Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:12, реферат
В эпоху Возрождения философы переключили свое внимание со схоластических проблем и споров на науку, наблюдение, искусство, изобретение, политику. Они постепенно освобождались от влияния религии, провозгласив свободомыслие одной из величайших ценностей. На смену теоцентризму пришел антропоцентризм. Человек и его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной (что вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек). На этой почве возрождалась античная традиция гуманизма. Гуманизм изначально против любой формы подневольной зависимости человека от кого бы то ни было. С него началось движение к осознанию людьми самих себя.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Индуктивный метод Френсиса Бэкона………………………………………..4
2. Дедуктивный метод Рене Декарта…………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является разум. Основателем рационализма считается Декарт («Правило для руководства ума», «Трактат о свете», «Описание человеческого тела», «Рассуждения о методах»).
Философ Рене Декарт (1596–1650)
стоял у истоков
Критерием истины у Декарта выступает познающий разум, а методологическая установка: «во всем должно сомневаться». Декарт предлагает метод познания – метод научного сомнения, это средство получения истины.
Для Декарта неприемлема чувственная очевидность. Теоретические идеи являются врожденными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа совершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, аксиомы.
По мнению Декарта, науке необходим строгий и рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что позволит человеку осуществлять господство над природой через научные достижения.
Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике. Философия должна выступать как наиболее достоверная наука.
Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе. «Если мы провозгласим ложным все, в чем можно сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые мыслим. А значит неоспоримым фактом является то, что: «я мыслю, значит, существую».
Рассуждения о методе
– это важнейшая часть
Метод Декарта (дедуктивный) называется аналитическим или рационалистическим. Началом дедукции является интеллектуальная интуиция (это родившееся в уме простое знание).
Дедукция – получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений, т.е. это движение мышления от общего к частному, единичному. Исходные положения это – аксиомы. Из них логическим дедуктивным путем выводятся новые знания.
Гипотетико-дедуктивная модель включает:
1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью;
2) выделение максимально простых элементов знания;
3) восхождение от простого к сложному. Дедукция – знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное знание.
Существуют разные виды гипотез:
- общие – это обоснованные
предположения о
- частные – это
обоснованные предположения о
происхождении и свойствах
- рабочие – это предположение, выдвигаемое на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.
- и гипотезы, выдвинутые
с целью решения стоящих перед
испытываемой теорией задач и
оказавшиеся ошибочным
Критерий истинности – очевидность, ясность, отчетливость.
Гипотетико-дедуктивный метод
Научное знание – это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой постепенно заполняются отдельные ячейки.
Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни.
Правила, которых придерживается Декарт и которые полагает важнейшими:
— не принимать любые вещи за истинные; избегать поспешности и заинтересованности;
— не включать ничего, в чем можно сомневаться;
— делить все проблемы на части, чтобы легче было их решать;
— свои идеи располагать в последовательности, начиная с наипростейших и продвигаться медленно, к знанию наиболее сложных;
— совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.
Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из них принадлежат, в частности, Спиноза («Этика»).
Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания.
Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Первоначально мыслившиеся Декартом весьма многочисленными, в «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:
1) начинать с несомненного и самоочевидного, т.е. с того, противоположное чему нельзя помыслить,
2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,
3) начинать с простого и
4) постоянно перепроверять
Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным наблюдением и которая дает нам «ясное и отчетливое» постижение истины. Разделение проблемы на части позволяет выявить в ней «абсолютные», т. е. самоочевидные элементы, от которых можно отталкиваться в последующих дедукциях.
Дедукцией Декарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует проверять корректность сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет «энумерацией» или «индукцией». Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол составляет физика, а плодоносные ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что залогом эффективности всех этих наук является правильная метафизика. От метода открытия истин Декарт отличает метод изложения уже разработанного материала. Его можно излагать «аналитически» и «синтетически». Аналитический метод проблеме, он менее систематичен, но больше способствует пониманию. Синтетический, как бы «геометризирующий» материал, более строг. Декарт все же отдает предпочтение аналитическому методу.
Если философия должна быть дедуктивной
системой типа Евклидовой геометрии, то
тогда необходимо найти истинные предпосылки
(аксиомы). Если предпосылки являются не
очевидными и сомнительными, то выводы
(теоремы) дедуктивной системы имеют мало
ценности. Но как можно найти абсолютно
очевидные и определенные предпосылки
для дедуктивной философской системы?
Ответить на этот вопрос позволяет методическое
сомнение. Оно является средством исключения
всех положений, в которых мы можем логически
сомневаться, и средством поиска положений,
которые логически несомненны. Именно
такие бесспорные положения мы можем использовать
в качестве предпосылок истинной философии.
Методическое сомнение является способом
(методом) исключения всех утверждений,
которые не могут быть предпосылками дедуктивной
философской системы.
С помощью методического сомнения Декарт
подвергает испытанию различные виды
знания.
1. Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действительно были и остаются несогласными по многим вопросам.
2. Возможно ли логически сомневаться в наших чувственных восприятиях? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно очевидными предпосылками для дедуктивной философской системы.
3. В качестве особого аргумента Декарт указывает, что он не имеет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или в состоянии сна. По этой причине он может в принципе сомневаться в реальном существовании внешнего мира.
Существует, ли что-нибудь,
в чем мы не можем сомневаться?
Да, отвечает Декарт. Даже если мы сомневаемся
во всем, то не можем сомневаться
в том, что мы сомневаемся, то есть
в том, что обладаем сознанием
и существуем. Мы, следовательно, имеем
абсолютно истинное утверждение: «Я мыслю, следовательно,
я существую».
Человек, формулирующий утверждение, выражает
знание, в котором он не может сомневаться.
Оно является рефлексивным знанием и не
может быть опровергнуто. Тот, кто сомневается,
не может в качестве сомневающегося сомневаться
(или отрицать), что он сомневается и, следовательно,
что он существует.
Конечно, этого утверждения
мало для построения целой дедуктивной
системы. Дополнительные утверждения
Декарта связаны с его
Совершенный Бог не обманывает людей.
Это дает нам уверенность в методе: все,
что представляется нам столь же самоочевидным,
как утверждение cogito ergo sum, должно быть
знанием столь же достоверным. В этом источник
декартовой рационалистической теории
познания: критерием истинности познания
является не эмпирическое обоснование
(как в эмпиризме), а идеи, которые предстают
ясными и отчетливыми перед нашим разумом.
Декарт утверждает, что для него столь
же самоочевидным, как собственное существование
и наличие сознания, является существование
мыслящего бытия (души) и протяженного
бытия (материи). Декарт вводит учение
о вещи мыслящей (душе) и вещи протяженной
(материи) как единственно существующих
(помимо Бога) двух фундаментально различных
феноменах. Душа является только мыслящей,
но не протяженной. Материя является только
протяженной, но не мыслящей. Материя понимается
с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая
картина мира), в то время как душа свободна
и рациональна.
Декартов критерий истины является рационалистическим. В качестве истинного может быть принято то, что разум в результате проведения систематического и последовательного рассуждения рассматривает в качестве ясного и отчетливого. Чувственные восприятия должны контролироваться разумом.
Для нас важно понять позицию рационалистов (Декарта, Лейбница и Спинозы). Грубо говоря, она заключается в том, что мы обладаем двумя видами знания. В дополнение к опытному знанию отдельных явлений внешнего и внутреннего мира мы можем получать рациональное знание о сущности вещей в виде общезначимых истин.
Спор рационализма и эмпиризма в основном ведется вокруг второго вида знания. Рационалисты утверждают, что с помощью рациональной интуиции мы получаем знание всеобщих истин (например, познаем Бога, человеческую природу и мораль). Эмпиристы отрицают рациональную интуицию, которая дает нам такое знание. Согласно эмпиризму, мы получаем знание с помощью опыта, который они, в конечном счете, сводят к чувственному опыту. Опыт может быть интерпретирован в качестве пассивного процесса восприятия, в котором субъект снабжается простыми впечатлениями внешних вещей. Затем субъект комбинирует эти впечатления согласно их появлению вместе или по отдельности, согласно их сходству и различию, что приводит к возникновению знания об этих воспринимаемых вещах. Исключение составляет знание, получаемое с помощью анализа понятий и дедукции, как это имеет место в логике и математике. Однако эти два вида знания, согласно эмпиристам, не говорят нам ничего о существенных чертах бытия.
Можно сказать, что рационалисты думают, что мы в состоянии познать реальность (нечто реальное) с помощью только одних понятий, тогда как эмпирики выводят все знание о реальности из опыта.
Методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной чертой декартовской методологии является критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала силлогизм главным орудием познавательных усилий человека. Декарт стремился доказать несостоятельность такого подхода. Он не отказывался от применения силлогизма как способа рассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Но нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может. Поэтому он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания.
Информация о работе Индуктивный метод Ф.Бэкона и дедуктивный метод Р.Декарда