Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 23:12, контрольная работа
Немецкая классическая философия – уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
- глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
- совместить в себе множество известных в тот период философских направлений – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
- открыть ряд имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.).
Индивидуальными особенностями немецкой классической философии являются:
- доминирование идеализма;
- главный метод философского творчества – диалектика.
Также, немецкую классическую философию называют философией для философов (т.е. для самокритики) и философией “профессорской”, т.е. не предназначенной для широких масс.
Актуальность немецкой классической философии в том, что она легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.
Введение
1.Немецкая классическая философия
2. Критическая философия И. Канта
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Заключение
Список используемой литературы
В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек - результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.
В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен - Мир бесконечен.
Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза.
Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории - единство, множество, цельность.
И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».
Этические
взгляды И. Канта отражены в его
высказывании: «Две вещи наполняют
душу всегда новым и все более
сильным удивлением, благоговением,
чем чаще и продолжительнее мы
размышляем о них - это звездное небо
надо мной и моральный закон во
мне». Нравственный долг И. Кант формулирует
в форме нравственного закона
(категорического императива): «Поступай
так, что бы максима твоей воли
могла стать принципом
и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно. Социально - политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека - в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону. И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.[;1с.124-128]
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804-1872) вначале был сторонником философии Гегеля, а затем подверг ее резкой критике. Обстоятельное изучение гегелевской системы привело Фейербаха к выводу о необоснованности заявляемого Гегелем самоотчуждения логической идеи в природу. Фейербах утверждал, что если бы не было природы как самостоятельной реальности, то и логическое мышление не смогло бы в своем внутреннем движении натолкнуться на нее или, тем более, произвести ее из себя. Фейербах приходит к заключению, что бесконечный разум, идеалистически истолкованный Гегелем, есть не что иное как родовой, всеобщий разум человечества-, имеющий свое основание в бесконечной и объективной реальности природного бытия. Природа составляет основу духа, и поэтому она, по убеждению Фейербаха, является также подлинным началом философии.
Гегелевская философия, как подчеркивал Фейербах, ймееі глуоинное сходство с религиозным мировоззрением. Тайну христианской религии Фейербах усмотрел в том, что в идее Бога человек объективирует свою сущность, очищенную от индивидуальных проявлений. Эта идеализированная, освобожденная от личностной ограниченности и материальной обусловленности родовая сущность людей превращается, благодаря человеческой фантазии, в самостоятельное абсолютное существо, в небесного отца и господина. Религия истолковывается Фейербахом как первое и к тому же косвенное самопознание человека. Она постигает родовую сущность человека в ее универсальном и предельном выражении, приписывая Богу высшие совершенства, которые люди хотели бы видеть у себя (всемогущество, всезнание, всеблагость и т.д.). Тем самым почитание Бога становится косвенным поклонением искомому совершенству человеческой природы.
Известное оправдание Фейербахом религии, имеющей значимые антропологические истоки и функции, сопряжено с требованием преодоления ограниченных исторических форм религиозности, принижающих человека и подрывающих его веру в самого себя. Считая мировоззренческой задачей Нового времени раскрытие и очеловечивание Бога, Фейербах указывал на то обстоятельство, что Бог как духовная, или абстрактная сущность есть сущность человеческого разума. Соответственно, гегелевская умозрительная философия как учение о чистом разуме, способном постигать абсолютную истину, есть обожествление человеческого мышления, оторванного от реального человека. По Фейербаху же, мыслит не какой-то сверхчеловеческий разум, а действительный человек как субъект разума; именно в человеке достигается единство бытия и мышления.
Подлинное бытие, по его убеждению, материально, чувственно осязаемо и, как таковое, первично по отношению к понятиям о бытии, складывающимся в человеческом мышлении. Философия должка исходить из этой первичной реальности, а не из фантастических мыслей, лишенных жизненной опоры. Новая философия, провозглашенная Фейербахом, рассматривает человека в качестве единственного и универсального предмета, включающего и природу как базис человека, и тем самым превращает антропологию в универсальную науку.
Переход Фейербаха на позиции материализма сопровождался декларированием всеобщности процессов развития природы, утверждением естественного происхождения жизни и человека как ее высшего цвета. Фейербах восстановил в своих правах сенсуализм, правда, без учета гносеологических выводов, полученных Юмом и Кантом. Полагая, что в современном ему мире происходит фундаментальный процесс изживания христианства, Фейербах считал необходимым разработать такую новую философию, которая могла бы стать религией, благодаря культивированию в ней благоговейного отношения к человеческой сущности. На место любви человека к Богу он предложил поставить любовь к человеку как истинную религию, акцентирующую нравственные и социальные проблемы. Фейербах подчеркивал, что сущность человека обнаруживается и реализуется в общении, в человеческих взаимоотношениях. Понимая надобность материалистически переосмыслить гегелевское учение о человеке и учесть вш многообразие форм человеческого бытия, он, однако, не продвинулся дальше «этики любви» как средства решения всех социальных проблем и преодоления человеческого отчуждения.[2;с.229-230]
Заключение
Немецкая классическая философия конца XVIII – середины XIX столетия является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля, «средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире».
Основные
проблемы немецкой классической философии:
целостность и
Обобщая сказанное, следует сказать: немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли. Это вовсе не значит, что развитие философской мысли закончено немецкой классической философией. Как не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так же не может остановиться развитие философской мысли народами еще существующей европейской культуры. Но все же, следует признать, что после немецкой классической философии, философия европейских народов выходит за рамки собственно европейских народов и начинает развиваться в мировом масштабе.
Немецкая классическая философия — свидетельство идейного пробуждения народа Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии.
Немецкая классическая философия – одно из важнейших выражений духовной культуры XIX века.[1;с130]
Список используемой литературы:
1. Вишневский, М. И.
Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. — Минск : Выш. шк., 2008. - 479 с. ISBN 978-985-06-1488-9.
2. Голубиицев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Г 60 Философия для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001. -512 с.
3. Философия: Учеб. пособие/ Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и доп. - Мн.: НТЦ "АЛИ", 1999. - 367 с.