Насилие и ненасильственность в общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:36, реферат

Краткое описание

Поэтому цель реферата: выработать осмысленное личное отношение к этике ненасилия и навык аргументированного рассуждения о допустимости насилия во благо. Задачи работы:
Научиться логически корректно пользоваться понятиями насилия и ненасилия и точно описывать проблемное поле их соотношения.
Освоить основные социально-этические диспозиции и концептуальные подходы к соотношению насилия и ненасилия.
Показать умение этически сфокусированного анализа проблем терроризма, справедливой войны, смертной казни.

Содержание

Введение____________________________________________________3
Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ И НЕНАСИЛИЯ__________________4
Глава 2. НАСИЛИЕ В ИСТОРИИ_______________________________6
Право на насилие: от талиона к государству_____________6
Насилие и священное________________________________7
Справедливая война_______________________________8
Насилие сквозь призму исторической социологии и этики_9
Глава 3. НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ОПЫТЫ XX ВЕКА___________11
Этика непротивления Л.Н. Толстого__________________11
Ненасильственная политика М. Ганди_______________12
М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев___________________________________________14
Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ_17
Заключение_______________________________________________19
Список литературы__________________________________________20

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат лена.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития России

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Реферат

Насилие и ненасильственность в общественной жизни

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: студентка

                                                                                лечебного факультета 240 гр.

                                                                           Сазанова Елена Сергеевна

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Содержание.

Введение____________________________________________________3

Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ  И НЕНАСИЛИЯ__________________4

Глава 2. НАСИЛИЕ В ИСТОРИИ_______________________________6

    1. Право на насилие: от талиона к государству_____________6
    2. Насилие и священное________________________________7
    3. Справедливая война_______________________________8
    4. Насилие сквозь призму исторической социологии и этики_9

Глава 3. НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ОПЫТЫ XX ВЕКА___________11

    1. Этика непротивления Л.Н. Толстого__________________11
    2. Ненасильственная политика М. Ганди_______________12
    3. М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев___________________________________________14

Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ  НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ_17

Заключение_______________________________________________19

Список литературы__________________________________________20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любую проблему философия начинает решать с анализа взаимоотношений объективного и субъективного в пределах существования данного явления; даёт нам аппараты исследования – с помощью диалектического и метафизического подходов. И мы должны решить основной вопрос философии, отнеся данное явление к одному из предельно широких множеств: материального или идеального. И тогда полученные знания формируют и изменяют наше мировоззрение и методы исследования и преобразования мира. Актуальность темы, выбранной мной, заключается в том, что она всегда будет актуальной из-за отсутствия своей соизмеримости и как следствие этого – её решаемость. Что касается степени изученности, то данная проблема начала решатся ещё до нашей эры - примером может служить освобождения своего народа Моисеем (около 1200 лет до н.э.) - и продолжается, по сей день. Поэтому цель реферата: выработать осмысленное личное отношение к этике ненасилия и навык аргументированного рассуждения о допустимости насилия во благо. Задачи работы:

    1. Научиться логически корректно пользоваться понятиями насилия и ненасилия и точно описывать проблемное поле их соотношения.
    2. Освоить основные социально-этические диспозиции и концептуальные подходы к соотношению насилия и ненасилия.
    3. Показать умение этически сфокусированного анализа проблем терроризма, справедливой войны, смертной казни.
    4. Научиться выявлять связь особых форм ненасильственной практики с ненасилием как всеобщим и превалирующим вектором общественной активности.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие насилия и ненасилия.

В определении  понятия насилия существуют два  подхода, один из которых можно назвать  абсолютистским: насилие несет четко  выраженную негативную оценочную нагрузку, употребляется в очень широком  значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, оно прямо отождествляется со злом вообще. При таком подходе возникают, как минимум, две трудности: во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; само понятие как бы предрешает проблему, с самого начала содержит в себе ответ на вопрос, который подлежит обсуждению. Во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Не случайно, например, Л. Н. Толстой, который наиболее последовательно придерживался этой интеллектуально-духовной традиции, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, был одновременно радикальным критиком современной цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения; для него, в частности, в плане отношения к насилию не было большого различия между разбойниками с большой дороги и законными монархами, а если и было, то никак не в пользу вторых. Другой подход – прагматический. Прагматический подход ориентируется на ценностно-нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу; насилием считается то, что, очевидно, является насилием — убийство, ограбление и прочее. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.

Ненасилие в отличие от насилия является не особым случаем иерархической связанности человеческих воль, а перспективой их солидарного слияния. Его координаты — не вертикаль властных отношений, а горизонталь дружеского общения, понимая при этом дружбу в широком аристотелевском смысле. Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Одно из часто повторяемых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного и потому реалистического представления о человеке. В действительности это не так. В основе ненасилия лежит концепция, согласно которой человеческая душа является ареной борьбы добра и зла, как писал Мартин Лютер Кинг, «даже в наихудших из нас есть частица добра, и в лучших из нас есть частица зла». Считать человека радикально злым — значит незаслуженно клеветать на него. Считать человека бесконечно добрым — значит откровенно льстить ему. Ему воздается тогда, когда признается моральная амбивалентность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Насилие в истории.

Во всем мире насилие используется как инструмент манипуляций ещё с давних времён. Значение насилие может варьироваться от споров между двумя людьми до войны и геноцида, в результате которых могут умирать миллионы людей.  Причины агрессивного поведения людей — частые темы исследований психологов и социологов, над ним размышляли философы и известные писатели, такие как Толстой, Ганди и другие. Учёные согласны с тем, что насилие присуще людям изначально. Есть археологические свидетельства, что миролюбие и насилие были первичными характеристиками доисторических людей.

 

    1. Право на насилие: от талиона к государству.

Возмездие, равное преступлению – так называют насилие  в первобытном обществе, то есть талион. Это было ограничение неурегулированной межплеменной вражды. Являлся нормативной системой, проводился в результате спонтанных действий заинтересованных лиц. Впервые встречается в законах Хаммурапи, постулируется Ветхим заветом, он живет, в умах цивилизованного человека и по сей день. В то время насилие являлось делом всего рода. Право кровной мести всеми признавался, и каждый сородич в соответствии с определенным обычаем и очередностью воспринимал ее как свою неотъемлемую обязанность. Имея в себе разрушительную логику, он постепенно сменяется государственной монополией на насилие. С появлением государства безопасность делается обязанностью особой структуры, которая является монопольным держателем права на насилие. В государстве институционализируется насилие. Принцип «не убий», рассмотренный в конкретном историческом содержании, как раз был направлен на то, чтобы изъять право насилия у самого населения и передать его государству. Он, прежде всего, был призван блокировать действия требующих справедливого возмездия людей, гарантировать в обмен то, что государство накажет и защитит. Отношение к государственному насилию может быть и иным, если рассматривать его в историческом развитии и учитывать, что в отношении к насилию был догосударственный период и будет постгосударственный. Государственное насилие, как и предшествовавший ему талион, не является формой насилия, а становится лишь формой ограничения насилия, этапом на пути его преодоления. Монополия на насилие ограничивает его источник до размеров, которые дают возможность обществу осуществлять целенаправленный контроль над ним. Институционализация насилия включает его в пространство действий, законность которых сходится с разумной обоснованностью. Косвенные формы насилия — свидетельство того, что оно в своей эффективности может быть замещено другими средствами. Государственное насилие является не просто ограничением насилия. Это такое его ограничение, которое создает предпосылки для решительного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.

 

    1. Насилие и священное.

Рене Жирар известность получил в 70-е годы как философ и антрополог. Его антропологическая концепция была впервые развернуто изложена в книге "Насилие и священное" (1972). В основе его рассуждений лежит идея укорененности насилия в человеческой природе, постоянном присутствии его в общественной жизни. Он устанавливает родственные связи между жертвоприношением и убийством, выделяя в жертвоприношении два аспекта: "весьма святое дело" и грех. "Убить жертву преступно, поскольку она священна,… но жертва не будет священной, если ее не убить". Если насилие не удовлетворено, то оно продолжает накапливаться, "пока не перельется через край и не распространится с самыми ужасающими последствиями" (ритуальное детоубийство, совершенное Медеей). Неутоленное насилие находит себе заместительную жертву в виде жертвы жертвоприношения и теряет первоначально намеченный объект: "Вызвавшее ярость существо вдруг заменяется на другое, ничем не заслужившее ударов насильника, кроме как своей уязвимостью и досягаемостью". Так совершается процесс замещения или жертвенного переноса. Цель замещения предотвратить возможную месть, "порочный круг которой тяготеет над первобытными обществами". В данном аспекте жертвоприношение играет роль профилактического средства против насилия. Насилие, совершаемое в рамках жертвоприношения – очистительное насилие, за его рамками просто убийство. Если различие между нечистым и очистительным насилием утрачивается, то наступает жертвенный кризис: кризис социального порядка. В результате фокусирования насилия внутри группы происходит разрушение принципа социального бытия – "социальное самоубийство". Таким образом, делает заключение Р. Жирар, "насилие и священное неразделимы": "Религиозное и моральное поведение стремится обеспечить ненасилие непосредственным образом в повседневной жизни и – часто – опосредованным образом в жизни ритуальной, через парадоксальное посредничество насилия. Жертвоприношение, в конечном счете, включается в общий состав моральной и религиозной жизни… жертвоприношение, чтобы сохранить эффективность, должно совершаться в духе благочестия, характерном для всех аспектов религиозной жизни. Оно предстает актом одновременно и греховным, и самым священным; насилием и незаконным, и законным".

 

    1. Справедливая война.

Справедливая  война — морально допустимая война, которая соответствует определенным критериям. Теория справедливой войны  оформилась в рамках средневековой  католической теологии к XIII веку в трудах Августина и Фомы Аквинских. Она допускает войну лишь в определенных случаях, занимая промежуточное положение между милитаризмом и пацифизмом. Главный парадокс этический справедливой войны — санкция на убийство во имя прекращения убийства.

Плеханов указывал: „Чернышевский прямо ставит, между прочим, и вопрос о насилии. Он спрашивает: «пагубна или благотворна война?…все зависит от обстоятельств, времени и места. Для диких народов вред войны менее чувствителен, польза ощутительнее; для образованных народов война приносит обыкновенно менее пользы и более вреда. Но, например, война 1812 года была спасительна для русского народа, марафонская битва была благодетельнейшим событием в истории человечества»“

«Законная декларация»: война должна быть объявлена, носить оборонительный характер, защищать национальный суверенитет и территориальную целостность. Целью её должен быть мир, победитель должен проявлять великодушие к побежденным, война должна быть последним средством, не вовлечение гражданских лиц, отказ от свержения правительства или разорения враждебной страны. На этих основаниях некоторые христианские богословы считают, что ядерная война не может быть справедливой, однако иеговисты полагают, что Армагеддон с участием оружия массового поражения может иметь черты справедливой войны, поскольку это будет последняя война и Бог не допустит гибели праведников.

 

    1. Ненасилие сквозь призму исторической социологии и этики.

 Применение  насилия – метод, с помощью  которого относительно недавно  проводилась внешняя и внутренняя  политика многих государств мира. Самыми яркими примерами государств XX века, в которых применялась сила для решения внутренних проблем и подавления политической оппозиции, являются СССР и Третий Рейх.

Частью фашистской идеи было устранение евреев и большинства  «неарийских» народов. С начала 1934 года у Гитлера возникали различные противоречия со старыми товарищами по партии НСДАП. Его старый знакомый Эрнст Рем, руководящий отрядами штурмовиков, стал вести двойную игру. Рем на общих собраниях был лоялен к фюреру, но в узком кругу приближенных он заявлял о своём категорическом несогласии с решениями Гитлера. Таким образом, у фюрера появилась внутренняя оппозиция. Но впоследствии за компанию с предводителями СА были  убиты многие видные политики и публицисты без суда и следствия - «Ночь длинных ножей».

Во время  внутрипартийной борьбы  большевиков  в результате преступных сговоров были устранены видные представители  партийной верхушки. Примером может  послужить убийство Троцкого, находящегося за границей, а также устранение молодого партийного лидера Кирова. За всё время Сталинской диктатуры общее число репрессированных идет на сотни тысяч человек. Сталин добился полного подчинения себе государства, в котором инакомыслислящим всегда подписывали смертный приговор.

Информация о работе Насилие и ненасильственность в общественной жизни