Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:02, реферат
Одной из альтернативных образовательных стратегий является личностно-центрированный подход, разработанный представителями гуманистической психологии [Роджерс, 1987 и др.].
В настоящее время проблема личностно-центрированного взаимодействия решается в нашем государстве на уровне официальных документов.
В отечественной педагогической науке имеется широкий спектр исследований, посвященных раскрытию теоретико-методологических основ личностно - ориентированного образования, которые разработаны в трудах Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Э.Н, Гусинского, В,В, Серикова, В.Т. Фоменко, И.С, Якиманской и др. Они опирались на идеи педагогической и философской антропологии (О.Ф. Бальнова, Н.А. Бердяева, Ф.Дельтея, В.Б. Зинченко, В.В. Зеньковского, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, К.Д. Ушинского, М. Шелера и др.), научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Ш.А. Амонашвили, Э. Бернса, Я. Корчака, А. Маслоу, К.Роджерса, В.А. Сухомлинского, С. Френе и др.).
Учитывая, что личностное развитие понимается нами как интегральная характеристика личности, то ее показателями являются проявления субъектности, т.е. становление внутреннего мира и внутренних механизмов
саморегуляции личности, ее деятельности и поведением. В связи с этим, педагогическая наука находится в поиске путей взаимодействия педагога и обучающегося в личностно - центрированном аспекте, который до сих пор не имеет четких научных обоснований и не является концептуальным обоснованием дидактического процесса в высшей школе.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что личностно-центрированный подход в образовании – это гуманистически ориентированная психолого-педагогическая концепция, рассматривающая человеческую личность как саморазвивающуюся гуманитарную систему; отрицающая целесообразность и правомерность навязывания ей извне цели и путей развития; безусловно признающая за развивающейся личностью ответственную свободу жизненного самоопределения; реализующаяся на основе равноправных и диалогических межличностных взаимоотношений.
В истории образования было достаточно много педагогических систем, в той или иной степени отвечающих принципам личностно-центрированного подхода; к ним можно отнести:
- концепцию
американского философа и
- систему итальянского педагога и врача Марии Монтессори, которая, опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, перенесла акцент с преподавания и воспитания, где ведущая активность принадлежит учителю, на учение и естественное саморазвитие с приоритетом активности детей;
- уникальную школу «Саммерхилл», созданную выдающимся английским педагогом Александром Сазерлендом Ниллом, который в качестве манифеста своей педагогической концепции выдвинул тезис: «Нужно школу приспособить к детям, а не детей к школе». В школе Нилла не только отсутствовали какие-либо наказания для детей, но и не было самого понятия «дисциплина». Любые попытки установить дисциплину, по мнению А. Нилла, сохраняют традиции унижения ребенка, ограничивают его эмоциональную жизнь, его творческие стремления, «… тренируют ребенка в послушании любым диктаторам и начальникам в его жизни». Вся система образования в школе «Саммерхилл» строилась исключительно на свободе и творчестве ребенка [Нилл, 2000].
Сегодня обостряется необходимость создания в отечественной педагогике собственных фундаментальных личностно-центрированных концепций, способных стать действительной альтернативой традиционным технологизированным педагогическим стратегиям. Причем возможность появления таких концепций достаточно реальна. Однако возможность принятия отечественной педагогикой идей личностно-центрированного подхода зависит не только от теоретической и практической разработанности новых концепций, но и от того, насколько будут готовы ее принять работники образования всех уровней.
Безусловно, такой процесс труден; он требует не только изменения содержательных и процессуальных компонентов образования, но прежде всего – изменения мировоззрения, способов мышления и взаимоотношений. Не случайно К.Р. Роджерс свою монографию, посвященную проблеме гуманизации обучения, завершил вопросом, «… который мы должны задать индивидуально и все вместе: осмелимся ли мы?».
«Мне кажется, что все, чему можно научить другого человека, относительно неважно и мало влияет (или не влияет вовсе) на поведение... мне интересны только такие знания, которые существенно влияют на поведение... значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимся и связано с открытием, сделанным им самим ... Знание, которое добыто лично тобой, истина, которая тобой добывается и усваивается в опыте, не может быть прямо передана другому ... результаты обучения либо не являются важными, либо даже вредны ... мне интересно обучаться только самому, предпочитая изучать то, что для меня имеет смысл, что оказывает значимое влияние на мое собственное поведение ...способ обучаться состоит в том, чтобы обозначить свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта ...это значит позволять моему опыту нести меня дальше — вроде бы вперед, к целям, которые я могу лишь смутно различить, в то время как я пытаюсь понять по крайней мере текущий смысл этого опыта» (К. Роджерс).
Литература
Информация о работе Личностно-центрированное образовательное взаимодействие