Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 12:19, контрольная работа
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории.
Введение
1. Понятие науки.
2. Закономерности развития науки:
а) научные революции;
б) типы рациональности.
3. Основные функции науки.
Заключение
Список литературы
б) типы рациональности.
Классическая рациональность С-Ср-(О)
Классический тип
научной рациональности, центрируя
внимание на объекте, стремится при
теоретическом объяснении и описании
отделить все то, что относится
к субъекту, средствам и операциям
его деятельности. Такое отделение
(элиминация) рассматривается как
необходимое условие получения
объективно-истинного знания о мире.
Цели и ценности науки, определяющие
стратегии исследования и способы
фрагментации мира, на этом этапе, как
и на всех остальных, детерминированы
доминирующими в культуре мировоззренческими
установками и ценностными
Неклассическая научная рациональность С-(Ср-О)
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии. Неклассическая научная рациональность "берется" учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. Этим формам рационального сознания присущ пафос максимального внимания к реальности. Если с точки зрения классической картины мира предметность рациональности - это прежде всего предметность объекта, данного субъекту в виде завершенной, ставшей действительности, то предметность неклассической рациональности - пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность.
Постнеклассическая научная рациональность
Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия "рациональности науки", так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целевых действий и поведение человека. Новый постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. В новый, расширенный объем понятия "рациональность" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", которые сами являются порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным "очеловечиванием". Поэтому постнеклассическая рациональность - это единство субъективности и объективности. Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом.
3. Основные функции науки.
Социологический анализ деятельности
института науки в современном
обществе дает основание утверждать,
что главной функцией науки является
производство и умножение достоверного
знания, позволяющего раскрывать и
объяснять закономерности окружающего
мира. Указанная выше основная функция науки
в современном обществе может быть конкретизирована
и дифференцирована на ряд более частных,
тесно между собою взаимосвязанных.
1) мировоззренческая функция;
2) технологическая;
3) функция рационализации
человеческого поведения и
Мировоззренческая функция науки – одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания и секуляризации религии.
Технологическая функция науки. Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, познать истину и так называемый платоновский идеал науки существовал еще в предшествующие эпохи, то технологическая функция стала явственно формироваться лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, заявивший о том, что «знание – сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества.
Функция рационализация человеческого поведения и деятельности – теснейшим образом связана с предыдущей, с той лишь разницей, что относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Она смогла реализоваться лишь в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук – психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. Благодаря успехам этих наук, и в первую очередь психологии, являющейся базовой дисциплиной, стало возможным создание и распространение многочисленных социальных технологий – рациональных схем и моделей поведения, с помощью которых деятельность человека приносит более эффективные результаты.
Заключение
Причиной зарождения науки, движущей силой развития науки есть жизнь, жажда жизни, стремление человека к улучшению условий жизни. В своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и к предсказанию будущих изменений объектов. На начальном этапе теоретических обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни. Одновременно с развитием науки нарастали ее функции и формировалась полифункциональность науки: 1)познавательная, 2)мировоззренческая, 3)технологическая, 4)предсказательная (прогностическая), 5)образовательная, 6)интернациональная, 7)социальная функции. В соответствии с этими функциями наука оказывает разнонаправленные воздействия на общество, на каждого человека. Сила науки заключена в истинности научных знаний. В основе науки, научного исследования лежит научная мысль. Развитие науки и развитие научной мысли это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Мысль, мышление это проявление интеллекта. Таким образом развитие науки неизбежно развивает мышление, интеллект, мозг человека и общество неизбежно вступит в стадию общества разума! В этом заключается интеллектуальная функция науки.
Список литературы
Пётр Лаврович Лавров (1823-1900 г.г.)
«Три беседы о современном знании философии»
1861г.
План:
а) Германия;
б) Франция;
в) Россия.
2. Для чего необходимо изучать философию.
3. Роль философии в деятельности человека:
а) в науке;
б) в искусстве;
в) в религиозной деятельности.
Значение философии для общества было различно. Всего более о ней говорили в Германии и во Франции, но являлась она в этих странах представительницей разных направлений. Немцы считают себя прирожденными судьями и , гордясь, именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. В маленьких изящных книжках, как стихотворения Ленау, Гейне, Уланда, сборники карьера, Шеффера проникнуты Шилингизмом гегелизмом. Философские споры проникли в германское общество, германскую жизнь и споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегелянцев, шелиннгистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д.
Мы найдем совсем другое, если обратимся к Франции, там слово философия есть знамя, с которым идут в битву общественные партии. Это слово ставили на алтарь в виде богини разума, из-за него изгоняли и казнили, но при этом обращали мало внимания на его научное знание. Против этих приданий шли бороться Вольтер и Дидро. Новые общественные партии вышли на сцену, и во имя своих практических интересов каждая из них выставила свою философию. Во всех этих сочинениях практические вопросы, практические стремления на первом плане. За них бранят и прославляют писателей в различных кружках общества. До остального же почти никому нет дела.
У нас философия ни имеет ни другого значения. У нас нет философского предания, великих имен национальных мыслителей, которых системы спорили бы о государстве между ними. Философских школ у нас не было, а были философствующие единицы, и те приносили очень мало своего, а развивали большей частью предмет по миросозерцанию того или другого германского философа. У нас два отдела в обществе: люди, желающие знания и развития, и поклонники невежества, люди, раскольнически враждебные науке, именно в ее развивающихся человеческих началах.
У нас называют философом того, кто ведет себя не так, как другие, кто пренебрегает приличиями. «Прошу не философствовать, а делать», - говорит начальник подчиненному, осмелевшему возражать. «Философия есть наука лени», - повторяет своим слушателям один петербуржский профессор. (Философствование для Фамусова имеет значение Гастрономическое)
Со словом философия наше общество связывает представление о чем то темном, трудном, доступном лишь немногим специалистам. Дико звучат в ушах русского человека непереваренные термины шелленгизма, к которым Германия была приготовлена рядом мыслителей, составлявших и изменявших постепенно немецкую философскую терминологию. Но в России не было подобного приготовления, и потому предмет, наполненный полупонятными или вовсе непонятными выражениями, представился обществу как нечто туманное, чуждое, как предмет, составляющий специальность нескольких человек, а остальным вовсе ненужный.
Между тем философия есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо. Позвольте вам тогда напомнить подобное явление, проводимое Мольером в одной из своих самых популярных комедий. Журден всю жизнь говорил прозой и не знал этого. Правда, проза Журдена не была прозой Паскаля и Боссюэ, но тем не менее это была проза (бессознательная философия).
Дело в том, что философия, и она одна, вносит смысл и человеческое значение во все, куда она входит. Пренебрежение философией есть искажение в себе человеческого сознания. Требование сознательной философии равнозначно требованию развития человека. Мы считаем себя в праве поставить себе аксиомой: человек обязан отдавать себе отчет в каждом слове, в каждой мысли, в каждом чувстве и действии. На этом основании мы должны отдавать себе отчет в том, какое значение имеет в себе философский элемент, присутствующий в человеческой деятельности. Мы увидим, что в разных областях этой деятельности он проявляется различно…
Философия в знании есть построение всех сведений в строенную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческой деятельности, воплощение понятного единства всего сущего в образ, в стройную форму, единства мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, внесение понимания всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия. Довольно сблизить эти выражения, чтобы в них прочесть отдельные термины одного понятия, отдельные признаки одной деятельности.
Философия есть понимание всего сущего как единого и воплощение этого понимания в художественный образ и нравственное действие.
Наука есть сумма сведений,
проникнутых философским
Искусство преследует красоту, стройную форму, оживленную пафосом художника: форма здесь существенная и потому влечет за собой пафос, художник – живая личность, полнота содержания не нужна, воплощение одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствует содержанию. Для нее самое важное содержание; форма должна подчинятся. Философия не искусство, но без нее не было бы ни одного прекрасного произведения.
Религиозная деятельность схожа с философской по своим целям, но отличается от нее по состоянию духа личностей: вера – существенный признак одной, критика – необходимое условие другой.
Таким образом философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука - сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм. Философствовать – это развивать в себе человека как единое стройное существо.
Карл Генрих Маркс (1818-1883 г. г.)
«К критике политической экономии»
1859 г.
Предисловие
План:
1. Буржуазная экономика.
2. Гражданское общество.
3. Социальная политика.
4. Другой путь Энгельса.