Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:37, контрольная работа
Гегель активно противостоял притязаниям дать предварительную формулировку отправных точек или доктринального ядра, от которых выводится и на которые должно опираться все здание философии. Объяснялась подобная установка тем, что первоосновы, даже признанные сами по себе как истинные, были бы искажены в момент, когда они предпосланы системе, а не определены в конкретном действии внутри нее.
1.Тема 12. Диалектическая философия Г. Гегеля
1.1.Основы гегелевской системы.
1.2.Феноменология духа.
1.3.Диалектическая логика Гегеля
1.4.Философия духа
2. Тема 35. Структура и основные характеристики познавательного процесса
2.1 Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания
2.2. Основные формы чувственного и рационального познания
Список литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени
Франциска Скорины»
Заочный факультет
Кафедра философии
Выполнила студентка
группы АС-31
Проверила
Гомель 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1.Тема 12. Диалектическая философия Г. Гегеля
1.1.Основы гегелевской системы.
1.2.Феноменология духа.
1.3.Диалектическая логика Гегеля
1.4.Философия духа
2. Тема 35. Структура и основные характеристики познавательного процесса
2.1 Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания
2.2. Основные формы чувственного и рационального познания
Список литературы
Тема 12. Диалектическая философия Г. Гегеля
Необходимость предварительного определения первооснов философии Гегеля.
Гегель активно противостоял притязаниям дать предварительную формулировку отправных точек или доктринального ядра, от которых выводится и на которые должно опираться все здание философии. Объяснялась подобная установка тем, что первоосновы, даже признанные сами по себе как истинные, были бы искажены в момент, когда они предпосланы системе, а не определены в конкретном действии внутри нее.
Заметим, что данное утверждение Гегеля имеет сильный заряд парадоксальности (напомним, что Гегель был швабом и, как все швабы, любил быть неожиданным в суждениях). Отстаивая данную концепцию, сам Гегель, тем не менее, писал предисловия и вступления, в которых по-своему пытался предложить читателю исходные истины. Вступление к "Феноменологии" и введение к "Энциклопедии" следует отнести к прекраснейшим страницам из всего написанного философом. Без предварительного разъяснения ключевых понятий гегелевские работы, по большей мере, могли бы показаться криптограммами.
Полная схема основных идей гегельянства достаточно объемна. Речь идет об одной из богатейших и сложнейших (а также и труднейших) философских концепций. Тем не менее она целиком может быть сведена к следующим трем исходным пунктам: 1. Реальность как таковая есть бесконечный Дух. ("Дух" есть то, что все в себя вбирает и преодолевает, об этом говорили, в частности, Фихте и Шеллинг.); 2. Структура, или, лучше сказать, сама жизнь Духа, а значит, и процесс, в соответствии с которым развивается философское познание, есть диалектика. (Можно утверждать, что духовность есть диалектичность.); 3. Особенностью, ярко отличающей эту диалектику от всех предшествующих ее форм, является то, что Гегель назвал "спекулятивным" элементом, который, как мы убедимся, является ключом к разгадке мышления философа.
Разъяснение этих трех пунктов укажет на цель и границу философских суждений Гегеля, а также тот путь, которым он следовал, чтобы их достичь. Полное понимание вышесказанного, как верно отметил Гегель, возможно, лишь если конкретно следовать за развитием системы до ее завершения, т. е. если пройти весь путь до конца (в философии, говорил Гегель, нет коротких путей).
Действительность как Дух: предварительное определение гегелевского понятия Духа.
Для понимания Гегеля необходимо усвоить главное: реальное и действительное - это не "субстанция" (т. е. более или менее застывшая сущность, как традиционно считалось), а Субъект, Мысль, Дух. Со всей ясностью он это утверждает в "Феноменологии": "В соответствии с моим мировоззрением, лишь в процессе изложения система доказывает себя: все зависит от понимания и выражения действительного не как субстанции, а как субъекта". В таком подходе Гегель усматривает особенность современной эпохи.
Утверждать, что реальность не субстанция, а субъект, Дух, равносильно положению, что она есть деятельность, процесс, точнее, самодвижение. Нечто подобное уже было у Фихте, но Гегель идет дальше. У Фихте собственное Я полагает самое себя, ибо его суть в деятельности самополагания. В бессознательном полагании не-Я дан его предел, который в динамике преодолевается. Фихтеанское Я не достигает завершенности, ибо граница отодвигается в бесконечность. Такой род бесконечности в виде незавершенной прямой Гегель называет "дурной" бесконечностью. Ее порок - в разобщенности сущего и должного, следовательно, говорит Гегель, структурное противоречие остается для Фихте непреодолимым препятствием.
Феноменология духа. Гегель до этой работы воспринимался как тень Шеллинга. Стал известен благодаря этой книге как философ на голову выше Шеллинга. Дальше идеи разрабатывал в «Энциклопедии философских наук». Некоторые идеи разработал достаточно полно в «Феноменологии духа».
Три части этой работы (триада):
1) Сознание.
2) Самосознание.
3) Без заглавия.
Обоснование идеализма в понимании природы. Анализ обыденного сознания. На уровне обыденного сознания господствует материалистическая уверенность, что природа существует независимо от духа. Усматривает предпосылки преодоления материалистического понимания природы. В общем сознании есть чрезвычайно абстрактные понятия, как «Это», «Здесь», «теперь». Что это означает? Обыденное сознание отвлекается от единичной специфики индивидуальных вещей и использует на неопределенно-абстрактном уровне всеобщие определения и тем самым демонстрирует, что обыденное сознание само в вещах природы усматривает некоторое духовное содержание, которое схватывается только абстракциями. Затем - естественнонаучное, теоретическое знание. Оценивает переход от эмпирии к теории, делает утверждение о существовании сил природы. Эти положения теоретического естествознания демонстрируют наличие духовной сущности природы, поскольку она постигается в абстракциях и она разумна. Вся действительность духовно-разумна. Имеется в виду не человеческий разум, а некоторое мышление, составляющее единство субъективного и объективного в Абсолюте.
Гегель подчеркивает практический характер отношения людей к действительности. Здесь - самосознание человека, а не Абсолюта. Первое проявление человеческого самосознания - отношение человека к природному предметному миру. Основная форма проявления этого отношения - труд. Начало труда Гегель связывает со стремлением человека как индивида обеспечить свое господство над внешним миром, порабощение другого человека. Стремление поработить других - это стремление утвердить самостоятельность своего-для-себя-бытия. Порабощение человека человеком - результат борьбы между людьми. Если человек предпочитает сохранить жизнь, он становится рабом. Другой идет на все и становится, если повезет, господином. Возникает рабство. Отношение господина к вещам опосредуется через раба. Раб непосредственно соотносится с вещным миром. Раб оформляет в процессе труда вещи, приспосабливая их к потребностям господина, и формирует себя в качестве самосознающего. Раб начинает господствовать над природными объектами. Раб самопорождает себя в качестве субъекта практической деятельности, обретает самостоятельность. Господин зависит от раба. Раб развился в результате труда. В итоге «господство показало, что оно противоположно тому, чем оно хочет быть». Раб становится господином, господин - рабом своей ситуации. Продуктами приобретения рабом самостоятельности являются стоицизм, скептицизм и христианство. Это первый этап становления самосознания, через труд раб становится субъектом деятельности, эта ситуация отражается в философских и религиозных учениях.
В начале 19 века революционная практика не оправдывает больше никаких проявлений духа и никакие революции невозможны.
На логической стадии саморазвития Абсолютной Идеи, эта Идея существует еще до природы, до человека, до появления пространства и времени в форме чистых понятий. Вполне в духе христианского мировоззрения. До природного мира уже есть логическое мышление, реализованное в чистых понятиях.
Развитие этих понятий происходит от абстрактного к более конкретному. Исходный пункт - самое бедное содержанием, самое абстрактное понятие. В «Науке логики» Гегель на 100 страницах обсуждает вопрос, с чего начать логику. Обосновывает, что надо начать с единственного понятия. Это - бытие. Мы абстрагируемся от всех специфических черт, фиксируем голое существование объекта. Это абстракция, присущая всем объектам, которые существуют. Самая бедная, бессодержательная категория. Все остальные характеристики присущи предметам, которые обладают бытием. Не субъект, не Я, не фихтеанское Я, а бытие. Мировоззренческому рационализму Гегеля соответствует доминирование тенденции объективизма. Понятие бытия есть начало логики. Предельная абстрактность обусловливает то, что сутью, содержанием понятия бытия является ничто. Понятия «бытие» и «ничто» - противоположности, еще Демокрит говорил, что бытие - полное, а небытие - пустое, бытие присутствует, а небытие - ничего нет. Истиной понятия бытия является его логическая противоположность, понятие ничто. Оказывается, что в себе понятие бытия содержит свою собственную противоположность, но в качестве такого содержания, которое сразу не осознается. Когда осознаем, оно становится для себя содержанием. Надо употребить новое понятие, ничто. Это первый шаг саморазвития Абсолютной Идеи. Имеется бытие, то, что в себе, ничто, для себя, требуется синтез - надо найти третье понятие, в котором два понятия выступают в качестве моментов единства. Это - становление, либо переход от бытия к ничто, либо от ничто к бытию. Становление - синтез тезиса и антитезиса. Синтез должен сам рассматриваться как тезис.
Результатом становления становится бытие с отрицанием, с границей, или определенное бытие, нечто. Это антитезис. Так определенное бытие выражается понятием качества. По Гегелю, качество есть определенность, тождественная бытию вещи. Есть качество - есть данный предмет.
Здесь тонкий переход. Если мы имеем бытие, ничто, становление, качество, никаких определенностей нет, мы имеем нечто как бытие с отрицанием, но без дальнейших определений, только предел. За этим пределом тоже есть нечто, тоже имеющее предел. Этих нечто как минимум два. Это два объекта, между которыми граница. Переход к количеству. Этих нечто неопределенно много. Гегель определяет количество как определенность, безразличную к бытию предмета. Противоположность качества (тождественного с бытием). Опять тезис и антитезис. Синтез - мера есть качественно определенное количество. Гегель детально исследует содержание понятий «качество» и «количество», фиксирует их противоречивость: конечное - бесконечное, единое - многое, дискретное - непрерывное, простое - сложное. Раскрывая противоречивость этих понятий, Гегель пытается показать текучесть, изменчивость, взаимные переходы этих пар понятий и формулирует закон перехода количественных изменений в качественные. Раскрывает механизм процессов изменения бытия, подготовку качественных изменений количественными изменениями, «невинными», незаметными.
Мы уже отмечали, что система Гегеля с первых йенских лет строилась на понятии духа, абсолюта, тождества бытия и мышления, т.е. была объективно-идеалистической философской системой. Теперь обратимся к этим стержневым понятиям философии Гегеля подробнее и на материале зрелой системы философа. Что Гегель понимал под духом? Что за проблемы решает он в системе философии духа? Здесь ставится много задач.-Главная задача — интерпретация ключевых для философии понятий, а именно, "дух" , (разделенный на субъективный, объективный, абсолютный дух), логическая идея, мышление, разум, рассудок. Это целая "семья" понятий, характеризующих духовное. В гегелевской философии есть в какой-то мере единая интерпретация этих понятий, т.е. такая интерпретация, относительно которой нужна особая историко-философская реконструкция. Можно выделить три среза, три измерения, относящихся ко всем этим понятиям разума у Гегеля.
Первое измерение, которое придается у Гегеля и разуму, и духу, и мышлению, и идее — измерение субстанциональное. Это значит, что духовное понимается как первичное, как субстанция, причем субстанция, восходящая к божественной, как то, из чего все рождается, во что все разрешается, как порождающее начало. Субстанционально и понимание идеи, разума, мышления. Поход к различным ипостасям духовного в принципе един. Различие смыслов такое: абсолютный дух — так сказать, "самое субстанциональное", далее идет "менее субстанциональное", но тоже субстанциональное — идея, логическая идея, затем разум, а после — мышление. Здесь философия Гегеля выступает в качестве классического объективного идеализма, который обосновывается самыми различными способами, причем именно с применением данных понятий. Это вообще широкий вопрос, и он относится не только к Гегелю, но и к Платону, к другим формам объективного идеализма. Но в гегелевской философии есть специфические основания объективного идеализма. И их легче понять, если не забыть о втором значении, о второй ипостаси духовного. Второе измерение состоит в том, что духовное, согласно Гегелю, есть реализующиеся деятельность и активность, причем активность такого субъекта, который сообразуется с законами самого духа. Оттенок субстанциональности, т.е. первичности, переходит в диалектический активизм.
Третий аспект заключается в том, что субстанция, а значит и дух, и логическая идея, понимаются как субъект. Иными словами, здесь вводится — в гегелевском понимании — проблема субъективности, субъекта, которая, однако, не сводится к человеческому Я, хотя в определенном аспекте она соприкасается с вопросом о Я человека. Итак, в духе, по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым дух способен как бы "проходить" через природу, "отчуждать" ее от себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен "проходить" и через человека, через все человеческое, выступая и в виде своего рода объективной субъективности и субъективной объективности. Для Гегеля очень важно не столько то, что все люди разные, но то, что все они — субъекты, принадлежащие к одному роду, к единой субъективности. Еще раз надо упомянуть об объективном духе, о философии права — на этот раз как одном из главных обоснований системы объективного идеализма.
Это произведение о праве и правовом государстве, о гражданском обществе, о гласности, печати, об общественном мнении, о вине, наказании, есть, по Гегелю, одновременно рассказ о генезисе и силе объективного духа, проявляющегося в социальном пространстве — о собственности и ее признании, о правовых и моральных нормах, наиболее ярких воплощениях "интерсубъективной", как сказали бы мы сегодня, духовности.
"Абсолютный дух" — это, для, Гегеля, понятие всех понятий, объединяющее и Бога, и "божественно-духовное" начало (закономерность) природы и человека, и, что очень важно, высшие этажи самопознания духа (искусство, религия, философия). Поэтому философию Гегеля называют системой абсолютного идеализма. Плотность реальных проблем, исследованных великим Гегелем в его границах, столь велика, что (в относительно небольшом очерке) можно было рассказать лишь о некоторых из них, которые представляются центральными для гегелевской системы и наиболее актуальными сегодня.
2. Тема 35. Структура и основные
характеристики
2.1 Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания