Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 05:13, реферат

Краткое описание

Различия: религия - сознание массовое, ф. - теоретическое; р. не требует доказательств и обоснования; р. ориентирована на запредельный мир, ф. - на действительность; р. сдержанно отрицательно относилась к научному знанию, а ф. всегда на него опиралась; р. концептуальна, вне времени, а ф. - образ истории; в р. человек - пассивное существо, а в ф. - активно познающий субъект; религиозное знание базируется на вере и догмате, а ф. - на опыте, рассудке и разуме; р. знание неизменное, коллективное, а потому абс, в ф. господствует персонификация, это свободная, открытая система знаний.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Философия и религия.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Философия и  религия

 

Религия - вера в существование абсолютного, всеобщего  духовного начала - бога; это вера в сверхъестественное; это система  правил, основанных на вере.

 

 

Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и  чувствам, однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - бог - стоит над природой и вне природы. Бытие бога переживается человеком как откровение.

 

 

Сходства: оба типа знания ориентированы на знание абс. начала; цель - стремление к истине, хотя по существу и разной.

 

 

Различия: религия - сознание массовое, ф. - теоретическое; р. не требует доказательств и  обоснования; р. ориентирована на запредельный мир, ф. - на действительность; р. сдержанно отрицательно относилась к научному знанию, а ф. всегда на него опиралась; р. концептуальна, вне времени, а ф. - образ истории; в р. человек - пассивное существо, а в ф. - активно познающий субъект; религиозное знание базируется на вере и догмате, а ф. - на опыте, рассудке и разуме; р. знание неизменное, коллективное, а потому абс, в ф. господствует персонификация, это свободная, открытая система знаний.

 

 

Ф. вкл. в себя и религ. знание; религия же негативно  относится и к ф. как рассудочно-разумному знанию и науке как к объясняющему.

Взаимодействие  философии и науки. Проблема научности  философии

 

Возникновение науки. Когда возникают первичные  способы обработки материала, природы. Когда возникает потребность  в систематизации и классификации практич. опыта людей, когда появляется, счет, число (7-5 в. до н.э.). Как особый род знания, окончательно складывающийся в 17 в. (формулировка законов природы). Когда появляется преподавание.

 

 

Взаимоотношение ф. и науки следует рассматривать через предмет и метод.

 

 

Сходство: конкретный предмет исследования; обосновываются особыми способами доказательства (ф. - верификация), само научное знание подчас служит док-вом фил. принципа; оба знания - обобщение идей, но степень  обобщения различна, ф. часто именуется как метатеория (теория теории); цель - обогащение опыта человека; метод абстракции.

 

 

Различия: наука  изучает только относительное, а  ф. еще и абсолютное; научное мышление рассудочное, а ф. - разумное (т.к. об относительном можно знать только относительное); научное знание систематизировано предметом, а ф. - разумом философа; наука деидеализирована и деперсонифицирована; научное знание безразлично к целям, смыслам, ценностям и интересам человека, фил. знание - ценностное.

 

 

В античности и средневековье ф. и науку почти не различали. Наука была развита весьма слабо. Еще только вырабатывались принципы всестороннего как теоретич., так и экспериментального обоснования знания. В Новое время благодаря работам Декарта и Гегеля было введено представление об универсальной науке - ф.; остальные науки выступали как части ф. Это спокойное согласие продолжалось недолго. С одной стороны, в самой ф. возникло движение против признания ф. наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она искусство. С др. стороны, чувствовалось давление наук на ф. В рамках неопозитивизма (20 в.) ф. уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.

 

 

Некоторые утверждали, что ф. - наука, наука о первопричинах (Аристотель, Гегель). За научность ф. также выступают позитивисты. Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой, также обладает эстетическим (наука о чувственном знании, отношение между человеком и миром, художественная деятельность) и этическим (изучает мораль, нравственность) содержанием.

 

 

Ф. не наука, т.к.: стремится к объяснению всеобщих начал, а единичное не м. объяснить  общее; всеобщее, универс. знание необходимо допускает присутствие веры; исследует  не только предметную реальность, но и бытие человека, отсюда простор для умозрения; объясняет наиболее сложные явления, здесь м. присутствовать бездоказательное знание.

 

 

Проблема взаимосвязи  философии и искусства

 

Подчеркивая взаимонезаменяемость философии и искусства, философы и исследователи стремятся найти за гносеологическими, социально-функциональными особенностями общность философии и искусства как феноменов культуры.

 

Давно замечен  параллелизм в развитии философской  мысли и художественного видения  мира, когда, например, в особенностях мышления Аристотеля и его школы с его классифицирующим вниманием к многообразию "частного" улавливается сходство со спецификой новоаттической комедии с ее интересом к бытовым характерам, к частной жизни во всем многообразии ее проявления; или когда выявляется соответствие в смысловых структурах духовного мира Гете и Гегеля, Достоевского и Киркегора, Пруста и Бергсона, или когда наблюдается общее между формой отвлеченного понимания и формой техники, доминирующей в искусстве. Можно говорить о наличии в культуре некоего ядра, средоточия ориентационно-смысловых напряжений, которые по-своему преломляются в каждом атоме культуры.

 

Теоретическая мысль, не удовлетворяясь простой констатацией отмеченного параллелизма, пытается найти исток и объяснение философских интенций искусства и художественного начала философии.

 

Так, в соображениях А.Я. Зися характерно выделяется три  основных момента, влияющих на "тесные контакты философии и художественного  творчества". Это, во-первых, общность самого предмета их интересов: "в центре философских и художественных исканий всегда был и остается человек, его судьба, его место в жизни, его назначение, смысл его бытия"; во-вторых, определенная общность в том, что и философия и искусство осваивают мир как целостность; и наконец, в-третьих, указывается на совпадение в ряде отношений функций и целей философии и искусства (64; 14, 19, 20). Соседствующий с банальностью принципиальный тезис А.Я. Зися о том, что как "в самой философии есть определенное внутренне художественное начало, так и искусству присуще философское содержание" остается упомянутым автором, к сожалению, почти не развернутым. Исследовательская мысль путем скороговорки уходит в сферу анализа тех процессов, где "философия обуславливает особенности духовного климата, в котором нуждается литература", а литература выступает как объект философского знания и "один из источников философского мышления, сокращая для человека "опыты быстротекущей жизни" (там же, 14, 24, 25). Здесь искусство ищет и находит в философии концептуальные ориентации, а философия в искусстве - выражение действительности, схваченной в ее живом и непосредственном течении.

 

Вопрос о  внутренней возможности философичности искусства и художественности философии  получает преимущественно морфологически-гносеологическое рассмотрение, позволяющее увидеть в философском знании и художественном мышлении некоторые общие структуры обобщающе-интегративной деятельности человеческого сознания. Объединенность "общим качеством мышления" соотносит философию и искусство как различные уровни смысловой интерпретации действительности, где переплетены и действуют механизмы уподобления и сопоставления, интуитивное постижение сути явления и рассудочное, дискурсивное.

 

Эта теоретическая  позиция, исходящая из понимания того, что "ни философия, ни искусство не представляют собой неподвижные, всегда идентичные самим себе "категории", они являются частями постоянно перестраивающей свой "центр" и свою "периферию" культуры (там же; 175, 182), намечает выход к рассмотрению взаимодействия философии и искусства как видов универсального осмысления мира.

 

Наиболее последовательное подобное рассмотрение предложено, на наш взгляд, в работах М.С. Кагана и В.П. Бранского. Согласно концепции  М.С. Кагана, культура как система  обладает двумя фундаментальными потребностями - в сохранении и в развитии. Условием удовлетворения этих потребностей является осуществление системой функций сознания и самосознания. Философия и искусство являются особыми подсистемами культуры, выполняющими в ней функции сознания и самосознания. Философия, предоставляя культуре знания об окружающем мире, выступает в качестве ее сознания; искусство же является "автопортретом" культуры, ее самосознанием, поскольку отражает "объективный мир таким, каким он преломляется культурой". Функциям соответствует определяемая ими структура: для философии - дискурсивная, соответствующая общим законам объективного мира, для искусства - художественно-образная.

 

Таким образом, философия и искусство оказываются  взаимодополняющими подсистемами культуры. Не отрицая самой возможности взаимного проникновения художественно-образного и философско-теоретического способов освоения человеком мира, данная теоретическая позиция позволяет признать лишь "механическую" природу соединения этих двух начал в некие гибридные формы "философски-нагруженного искусства" и "художественно-оформленной философии". Процесс взаимодействия философии и искусства предстает как "выход за свои пределы", как вторжение в сферу не своей компетенции: для искусства это означает обращение к мировоззренческим проблемам и "связано с желанием... рассказать о том, что представляет собой мир в его "в-себе-и-для-себя-бытии", мир как таковой вне человека, вне духа, вне культуры"; философия же обращается к использованию художественно-образных средств в случае культурологической ориентированности философского учения с его интересом к действующему в мире, созерцающему и осмысляющему мир человеку".

 

В.П. Бранский же исходит из положения, что культура как система обладает следующими свойствами: 1) наличием обмена со средой; 2) неравномерностью (наличием обмена между элементами системы); 3) нелинейностью (способностью к самодействию); 4) сочетанием порядка и хаоса; соответственно смыслом ее развития является рост степени синтеза хаоса и порядка. Развитие общества и культуры в целом предстает процессом отбора, важнейшим инструментом которого (селектом) оказывается идеал.

 

Эти концепции определяют возможность синтетического рассмотрения в пространстве культуры философской  прозы, совмещающей функции сознания и самосознания культуры и вырабатывающей идеал, способный влиять на другие формы культуры и реализовывать себя в них.

 

4. Взаимосвязь философии  и науки.

 

Философия (в силу своей  синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.

В тесной взаимосвязи философии  со всеми другими формами общественного  сознания коренятся как причины  ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития. Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), "растворив" ее в других формах общественного сознания .

В истории сложились два  крайних подхода в понимании  взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.

Второй подход получил  название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет  какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука ("наука наук"). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.

И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь  философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.

Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность  философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира. Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция. Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют. Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания .

Такие общие ориентиры  познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции.

Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе  сознания, которые обеспечивают взаимосвязь  философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.

Качественное отличие  философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы "достраивает" науку до человека .

Информация о работе Философия и религия