Милетская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 14:46, реферат

Краткое описание

Досократики - условное название группы древнегреческих философов, действовавших как до, так и после жизни Сократа в период с 7 до начала 4 в. до н. э. Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия, диалектике мышления и т. д., а также отсутствие собственно философской терминологии вследствие нерасчлененности и неразвитости научного знания.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Досократики.docx

— 30.53 Кб (Скачать документ)

1.1.Введение.

Досократики - условное название группы древнегреческих философов, действовавших как до, так и после жизни Сократа в период с 7 до начала 4 в. до н. э. Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия, диалектике мышления и т. д., а также отсутствие собственно философской терминологии вследствие нерасчлененности и неразвитости научного знания.

 В своих работах  почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон и архе. Одни философы (натурфилософы или фисиологи) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания.

2.Милетская школа

  Милетская ионийская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоначале всего сущего, и такое первоначало милетцы видели в неком материальном веществе, чувственной стихии, которая является одновременно и субстанциальным, и генетическим началом. Философов Милетской школы объединяет также то, что все они – монисты, т. е., признавали только одно начало сущего.

2.1.Фалес Милетский

 Основатель Милетской школы - Фалес Милетский один из «семи мудрецов», считающийся первым философом. Согласно доксографам, образование он получил в Вавилонии, Финикии и Египте, а в Милет прибыл уже глубоким стариком. Ему приписываются сочинения “О природе”, ”О солнцестоянии”, ”О равноденствии”, ”Морская астрология”.

 Фалес признал воду  веществом, из которого все  возникло и все состоит. По  Фалесу, устойчивое пребывание Земли  в центре мира объясняется  тем, что она плавает, подобно куску дерева, на воде. В доказательство того, что именно вода является первоначалом, Фалес также приводил тот факт, что в горах Греции были найдены ракушки, - значит, весь мир когда-то был покрыт водой. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь), так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным.

 Онтологический монизм  Фалеса связан с его гносеологическим  монизмом: всезнание надо сводить  к единой основе, “многословие  вовсе не является показателем  разумного мнения”.

2.2.Анаксимандр

Анаксимандр ученик и последователь Фалеса. Ему приписываются сочинения ”О природе”, а также ”Карта земли” и “Глобус”.

  Анаксимандр считал субстанциально-генетическим началом всего сущего некий «апейрон», что в переводе означает "беспредельное, безграничное, бесконечное". Апейрон бесконечен, вечен, вневременн и "объемлет все миры", ибо Анаксимандр считал наш мир лишь одним из многих. Он материален, вещественен, но трудно сказать, что это за вещество; внутренне и качественно он неопределен. В качестве основания того, что именно апейрон является первоначалом, Анаксимандр приводил следующие доказательства. Ни одна из стихий не может быть первоначалом, т. к., во-первых, тогда она была бы наиболее мощной, а это бы привело к поглощению ею всех остальных стихий; во-вторых, субстанциальное начало, лежащее в основе всего сущего, должно быть общим для всех стихий, иначе превращение их друг в друга будет невозможно.

  Апейрон обладает некоторыми признаками единого бога: он самодостаточен, «все объемлет и всем управляет», вечен, «бессмертен и неуничтожим» и находится в вечном движении, в ходе которого произошло образование миров. Миры возникли не в результате творения, но в результате развития. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности, - влажное и сухое, холодное и теплое, парные композиции которых образуют все четыре стихии. В центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водой, воздушной и огненной сферами, между которыми происходит взаимодействие.

 Анаксимандр говорил,  что «из чего происходит рождение  всего сущего, в то же самое  все исчезает по необходимости.  Все получает возмездие за  несправедливость и согласно  порядку необходимости». Несправедливость  вещей состоит в том, что  они нарушают меру, преступают  установленные границы. Вода, огонь  и земля должны находиться  в мире в определенной пропорции,  но каждый элемент (понимаемый  как Бог) вечно стремится расширить  свои владения. Но по Анаксимандру, отличие всех вещей этого мира  в том, что все они имеют  свой предел, т. е., меру. Если же  вещь преступает свой предел, то она превращается в безмерное, беспредельное, т. е., в апейрон; т. о., вещи поглощаются апейроном.

2.3.Анаксимен

Анаксимен, ученик Анаксимандра, оказал значительное влияние на Пифагора, а также на многие последующие философские построения. Из его сочинения «О природе» сохранился лишь небольшой отрывок.

 В качестве первоначала  Анаксимен признает воздух, который  он называл «апейрос», т. е., беспредельный. Он не только простирается в бесконечность, но вместе с тем находится в постоянном движении и изменении и является основой всей жизни и всякого движения в живых существах. Воздух все объемлет. Воздух постоянно изменяется: он либо разрежается (размягчается, нагревается) либо сгущается (охлаждается, уплотняется). Через разрежение воздух становится огнем, а затем эфиром; через сгущение – ветром, далее тучами, водой, землей, камнями.

  При возникновении мира сначала образовалась Земля, которую Анаксимен представлял себе плоской и потому неподвижно висящей в воздухе. Поднимающиеся от нее испарения, разрежаясь, становятся огнем, из которого образуются звезды, которые вращаются вокруг Земли воздушными вихрями. Анаксимен полагал, что солнце – это земля, раскалившаяся от слишком быстрого движения. Боги так же созданы из воздуха, причем не богами был создан воздух, а они сами из воздуха.

3.Гераклит.

 Из труда Гераклита который, согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим - «Музы», сохранилось около 130 фрагментов.

 По Гераклиту, субстанциально-генетическим  началом всего сущего является  огонь. Этот огонь – не просто  пламя, а некий божественный  огонь, «огнелогос». Логос – это объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, которому подчинены все изменения; для чувственного восприятия он выступает как огонь, для разума – как логос. Жизнь мира зависит не от промысла богов, но от логоса. Космос возникает из огня, далее огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода - в землю, земля – в огнь, и обратно: «смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, а воздуха – огня». Возникновение космоса Гераклит связывал с недостатком огня и называл это «путем вниз». Но космос Гераклита не вечен, и путь вниз периодически сменяется «путем вверх», недостаток огня - его избытком, и космос сгорает. Все, подобно пламени в костре, рождается лишь благодаря чьей-либо смерти.

 В подобном мире  следует ожидать постоянного  изменения, поэтому Гераклит учил, что все находится в состоянии  потока: «панта реи» ("все течет"); "в одну и ту же реку нельзя войти дважды". Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом. Основа мира - это "возможность всего", неопределенная множественность бытия. Гераклит считал, что покой и неподвижность - свойство мертвых, и поэтому приписывал движение всем вещам. Однако при всей своей вере в изменение, Гераклит допускает нечто вечное: субстанциальный огонь никогда не умирает. Он также не отрицал постоянства вещей, которое, однако, происходит лишь потому, что все вещи постоянно воспроизводятся.

  Гераклит также учил о тождестве противоположностей. Согласно его учению, один и тот же предмет в разных отношениях различен и даже противоположен, например, "прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом; мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезьяной". В мире существует единство, но это единство образуется сочетанием противоположностей; не будь противоположностей, его не было бы. Тождество противоположностей означает не их взаимопогашение, а борьбу, которая есть источник развития, изменения. Гераклит говорил, что эта борьба – "отец всего и всего царь…война всеобща и правда - борьба…все происходит через борьбу и по необходимости". Однако эта борьба никогда не завершится полной победой одной из сторон, т.к. существует некая космическая справедливость. Внутри этой борьбы Гераклит видит «глубочайшую гармонию», которая, однако, является «неявной, тайной, скрытой». В такой гармонии растворяется все зло, а значит, зло частно, добро абсолютно, безобразное относительно, прекрасное абсолютно. Но люди не видят этого, и принимают что-то за добро, что-то – за зло; вселенская гармония доступна лишь Богу: «У Бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое – справедливым».

 По Гераклиту, душа  – одна из метаморфоз огня, она есть смесь воды и огня: огонь - благородное начало, вода - низменное. Сухой, огненный компонент  души – это ее логос, разум  человека. Гераклит утверждал, что  каждый человек способен к  познанию, каждый разумен. Но достичь  истинной мудрости, познать логос  дано не каждому, т.к., во-первых, природа любит таиться, а во-вторых, этому мешают "учители большинства". Познать логос - значит, признать, что все едино, а потому «многознание не научает быть умным». Гераклит считал, что все люди от природы равны, а фактическое их неравенство есть следствие неравенства их интересов, поэтому "не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают".

4.Пифагорейский союз.

 Пифагорейский союз  возник в «Великой Греции»,  на побережье Южной Италии, в  конце 6 в. до н.э. Ни одного отрывка из пифагорейских трудов до нас не дошло, всю информацию о них мы получаем из поздних свидетельств. К ранним пифагорейцам относятся сам Пифагор, Парменикс, Бронтин, Петрон, Алкмеон, Гиппас и др.; к средним – Филолай, Эврит, Менестор, Феодор, и др.

 О пифагорейском союзе  и образе жизни известно множество  фактов, но все в основном из  поздней информации. Пифагорейцы  не принимали анархию, и источник  законов видели в Боге. Научные  открытия считались коллективными  и мистическим образом приписывались  Пифагору даже после его смерти. Все пифагорейцы делились на  «акусматиков» (послушников) и «математиков» (ученых). Пифагорейский образ жизни опирался на иерархию ценностей: на первое место ставилось прекрасное и благопристойное, к которому в том числе относилась и наука, на второе – выгодное и полезное, на третье – приятное. В основу этики они клали «учение о надлежащем», т.е., о победе над страстями, о подчинении младших старшим, о почитании Пифагора.

4.1.Пифагор и его учение.

 Пифагор связал математику  с мистикой. Он считал, что "все  вещи суть числа", "самое  мудрое – число", и оно управляет  всеми вещами. Пифагор пришел  к этому выводу так: проходя  мимо кузницы, он заметил, что  совпадающие удары неодинаковых  по весу молотов создают различные  простейшие созвучия. Но вес молотов  можно измерить, и отношение их  масс будет выражено каким-то  числом. Т.о., качественное явление  определяется через количественное, а значит, число управляет всеми  вещами, в том числе и духовными.  Отсюда положения Пифагора, что  «справедливость есть число, помноженное на само себя», а «душа есть гармония» (гармония понималась как отношение чисел). Через этику математика оказывается связанной с прославлением созерцательного образа жизни.

 По Пифагору все числа обладают формой; они бывают продолговатыми, треугольными, пирамидальными, числа горстей гальки (т.е., дроби) и т.д.

 Пифагорейцы считали,  что в основе мироздания лежит  число; в основе сущего - единица,  монада; все есть совокупность  единиц. Космос т.о. был упорядочен  числом. Это представление было  нарушено открытием т. наз.  «явления несоизмеримости», т.е., проблемой  иррациональных чисел. Пытаясь  найти отношение между стороной  квадрата и его диагональю, пифагорейцы  пришли к выводу, что оно не  выражается никаким рациональным  числом. Это говорило о том,  что, какую бы единицу длины  мы ни выбрали, существуют отрезки,  которые не находятся в точном  числовом отношении к этой  единице, т.е., не существует единого  «кванта», монады, лежащей в основе  мира.

 Пифагор пытался свести  законы физики к понятиям математики, связывая пять физических элементов  с пятью видами правильных  многогранников. Он полагал, что  тела построены из молекул,  состоящих в свою очередь из  атомов, упорядоченных в различные  формы.

 Пифагор приписывал  себе полубожественный характер, утверждая, что он – Эльфиат (сын Гермеса), родившийся через несколько поколений.

4.2.Средние пифагорейцы.

 Основным представителем  среднего пифагореизма считается  Филолай. С его именем связывают такие сочинения, как «Вакханки», «О душе», «О рифмах», «О природе», однако подлинность их фрагментов до сих пор окончательно не установлена. Существуют сведения, что Филолай всего лишь пересказал учения либо самого Пифагора, либо других пифагорейцев.

 Филолай также пытался свести законы физики к понятиям математики. Единица понималась как пространственно-телесная величина, а числа, изображавшиеся как геометрические фигуры, символизировали качество либо стереометрическую величину. Особое место среди натуральных чисел занимала «божественная декада» - десятка, понимавшаяся как символ многообразия бытия.

Информация о работе Милетская школа