Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 20:52, реферат
Экзистенциализм или экзистенциальная философия - возможно, наиболее популярное, наряду с психоанализом, философское течение новейшего времени. Его название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» - существовать, и обращено не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию. Экзистенциализм в противовес рационалистической философии рассматривает человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество - ведущие темы экзистенциализма.[3]
С.
Введение
3
Философия существования Карла Ясперса
6
Экзистенция и трансценденция
6
Свобода и коммуникация
10
Истина и наука
11
Заключение
14
Библиографический список
«Или человек как предмет исследования - или человек как свобода».
«Свобода не может быть познана, она никоим образом не может мыслиться объективно».
По Ясперсу, экзистенция - это и есть свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: познание - дело науки, свобода - дело философии.
Человеческое бытие у Ясперса, есть всегда «бытие с другими». Ясперс пишет об этом так: «Мы представляем себе этот изначальный феномен нашего человеческого бытия следующим образом: мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид».[9]
Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима и человеческая свобода со всеми ее степенями. Коммуникация есть центральное понятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Согласно Ясперсу, мысль философски истинна в той мере, в какой «промысливание этой мысли» помогает коммуникации. Разум тождествен неограниченной воле к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, он противодействует прерыванию коммуникации, но именно она «дарит» человеку его подлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко замечает: «Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью».[6]
«Если экзистенция - это бытие, то разум вносит в нее начало понимания, освещения изначально темного бытия». Коммуникацию рассматривает Ясперс как один из основных моментов экзистенции. «Сравнение человека с животным, - пишет он, - указывает на коммуникацию как на универсальное условие человеческого бытия. Она настолько есть его всеохватывающая сущность, что все то, что есть человек и что есть для человека... обретается в коммуникации...».[7]
Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку - согласно выше рассмотренной тождественности экзистенции и свободы - вне коммуникаций не может быть и свободы. Вступление в коммуникацию - разумеется, экзистенциальную - является условием свободы личности.
Ясперс пишет: «Моя собственная свобода может существовать только тогда, когда свободен также и другой. Изолированное или изолирующееся самобытие остается простой возможностью или исчезает в ничто».
С точки зрения Ясперса, коммуникация - это не то общение, в котором человек играет определенные социальные роли. В экзистенциальной коммуникации обнаруживается, что такое сам «актер», кто играет разные роли.[1]
Экзистенция, по Ясперсу, не может быть опредмечена, но она может «сообщаться с другой экзистенцией», и коммуникация, возможность сообщения с другим индивидом, возможность быть понятым, услышанным и является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия.[9]
Истина и наука
Проблему истины Ясперс также рассматривает сквозь призму коммуникации.
Ясперс заявляет, что истина - это сообщаемость, а истинно то, что можно сообщить другому, - точнее то, сообщение чего другому объединяет меня с ним, что служит средством единения.[9]
Наука не может дать нам всю истину, говорит Ясперс, ибо она не может выйти за пределы предметного бытия и соприкоснуться с трансцендентностью.
Общезначимость, по Ясперсу, не есть характеристика подлинной истины: истина носит личный характер и потому для каждого человека своя.
Вслед за философией прагматизма Ясперс вводит принцип множественности истин.
Но обоснование принципа множественности истин у Ясперса не имеет ничего общего с прагматистским. Напротив, Ясперс критикует прагматизм, показывая, что прагматистское требование множественности истин исходит из плюрализма эмпирического бытия индивидов, в то время как его, Ясперса, понимание множественности истин носит совсем иной характер и имеет иное теоретическое обоснование.
Однако если общезначимость не есть признак истины, то как же тогда отличить истину от иллюзии, от субъективного произвольного фантазирования?
Средством, позволяющим отличить истину от иллюзий, является опять-таки коммуникация: если я могу сообщить свою истину другому (а не всему), если она в принципе сообщаема, то это и является критерием ее истинности.
В науке истина должна быть сначала открыта, а потом сообщена всем людям. По Ясперсу, дело обстоит совсем не так, как в науке. Подлинна, по Ясперсу, «та истина, которая является действительной только как коммуникация и благодаря ей и тем самым в ней возникает, - не та истина, что имеется налицо, а уже потом сообщается, и не та, что представляет собой методически достижимую цель, в которой она может иметь значимость и без коммуникации».
Таким образом, по Ясперсу, истина впервые обретается в коммуникации. Коммуникация - не средство распространения истины, сообщения ее, а средство ее обретения. Сама сообщаемость есть конститутивный момент истины.
Наука, по Ясперсу, предполагает разделение субъекта и объекта, и поэтому именно в ней истина понимается как соответствие объективному положению вещей. Подлинная истина, по Ясперсу, может быть определена только через коммуникацию как сообщаемость.
Коммуникативный характер истины Ясперс непосредственно связывает с ее историчностью, которая как и коммуникация, является важным моментом экзистенции.[1]
Историчность существования выражается в том, что индивид всегда оказывается в пограничной ситуации.
С точки зрения выявления экзистенции особенно важны, по Ясперсу, так называемые пограничные ситуации: смерть, страдания, борьба, вина... Наиболее яркий случай пограничной ситуации - смерть, перед лицом которой конечность собственной экзистенции предстает перед человеком со всей непосредственностью.
В историчности экзистенции выражается, по Ясперсу, нечто неповторимо однократное. Он пишет так: «Если мы будем рассматривать историю с точки зрения всеобщих законов,.. то мы никогда не соприкоснемся с самой историей. Ибо история есть нечто индивидуальное, однократное... То, что повторяется, что может быть в качестве индивидуума заменено другим - это не история...»
Ясперс считает исследования истории различными науками правомерными. Но до тех пор, пока они не берутся окончательно решить вопрос о природе исторической реальности, а тем самым и ответить на вопрос, что такое человек. Здесь, по Ясперсу, пролегает граница всякого познания, и ни биология, ни физиология, ни социология, ни историческая наука никогда не смогут дать ответа на вопрос о сущности человека. Здесь кончаются «проблемы» и начинаются «тайны».
По Ясперсу, «философия существования» не может быть систематичной: она скорее «философствование», чем «философия».[9]
Заключение
На протяжении всей своей жизни и творчества Карл Ясперс рассматривал философию как способ преодоления тяжелых психических состояний, как чужих, так и собственных, об этом свидетельствует его «Философская автобиография». Она была для него принципиально родственной медицине, в частности - психиатрии и психотерапии, выступала как их продолжение и в то же время основание. Здесь нет противоречия: предлагая человеку картину мира, философия дает ему возможность ориентироваться в нем, примириться с ним и обрести спокойствие - пусть и на какой-то период жизни, до тех пор, пока эта картина мира не зашатается под новыми ударами жизни. Но даже тогда, когда этот «философский» психологический механизм защиты не срабатывает, сама эта неудовлетворенность заставляет человека обратить взор на самого себя, на собственную экзистенцию, что тоже может оказаться путем выхода из кризиса.
Философия экзистенциализма, как и психоанализ имеет своей целью преодоление фундаментальных кризисов в человеческой жизни. При этом философия может выступать как способ врачевания благодаря тому, что в ней, во-первых, может быть вербально выражено кризисное состояние экзистенции, а, во-вторых, через нее может быть сообщен путь спасения. Ситуация жизненного кризиса, которая переживается человеком как крушение всего и вся, пробуждает в человеке необходимость вернуть себе первозданное единство с Бытием, в попытках обрести его через постижение той мысли, что он и есть бытие - «экзистенция». Именно поэтому необходимость «прояснение экзистенции» рассматривается Ясперсом как главный метод в формировании экзистенциального мировоззрения. Мировоззрение включает в себя не только представления, взгляды, предпочтения и интересы личности, важно то, что в своем мировоззрении человек определяет свое отношение к миру, и свое место в нем. Мир - это единство Я и мира. Однако, Бытие и экзистенция находятся не только в состоянии взаимного обмена, в коммуникативном общении, но и пребывают в изменении. Мировоззрение - то не устоявшаяся система взглядов на мир, а динамично развивающийся процесс, в котором человек динамично адаптирует себя миру, и мир к себе. Самопреобразование, в таком ясперовском контексте, воплощается в необходимости трансформации мировоззрения, в поиске наиболее надежных оснований человеческого существования. Рассудок дополняется чем-то большим, а именно «экзистенциальным мышлением». Человек обращается к бытию, но не как прежде - как субъект к объекту - а как экзистенция, включенная во вселенский порядок и соотнесенная с трансценденцией.
Цель экзистенциализма заключается в том, чтобы «навести», восстановить связи человека с миром, путем реконструкции его мировоззрения, через примирение с миром, обнаруживая их общее основание бытия - экзистенцию. Путем прояснения экзистенции личности, философия «сращивает» ее со всем миром, тем самым, ликвидируя кризисность и пограничность преживаний. Именно поэтому можно говорить о философии Ясперса, как о экзистенциальной философии, которая выступает как витальная потребность, удовлетворение которой несет терапевтический эффект. [5; 2]
Библиографический список: