Ирацциолизм Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Ницше не дает готовых ответов. Я думаю, что основная цель его философии – не донести до человека Мудрость (свою или своих предшественников), а помочь найти Ее в себе самом, научить думать, ведь именно человек, его чувства и желания, по мнению философа, являются самыми великими «изобретениями» Мира и из этого и нужно исходить. Интересен тот факт, что как бы не обсуждали его философию, называя ее иррациональной, всеотрицающей, любой нормальный читатель, я уверен, увидит в ней рациональные мысли и конкретный авторский взгляд на Мир.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Иррационализм философии Фридриха Ницше.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Идея Сверхчеловека – одна из немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это, несомненно, так, поскольку в этом произведении Ф. Ницше сплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь – Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив главенства Воли к Власти) Исторический Заратустра (Зороастр) верил в то, что мир является ареной борьбы между двумя космическими силами – Добром и Злом. Он призывал принять сторону светлой стороны. Но Ницше находился «по ту сторону добра и зла», то он не верил во все это. Философ, так как Заратустра был первым, кто ошибся в том, что моральные ценности являются объективными характеристиками человека, «заставил» его исправить ошибку и создать новую философию. Он сделал его своим «сыном» и литературным персонажем.

«Ницшевский Заратустра провозглашает  относительность всех ценностей  и моральных оценок, на разный манер  повторяя, что каждый народ прежде был привержен различным системам ценностей, выработанным им в соответствии с местными условиями его существования. Он говорит, что имеется тысяча целей. И, следовательно, человечество, как таковое, не имеет единственной цели или всеобщей морали». *

Заратустра и хочет найти  такую цель. Эта цель – сверхчеловек.

Идея о Сверхчеловеке, при всей ее известности, вряд ли может  быть обнаружена в каких-то сочинениях Ницше, за исключением «Заратустры». Она отличается от большинства характерных для него взглядов. Даже в «Заратустре» ничего конкретного, по существу, не говорится. В качестве идеала, к которому должны стремиться как «люди», эта идея является неопределенной и неконкретной целью. Сверхчеловек противопоставляется тому, кого Ницше называл «последний человек», кто стремится как можно больше походить на других. Это человек стада, современной эпохи, и Ницше и Заратустра презирают его – белокурую бестию.

«Человек одновременно переход и гибель. Мы превосходим себя, преодолевая нечто в самих себе, и за это то, что гибнет и оставляется нами. Мы погибаем главным образом как человеческие существа ради того, чтобы стать чем-то более возвышенным. Человеческая жизнь есть жертва во имя чего-то транс- или экстрачеловеческого, а во имя достижимого для нас, жертва, придающая нам силы преодолеть самих себя. В отличие от аскетичного идеала не является деморализующим. Мы превосходим себя вчерашних, но еще не доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенный образ себя как человеческих существ. Белокурая бестия – позади, а Сверхчеловек – впереди».

II. Ubermensch – шаг вперед.

Предмет разговора о  Сверхчеловеке связан не с тем , чтобы перестать делать нечто, что мы делали ранее, а с тем, чтобы двинуться в новом направлении. Но куда? Ницше оставил каждому право выбирать самому, что возможно неправильно в такой идее. «Его сестра уверяла, что Гитлер и есть этот сверхчеловек. Читатели старшего поколения, что Ницше подразумевал некий конкретный образ, взятый из истории. Ницше был почитателем героем. Он высоко ценил Гете, Наполеона, Микеланджело, Юлия Цезаря и, что наиболее странно, Чезаре Борджиа. Сверхчеловек должен быть достижимым, а его реализация должна преисполнять нас чувством избранности и значимости. Но в действительности нет смысла вглядываться в прошлое в поисках примеров, поскольку в нашей истории еще никогда не было ни одного Сверхчеловека».*

Формула характера: «Душное  сердце плюс холодная голова минус  человеческое, слишком человеческое» из «Заратустры» - довольно слабая рекомендация. Она говорит лишь, что мы должны стремиться держать под контролем как эмоциональную, так и интеллектуальную жизнь, не ущемляя ни одно, ни другое, и что не должны быть мелочными и «просто» человечными.

Следовательно, Сверхчеловек – это не гигант, подавляющий  своих мелких собратьев. Это просто радостное, свободное человеческое существо, обладающее инстинктивными побуждениями, которые не порабощают его. Он – господин, а не раб своих  побуждений, поэтому он В СОСТОЯНИИ ЧТО-ТО СОТВОРИТЬ ИЗ СЕБЯ, а не стать продуктом инстинктов или внешнего мира.

Ницше сделал идею о Сверхчеловеке  изменчивой, а не устойчивой, чтобы  ей придали ценность те, кто ее воплотит. Но Сверхчеловека часто рассматривают  как некого, пытающегося демонстрировать свою силу всем и каждому. Возможно потому что люди постоянно ищут примеры: «Пока не увижу - не поверю», а Ницше приводил их довольно странным образом. (например в Чезаре Борджиа легче увидеть Сверхчеловека, чем в любом целомудренном христианине) По моему мнению, идея гениальная, но, так как Ницше никогда не писал собственно для публики, то она принимала многое буквально. Эта работа философа привлекает меня, потому что она свободная и умная. Я вообще считаю, что самая большая благодать – это узнавать и «сотворять» себя и окружающий Мир, если считаешь, что ты делаешь это правильно, независимо от порыва чувственного или разумного, так как хочется. (Именно так появляется живое искусство, наука, да и вообще знал ли Бог, если приписывать ему какие-либо человеческие черты, как творить Мир)

Б.Вечное Возвращение

Наконец то мы подошли  к одной из самых любимых и  понимаемых мной идей философии –  Вечному Возвращению.

Вечное возвращение  – это идея о том, что все  происходящее случается снова и, что бы ни происходило, это является повторением уже происшедшего ранее; все это будет происходить снова точно в таком же виде вечно. Не происходит ничего такого, что не случалось бы ранее бесчисленное количество раз и что не случится снова в вечном повторении того же самого. У всего этого нет начала и нет завершения; и нет промежуточного состояния в истории Мира: все, что есть – это монотонное возвращение к прошедшему событию ныне и во веки веков.

Ницше говорил не то, что  несходные события повторяются, не то, что сходные примеры всегда подпадают под один и тот же закон, ничего из того, что обычный здравый смысл мог бы предположить относительно его идеи, - он имел в виду, что все конкретные т определенные вещи постоянно возвращаются вновь и вновь, именно те самые вещи, а не просто их подобия. Он предчувствовал, что эта идея, что эта идея должна стать самой главной в его учении, но одновременно и наиболее ужасной, что он с большой неохотой говорил о ней.(ниже я объясню почему) Он считал ее «наиболее научной из всех гипотез» и пришел к уверенности, что она совершенно неуязвима с научной точки зрения (говорил шепотом, называл мистическим озарением). Я считаю, Ницше не важно доказать ее. Он хочет чтобы в нее поверили.

Могу объяснить как эта идея пришла к философу и почему его так захватила. Дело в том, что я тоже «открыл» это Вечное Возвращение еще лет в 6-10 и постоянно его чувствовал до последнего времени (М. Форстер: «Пока сам не испытаешь – не поймешь). В.В – скорее всего плод не совсем здорового (с обычной точки) зрения ума-мозга. Ни с того ни с сего тебя посещает чувство того, что все это уже было (сейчас это называют «Дежа Вю», хотя это немного не то) и ощущение настолько сильное, что его просто не описать. Ницше не говорил о идее, потому что он не понимал откуда она возникла и, как я думаю, просто ее боялся. Вечное возвращение, возможно, появляется вследствие приема наркотических препаратов + какого-либо эмоционального, психического напряжения, которое по 200 дней в году испытывал философ и довелось испытать мне.

Эту идею невозможно однозначно доказать и тем более опровергнуть. Ее нужно лишь почувствовать на себе. Ницше призывал доверять разуму, чувству  и своей естественной природе, поэтому  он так серьезно отнесся к Вечному  Возвращению.

В. Воля к власти

I. Воля к власти – основная конструктивная идея философии Ф.Ницше

В конце своей жизни  Ф. Ницше надеялся успеть написать подлинно систематическую работу. (по большому счету, это ему так и не удалось) Наиболее интенсивные творческие усилия в течение последних лет уже подорванного психического здоровья были направлены на анализ понятия воли к власти. Этому понятию он предназначал роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что называлось наукой. Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в Мире как таковом. Воля к власти в совокупности с учениями о вечном возвращении, сверхчеловеке замышлялась как грандиозный философский проект.

Мнение, что воля к  власти обозначает поведенческий мотив  исключительно таких людей как  белокурые бестии или цезари борджиа  – это заблуждение случайных, невнимательных читателей Ницше. В действительности она представляет собой свойство, постоянное для всех нас, как слабых так и сильных. Это свойство, присущее всему живому. Наиболее важно то, что оно не является одним из наших естественных потребностей: потребность утолять голод, половое влечение и др. – формы или вариации воли к власти. Можно сказать, что Воля к Власти является фундаментальной движущей силой, выступающей по отношению к другим порывам и импульсам. (грубо говоря, у Ницше она предстает нам в качестве Субстанции)

Воля к Власти –  это не то, чем мы располагаем, а  то, что мы представляем на самом деле, не только мы, но и все вообще в человеческом и животном мире, в мире как одушевленном, так и материальном. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничего другого, чем стремление к власти и ее разновидности.

Таким образом, совершенно ясно, что Воля к Власти – это основное понятие в философии Ницше. С помощью него он хотел истолковать все в этом Мире и к нему все свести.

Получается, как я теперь понимаю, такое онтологическое свойство-понятие, которое присуще всему живому, является движущей силой нашей жизнедеятельности и с его помощью (как например Методологическая и Мировоззренческая функция) можно рассмотреть любой вопрос. «Ницше осенило, что сексуальный контакт в первую очередь имеет своей целью вовсе не удовольствие или размножение, а обретение власти, могущества: любовный акт – это борьба за власть, где любовные действия суть лишь средства для установления отношений господства и подчинения».*

II. «Все, что не убивает меня – делает сильнее» Удовольствие и Страдание.

Утверждение, что человек стремится к удовольствиям и избегает страдания, по Ницше, неверно. Не только люди, но и многие живые организмы стремятся к увеличению своего могущества, а удовольствие и страдание – лишь следствие этого стремления. Стремиться к могуществу означает стремиться к преодолению препятствий, и это на самом деле означает испытывать неудовольствие, так как любое препятствие для воли к власти воспринимается как неудовольствие. Значит, неудовольствие является нормальной составляющей всех жизненных процессов человека. Просто невозможно исключить неудовольствие из природы вещей. А удовольствие – это не что иное, как переживание при преодолении препятствия. Действительно, истинного удовольствия, как его понимал Ницше, по моему мнению, не получить без преодоления каких-либо страданий, ведь только если честно преодолеть какое-либо препятствие, то получишь наибольшую дозу счастья. И можно сделать вывод, что человек, сделавший приоритетом жизни получение удовольствия, кайфа сразу задаром, никогда не узнает истинного наслаждения в полной мере, так как он не чувствует ему цены. (это происходит во всех сферах жизни: работе, любви, искусстве и др.)

«Если кто-либо страдает от неудовольствия, это еще не является признаком убывания его жизненной силы. Препятствия, испытываемые как неудовольствия, лишь стимулируют волю к власти и являются прелюдией к удовольствию».*

Ницше стремиться сказать, что существует 2 вида неудовольствия, один из которых является показателем  ослабления, или упадка, воли к власти. Это ее истощение. Бывают неудовольствия, которые порождают силу, а бывают, - которые указывают на ее ослабление и понижению способности противостоять окружающему Миру. 2 вида удовольствия – удовольствия от победы и удовольствия спячки.

«Мы встречаемся  с тем, что термин используется в широком и узком значении, что характерно для Ницше. Это является причиной путаницы. Бесполезно и абсурдно выступать против проектов, направленных на уменьшение страданий, исходя из широковещательного заявления, что жизнь есть борьба и страдание, так что упомянутые выше проекты, дескать, противоречат жизни… Я счел бы одновременно и жестоким и глупым человека, который в ответ на чью-либо просьбу помочь ему справиться с задвижкой заметил бы, что жизнь есть борьба и что от ее имени следует отругать того, кто придет на помощь. Трагикомическая нелепость, ввиду которой Ницше принимают за апологета грубой силы и адвоката жестокостей, коренится в подобных иррациональных выражениях».

III. Вывод по вопросу о Воле к Власти

Почему же Ницше был  так убежден, что воля к власти представляет собой универсальный принцип и его действие можно обнаружить на каждой ступени существования. На ступени жизни интеллекта воля к власти обнаруживает себя в форме интерпретаций, даваемых людьми жизни: наука, искусство, религия и даже философия. Мы неотделимы от того, что мы делаем. Воля к власти побуждает нас, используя интерпретации. Интерпретирование – это не то, что мы делаем, это то, что мы есть на самом деле. По Ницше все основные категории: вещь, свойство, причина, действие, следствие – все это интерпретация, рассматриваемая от Воли к Власти.

«Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто является более сильным и  более свободным. Но «в тех, кто является самым сильным, богатым, независимым  и отважным, воля к власти проявляется как любовь к человечеству, или ближним, или к истине, или к Богу…». Это утверждение покажется странным и выпадающим из общего русла его философии для тех, кто знаком с Ницше лишь понаслышке. Но тот, кто внимательно следил за его рассуждениями, сразу увидит в них намек на аскетический идеал. В нем заключена суть самодисциплинирующего принципа воли к власти. Самые могущественные люди, писал он в «По ту сторону добра и зла», всегда преклонялись перед святым, поскольку они чувствовали в нем силу, которая через самоистязание, борьбу с собой находила свое воплощение в самодисциплине. Его опыт, видно, и есть тот шаг, который надлежит сделать в направлении более высокой цивилизации». *

Информация о работе Ирацциолизм Фридриха Ницше