение – слишком много усилий, и зачем выезжать на природу, наслаждаться красивыми видами – ведь можно получить те же ощущения не применив никаких усилий. Но лень и душевное отупление это лишь следствие. На протяжении веков в нас культивировалось стремлению к усреднению, покою, выравниванию – так называемой, «золотой середине». Ещё со времён Конфуция существовала идея «следования среднему пути» - «Середина есть точка ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти»(Конфуций).
Конечно, чувство меры – необходимость заложенная в человеке. Вот только не нужно её абсолютизировать и искажать,- это приводит к всеобщему невелированию, обезличиванию, посредственности, омассовлению, серости, безвольности. И лучше бы чувство меры так и называть «чувством меры», не давать ему образных названий - чтобы не цеплялись к нему дополнительные размытые значения и не было возможности спекулировать данным понятием, наделяя его дополнительными смыслами, подменяя и искажая их. Власти это выгодно, массам это удобно - еще римский поэт Гораций верно сказал, что они во всем ищут так называемую ими: «золотую середину».
Как мало тех, кто в наше время может похвастать решительностью и принципиальностью, может с уверенностью сказать, что всегда знает, какой путь он должен избрать, что считает хорошим и что плохим... Слишком много сейчас беспринципности которую возводят в ранг добродетели - демократично называя её лояльностью, стараясь во всем примирять крайности, даже там где этого делать не стоит - всё уровнять, сведя на нет все особенности - обезличить, усреднить – занять наиболее выгодную позицию «ни нашим, ни вашим», чтобы «и овцы были целы и волки сыты». Всеобщая удовлетворённость, покой, и умиротворение - уж больно это всё пахнет Вселенским Кладбищем. Может, мы всё же не туда идём, и опять упустили основную цель, подменив её очередной пустышкой – красивой, броской фразой, приемлемой для всех идеей, таким удобным для большинства – упрощённым способом существования. Зачем нам думать – для этого есть Другие, зачем действовать – Другие пусть этим занимаются, зачем нам творить – Другие об этом позаботятся, зачем что-то менять – нам и так хорошо.
Ясперс при рассмотрении духовного состояния своего времени отметил, что ситуации могут быть либо бессознательными - тогда они оказывают воздействие так, что тот, кого это касается, не знает, как это происходит. Либо они рассматриваются как наличные для сознающей самое себя воли, которая может их принять, использовать и изменить. Ставшая же осознанной ситуация, так или иначе, подтолкнёт человека к определенному поведению. Благодаря ей не происходит автоматически неизбежного; она указывает возможности и границы возможностей: то, что в ней происходит, зависит также от того, кто в ней находится, и от того, как он ее познает. Хотя и само постижение ситуации уже изменяет ситуацию, поскольку апеллирует к возможному действованию и поведению. Увидеть ситуацию означает начать господствовать над ней, а обратить на нее пристальный взор – уже борьбу воли за бытие [1; 332]. Человек выполняет своё назначение и миссию, если он не удовлетворяется существующей действительностью, а живёт стремлением разрешить проблемы которые он видит в себе и в своём обществе, ведь человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Отсюда и вся жизнь человека должна быть подчинена высшей идее созидания окружающей реальности. Наша реальность – в нашей деятельности. Философия сегодня, не должна замалчивать проблемы современности только потому, что не чувствует в себе сил для их решения. Конечно, кто не играет тот и не проигрывает, вот только и успеха он тоже не добивается. Гордость – бич и двигатель философа – страх позора неудач и чувство превосходства над обстоятельствами. И когда внутренняя свобода берёт вверх, идёт развитие философии, продолжается развитие человечества. Пусть мы не предложим нужного пути – мы хотя-бы скажем о его необходимости. Дать запрос это уже начало – будут решения, и будет выход, пусть и не нами предложенный.
Список использованной литературы
1 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991.
2 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс - СПб:. Феникс, 2008.
3 Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. Опубликовано в кн.: Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1989.
4 Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте - М.: Наука, 1990.
Информация о работе Отчаянность современности: где мы находимся и к чему мы движемся