Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 23:10, реферат
Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали благоприятную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми «оппозиционерами» выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии.
Становление древнекитайской философии,
как и древнеиндийской, связано
с ломкой традиционных общинных отношений,
вызванной экономическим
Есть у древнекитайской
1. Специфической чертой
2. Практичность, ориентированность
не на поиск и выработку
идеала, в соответствии с которым
следовало бы изменить
3. Специфичность древнекитайской
философской мысли обусловлена
также употреблением в
4. Отсутствие понятийного
5. Внутренне китайская философия
необычайно стабильна. Основой
такой стабильности было
Прекрасной иллюстрацией к сказанному могут послужить философские воззрения названных выше древнекитайских школ.
Конфуцианство. Основатель шкалы Конфуций (кит. — Кун Цю, латинизированная версия имени Кун Фу-цзы-учитель Кун; 551-479 гг. до н. э.). Он считается первым китайским философом, и его жизнеописание за многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами. Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, потом ряд лет. странствовал по Восточному Китаю, а конец жизни посвятил исключительно своим ученикам. Основным достоверным источником для исследования его воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй).
Исходной для Конфуция можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). «Небо» — это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека («Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Человек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования — достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим.
Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь (человечности) — закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.
Для соблюдения субординации и порядка
Конфуций выработал принцип
Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья («Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном»).
Главный метод управления народом — сила примера и убеждения. «Благородный муж», член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути» (дао), учил он, то «со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной».
После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.) и материалистическая — Сюнь-цзы 298-238 гг. до н. э.). Согласно учению Мэн-цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый правитель — сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества: сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта человека противоестественна, она — следствие нужды и неразвитости.
Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку. Жэнь и и являются основой развитой Мэн-цзы концепции «гуманного управления» (жэнь чжэн) государством, в которой главная роль отводилась народу («Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место»). Если же государь игнорирует принцип человечности, а личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией (ба), народ имеет право его свергнуть.
В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении идеального (синь — сердце, душа, разум или чжи — воля) и материального (ци) начал в природе человека, причем первенствующую роль он отводил воле (чжи).
Сюнь-цзы исходил из концепции ци — первоматерии, или материальной силы, обладающей двумя формами: инь и ян. Мир существует и развивается в согласии с естественными познаваемыми закономерностями. Небо — активный естественный элемент мира, оно не управляет человеком, а, наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Человек же по природе зол (критика в адрес Мэн-цзы). Он рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы. Необходимо воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через учение, длящееся всю жизнь.
Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к народу, почитание ритуала 1 и уважение к ученым, почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а мерилом правления — справедливость и мир.
Даосизм. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений китайской философии. Легендарный основатель — Лао-цзы (бит., букв. — старый учитель; собств. имя — Ли Эр; VI в. до н. э.). Ему приписывается составление книги «Дао дэ дзин» («Книга о дао и дэ»). В даосизме, в отличие от других школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао — естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо — земле, земля — человеку. Дэ — неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией.
Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. — недеяние, бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Цель поведения — уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать; победоносное бездействие, остальное — суета.
Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь факт его существования. Общественный идеал даосов — патриархальная, непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями.
Моизм. Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо цзы; V в. до н. э.) и была четко построенной военизированной организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма — «всеобщая любовь», т. е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие всеобщей любви — причина беспорядков, а «отдельная» любовь — «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо-цзы решительно осуждал «агрессивные войны», объявив их величайшим и жесточайшим преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, — народ, который правители должны любить. Признанием существования «духов и привидений» (наказывают зло и вознаграждают добро), «воли неба» (ориентир поведения людей) Мо-цзы ввел в свое учение религиозную струю.
Легизм (от лат. легис — закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма) возникла и оформилась в VI-III вв. до н. э. Активно участвовали в разработке учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.
Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия — награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа.
Легисты создали концепцию
______________________________
Древняя китайская философия весьма
специфична. Определяется это прежде всего
ее подчиненностью политической и моральной
практике, т. е. редукцией к так называемой
практической философии. Вопросы этики,
ритуала, управления страной, построения
идеального общества, упорядочения отношений
между "верхами" и "низами" и
т. п. были в ней доминирующими. Совпадение
с политикой было не только проблемным,
но и, скажем так, должностным. Многие философы
представляли влиятельные общественные
силы и служили министрами, сановниками,
послами. "Знание - действие - нравственность"
- эта цепочка в Древнем Китае составляла
одну из главных линий философствования.
Знание оценивалось и отбиралось в соответствии
с задачами нравственного совершенствования
человека. Высшее знание - знание о добродетелях
и правилах поведения великих людей.
Еще один элемент рассматриваемой специфики
- оторванность философских исканий от
конкретных научных знаний, естественнонаучных
наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных
данных. В этой оторванности определенно
просматривается пренебрежительное отношение
к естественнонаучным наблюдениям и прикладным
знаниям как к чему-то явно низкому и недостойному
человека, человека-мудреца. Противостояние
философии и естествознания лишала древнекитайскую
культуру возможности выработать цельное
и всестороннее мировоззрение. Оно пагубно
сказывалось на естественных науках, которые
тем самым обрекались на очень низкий
общественный статус и становились, по
сути, уделом одиночек. Для самой философии
недооценка естествознания обернулась
недостаточной развитостью натурфилософских,
в частности космогонических идей и представлений.
Этот проблемный блок довольно скуден
и, по сути, мифологичен. В общих чертах
древнекитайская космогоническая картина
выглядит следующим образом: вначале был
тай цзи ("великий предел" - хаотически
недифференцированное состояние мира,
бытия); из него выделились инь и ян (две
упорядочивающие силы: темное и светлое,
женское и мужское, земное и небесное);
закон их жизни - дао (взаимопревращение,
или постоянная смена чередование инь
и ян). Инь и ян вместе с опосредующим их
цзы образуют триадическую спираль Дао:
инь - цзы -ян. Отсюда, кстати и объяснение,
почему все древнекитайские философы
называются цзы: Лаоцзы, Кунцзы, Мэнцзы
и т. д. Они занимают срединное, "детское"
(цзы буквально - дитя) положение и являются
мудрецами "центра". Своеобразной
материалистической конкретизацией рассматриваемой
картины мира было учение о "пяти первостихиях"
(воде, огне, металле, земле, дереве). В "Шу
цзин" ("Книге истории") говорится:
"Первое начало - вода, второе - огонь,
третье - дерево. Четвертое - металл и пятое
12; земля. [Постоянная природа] воды - быть
мокрой и течь вниз; огня - гореть и подниматься
вверх; дерева - [поддаваться] сгибанию
и выпрямлению; металла - подчиняться [внешнему
воздействию] и изменяться; [природа] земли
проявляется в том, что она принимает посев
и дает урожай.
То, что мокрое и течет вниз, создает соленое;
то, что горит и поднимается вверх, создает
горькое; то, что поддается сгибанию и
выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется
и изменяется, создает острое; то, что принимает
посев и дает урожай, создает сладкое".
К специфике древнекитайской философии
следует отнести и ее сущностную обращенность
к прошлому, в прошлое. Так, все выдвинутые
ею проекты идеального общества были в
действительности не чем иным, как идеализацией
глубокой древности, "золотого века"
совершенномудрых правителей - Яо, Шуня
и Вэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности
был культ предков, состоявший в признании
влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы
потомков.
Для древнекитайской философии характерна
также тесная связь с мифологией, мифами.
Отличительной же особенностью последних
был зооморфный (животноподобный: полуживотные
- полулюди) характер действовавших в них
богов и духов. Важным, системообразующим
элементом мифологии была божественная
сила неба. Древние китайцы свято верили
в то, что все в мире зависит от предопределения
или воли неба. Земля, мир для них всегда
- Поднебесная. Сыном неба перед своими
подданными выступал государь, правитель.
Его почитали как высшего посредника между
людьми и небесными духами. Ссылки на мифы
рассматривались в философии как самые
авторитетные аргументы.
В связи с мифологией следует сказать
и об отношении древней (и последующей)
китайской философии к религии. Это отношение
не похоже на то, что было в греко-римском
мире и особенно в средневековой Европе,
где философия довольствовалась - разумеется,
вынужденно - ролью прислужницы теологии.
Религия здесь проходила тест на философское
обоснование, чтобы быть принятой обществом.
Даже более того, сама философия могла
превращаться в религию. Вот конфуцианство.
Это и философия, и, как канонизированное
учение, - религия.
К особенностям древнекитайской философии
необходимо причислить также слабую разработку
вопросов логики, равно как и сознания,
мышления, познания. Дополнительным препятствием
на пути выработки и развития логико-философской
терминологии был иероглифический характер
китайской письменности. Расцвет древнекитайской
философии приходится на VI-III вв. до н. э.,
которые по праву называют золотым веком
китайской философии. Здесь целое созвездие
имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы,
Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян и Хань
Фэйцзы. Мы остановимся только на первых
двух -Лаоцзы и Конфуции как наиболее представительных,
репрезентативных, для всей древнекитайской
философии.