Кант: Гносеология, этика и эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 20:42, доклад

Краткое описание

В работах Канта "критического периода" проблемы теории познания, этики и вопросы о целесообразности в природе были рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Согласно Канту, имеется три основных вопроса философии:
- Что я могу знать?
- Что я должен делать?
- На что я смею надеяться?

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кант(Гносиология,этика и эстетика).doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)

"В работах Канта  "критического периода" проблемы  теории познания, этики и вопросы  о целесообразности в природе  были рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Это, прежде всего, относится к постановке теоретико-познавательных проблем, нашедших свое завершение, согласно кантовской концепции, в эстетике.

... В анализе процесса познания  Кант особо выделил понятийное  мышление ("мышление есть познание  через понятия") , указывая, что,  помимо созерцания, существует лишь  один способ познания, а именно  познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное. В "Критике Чистого разума" на вопрос о том, что такое истина, Кант ответил следующим об разом: истина возможна лишь в форме предмета, то есть как соответствие рассудка (самой формы всеобщности и необходимости) и чувства (эмпирического многообразия ощущений, возникающих в априорных формах времени и пространства) .

Кант различал и обособлял созерцание и рассудок, отводя каждому определенную роль в  познавательном процессе. Однако он постоянно  подчеркивал их взаимосвязь: "Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои познания делать чувственными (то есть при соединять к ним в созерцании предмет) , а свои созерцания постигать рассудком, то есть подводить их под понятия. Эти две способности не могут выполнять функции друг друга.

Рассудок  ничего не может созерцать, а чувства  ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание".

Кант впервые как главный  фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.

Кант Различает 2 уровня познания:

1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические  особенности человека).

2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие  принадлежность человека как  такового).

Процесс познания имеет 2 стороны:

1. Содержание  – определяется опытом, действием  внешнего мира на органы чувств.

2. Формы  – не зависят от опыта, они  иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер.

В свою очередь процесс познания проходит 3 ступени:

1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих  собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени следовательно создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).

2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются  с помощью априорных (в неопытных,  субъективных) категорий мышления  – единство, реальность, отрицание, качество. Таким образом, создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.

3) Разум:  имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.

Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: 

1.        космологическая (идея о внешнем мире); 

2.        психологическая (идея о душе); 

3.        теологическая (идея о боге).

 

Согласно Канту, имеется три  основных вопроса философии:

- Что я  могу знать?

- Что я  должен делать?

- На что  я смею надеяться?

 На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – мораль, на третий – религия. Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является ответить на этот второй вопрос.

Кант подчеркивает, что «мораль  … основана на понятии о человеке свободном» и «для себя самой … мораль отнюдь не нуждается в религии». Но, отказывая морали в необходимости опоры на религиозные основания, Кант придает абсолютный характер самому моральному закону. Эта вера в абсолютность морали выражена в его знаменитом изречении: «Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее размышляешь о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Таким образом, Кант возводит моральный закон на религиозный пьедестал. Он формулирует этот закон как категорический императив, т.е. повеление, которое человек обязан выполнять категорически, не взирая на особенности ситуации, в которой он находится, и не связывая с достигаемыми пользой или удобствами. Моральный закон ставится в один ряд с космическими законами и не требует, с точки зрения Канта, никаких оправданий не только пользой, но даже и религиозными принципами. Исполнение морального закона становится одновременно абсолютным и высшим благом. В этической концепции Канта каждый поступок человека оценивается по абсолютной шкале. Этическая система Канта, вся его концепция этики содержит в себе ту существенную истину, что мораль нуждается в опоре на какие-то абсолютные принципы, стоящие выше непосредственных человеческих интересов. Ценность следования категорическому императиву не просто выше всех человеческих ценностей, непосредственно ощущаемых как благо.

Кант детально исследует  вопрос о первоначальных зачатках добра  в человеческой природе и о склонности человека ко злу. В этой склонности различаются три ступени:

- хрупкость человеческой природы  (слабость человеческого сердца  – хочу добра, но не могу  его совершить);

-недобросовестность, когда моральный  мотив смешивается с другими;

-злонравие – склонность предпочитать неморальные мотивы действий.

 

 Кант не считает, что человек  в естественном состоянии свободен  от зла. Кант подчеркивает, что  «человек (даже самый худший) …  не отрекается от морального  закона», но привязан к мотивам  чувственности. Различие между добрым и злым человеком не в том, какие мотивы действуют в том и другом, но в их субординации. Злонравие следует понимать не как убеждение в том, что следует делать зло, но скорее как извращенность сердца, не готового принимать моральный закон в качестве единственного мотива поступков. Отсюда уже видно, что Кант реалистический оптимист в своих взглядах на человеческую природу – он верит в то, что в ней укоренена моральность, но понимает, как трудно бывает человеку на нее опереться.

Эстетика.

В качестве соединительного звена  между «Критикой чистого разума»  и «Критикой практического разума»  Кант создаёт «Критику способности  суждения», в центре внимания которой  — понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная — в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и  возвышенное. Эстетическое — это  то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма  как проявления целесообразности в природе.


Информация о работе Кант: Гносеология, этика и эстетика