Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 00:44, доклад
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник – Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Фома Аквинский.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник – Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.
Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований.
Аристотелизм не был материалистическим направлением, но явно противоречил церковной доктрине. Аристотелевский умеренный реализм был попыткой примирения материализма с идеализмом. Аристотелизм стал угрожать не только официальной церковной философии, но и приводил к подрыву основных догматов католицизма. Поэтому нет ничего удивительного, что церковь активно реагировала на распространение аристотелевской доктрины, и накладывала запрет на изучение трудов Аристотеля.
Но интерес к Аристотелю не уменьшился. Римская курия допустила возможность изучения трудов Аристотеля при условии, что они будут подвергнуты исследованию и очищены от всякого намека на ошибки, то есть лишены всех материалистических элементов. Задачу приспособления аристотелизма к потребностям церкви было решено доверить ученым из ордена доминиканцев. Начатая папством идеологическая борьба против интереса интеллектуальных кругов к естественнонаучным проблемам, была хорошо продумана. Эта компания подготавливалась в течении многих лет и принесла определенные плоды в виде ассимиляции аристотелизма и приспособление его к нуждам церковной доктрины. Именно этой христианизации аристотелизма Фома Аквинский посвятил большую часть своей жизни. Этого добился орден доминиканцев в целом и Фома Аквинский в особенности.
Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) - центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений – томизма. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда - "Сумма теологии" и "Сумма против язычников. Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики.
Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: «человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.» Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются "истины разума", а второй - "истины откровения". В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все "истины откровения" доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном отношении любовь к Богу важнее познания Бога.
О бытии. Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Согласно Аквинату, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, "чистая потенциальность", ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Кроме того, форма выступает в роли целевой причины образования вещи. А причиной индивидуального своеобразия вещей является "получившая напечатление" материя того или иного индивида. Опираясь на позднего Аристотеля, Аквинат канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с колеблющимся и неустановившимся принципом материи. Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Аквинату, мир индивидуальных явлений. Формирующееся христианство, а значит, и схоластика не могли не быть озабочены истолкованием своего отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества - Иисус Христос - был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как "ничто" (чего требовал, догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Аквинатом с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве "слабейшего вида бытия" была воспринята церковью как выход из логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное "оправдание". Вслед за Аристотелем сущее Аквинат делил на субстанции и акциденции.
О человеке и его душе.
В трактовке Аквината индивидуальность
человека - это личностное единство души
и тела, именно душа обладает животворящей
силой человеческого организма. Душа нематериальна
и самосуща: она - субстанция, обретающая
свою полноту лишь в единстве с телом.
Но телесность имеет сущностную значимость:
именно через нее душа только и может образовывать
то, что есть человек. Душа всегда носит
уникально-личностный характер. Согласно
Аквинату, телесное начало человека органически
соучаствует в духовно-душевной деятельности
личности. Выходит, что думает, переживает,
целеполагает не тело и не душа сами по
себе, а они в своем слиянном единстве.
Он высказал тонкую и глубоко верную мысль:
поскольку некоторые люди имеют особенно
тонко устроенные тела, души их имеют большую
силу разумения. Личность, по Аквинату,
есть "самое благородное" во всей
разумной природе. Фома придерживался
идеи бессмертия души.
О познании. Основополагающий
принцип познания, по Аквинату, - реальное
существование всеобщего. В споре об универсалиях
Аквинат отстаивал позиции умеренного
реализма, т.е. всеобщее существует трояко:
"до вещей" (в разуме Бога как идеи
будущих вещей, как вечные идеальные прообразы
сущего), "в вещах", получив конкретное
осуществление, и "после вещей" - в
мышлении человека в результате операций
абстрагирования и обобщения. Человеку
присущи две способности познания - чувство
и интеллект. Познание начинается с чувственного
опыта под действием внешних объектов.
Но воспринимается не все бытие объекта,
а лишь то в нем, что уподобляется субъекту.
При вхождении в душу познающего познаваемое
теряет свою материальность и может войти
в нее лишь в качестве "вида". "Вид"
предмета является его познаваемым образом.
Вещь существует одновременно вне нас
во всем своем бытии и внутри нас в качестве
образа. Благодаря образу, представляющему
элемент бытия вещи, который в то же время
подобен душе, предмет входит в душу, в
духовное царство мыслей. При этом вначале
возникают чувственные образы, а из них
интеллект абстрагирует "умопостигаемые
образы". Истину Аквинат определяет
как "соответствие интеллекта и вещи".
При этом понятия, образуемые человеческим
интеллектом, истинны в той мере, в какой
они соответствуют своим понятиям, предшествующим
в интеллекте Бога. Отрицая врожденное
знание, Аквинат вместе с тем признавал,
что в нас предсуществуют некоторые зародыши
знаний, а именно: первые понятия, тотчас
же познаваемые активным интеллектом
посредством образов, абстрагированных
от чувственного. Он выдвинул принцип:
нельзя одновременно нечто утверждать
и отрицать; на этом принципе основываются
все другие нормы логического мышления.
Об этике. В своих этических
воззрениях Аквинат опирался на принцип
свободы воли человека, на учение о сущем
как благе и о Боге как абсолютном благе
и о зле как лишенности блага. По Аквинату,
зло являет собой лишь менее совершенное
благо; оно допускается Богом ради того,
чтобы во Вселенной осуществлялись все
ступени совершенства. Важнейшей идеей
в этике Аквината является концепция,
согласно которой блаженство составляет
конечную цель человеческих устремлений.
Оно заключается в самой превосходной
человеческой деятельности - в деятельности
теоретического разума, в познании истины
ради самой истины и, значит, прежде всего
в познании абсолютной истины, т.е. Бога.
Основу добродетельного поведения людей
составляет коренящийся в их сердце естественный
закон, требующий осуществления блага,
избежания зла. По Аквинату, без божественной
благодати вечное блаженство недостижимо.
Об обществе и государстве.
В трактате "О правлении князей" Аквинатом
даны синтез аристотелевских этических
идей и анализ христианского учения о
божественном управлении Вселенной, а
также теоретических принципов римской
церкви. Вслед за Аристотелем он исходит
из того, что человек по своей природе
- существо общественное. Главная же цель
государственной власти - содействовать
общему благу, сохранять в обществе мир
и справедливость, способствовать тому,
чтобы подданные вели добродетельный
образ жизни и имели необходимые для этого
блага. Он отдавал предпочтение монархической
форме правления, однако считал, что, если
монарх окажется тираном, народ имеет
право выступить против тирана и тирании
как принципа правления.
Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо. Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы. Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов. С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась.