Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:00, контрольная работа
В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха. Но этот обоснователь вероучений часто оказывался также и их коварным врагом. Ведь платонизм в своей основе все же языческое учение. Наступали моменты в истории, когда платонизм вдруг восставал грозной силой против монотеистического вероучения и под его ударами начинали шататься и падать те самые богословские системы, самым верным союзником которых ранее казался Платон.
Введение 2
1 Биография Платона 5
2 Сочинения Платона 7
2.2 Переходный период 8
2.3 Зрелый период 8
2.4 Последний, или поздний, период 9
3 Новизна философии Платона 11
4 Идеальное государство 17
5 Связь идеализма Платона с реальным миром 21
5.1 Тимократия 21
5.2 Демократия 22
Заключение 25
Список литературы 26
Диалоги весьма сомнительного происхождения и времени: "Алкивиад I", "Гиппарх", "Клитофонт", "Минос", "Алкивиад II", "Соперники", "Феаг". Наконец, произведения настолько неподлинные, что они не вошли даже в список произведений Платона у виднейшего античного исследователя его творчества ритора Фрасилла (I в.): "Демодок", "Сисиф", "Алкиона", "Эриксий", "Аксиох", "О справедливости", "О добродетели", "Определения".
3 Новизна философии Платона
Принципиальная новизна философии Платона состоит в открытие сверхчувственного мира, метафизического измерения бытия. Свое открытие Платон иллюстрирует образом второй навигации. Первая же была доверена физическим силам ветров, гнавших корабль: так обозначена философия натуралистов, объяснявших реальность физическими элементами и силами (воздух, вода, земля, огонь)5.
Вторая навигация началась, когда обозначился недостаток ветра и физических сил в условиях штиля, когда следует грести веслами. Так философия разума пытается собственными силами постичь подлинные причины бытия, помимо физических. Когда нужно объяснить, почему нечто прекрасно, нельзя ограничится физическими составляющими, например, цветом или формой. Нужно подняться до идеи прекрасного.
На вершине мира идей покоится идея Блага, совпадающая с Единым. А Единое – это принцип бытия, истины и всего ценного. Низший уровень мира, которого еще можно постичь своим умом, образуют математические множества, числа и геометрические фигуры. Из диалогов Платона можно сделать вывод, что Бытие есть смесь предела и беспредельного.
Посредничество математических образований помогает преобразовать хаотичный мир чувственного в космос, множества свести в единство – так возникает порядок. так чувственный мир как подвижный образ вечного постепенно начинает уподобляться умопостигаемому миру.
Вторая навигация сделала возможным понимание двух планов бытия – видимого и феноменального, с одной стороны, невидимого и умопостигаемого – с другой. Можно утверждать, что это стало важнейшим моментом раздела между двумя различными течениями западной философии в той мере, в какой платоновское понимание принималось или отвергалось.
Смысл второй навигации становится гораздо яснее, если разобраться со смыслом термина «идея». Точный перевод термина невозможен, но ближе всего, слово «форма». Под идеей понимается понятие, мысль, ментальное представление, ну что-то в психологическом плане. Для Платона же идея составляет специфический предмет мысли, то, к чему мысль открыта предельным образом, без чего мысль не мысль. Стало быть, платоновская идея не создание разума, это бытие, абсолютное истинное бытие, что полностью подтверждается в текстах. Термины «идея» и «эйдос» происходят от греческого iedein, что и до Платона означало видимую форму вещей, то есть внешнюю фигурацию. Впоследствии за этими словами закрепилось значение специфической природы, или внутренней сущности вещей. Говоря об идее, Платон акцентирует внимание именно на метафизической структуре вещей.
Мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей, идей, Платон называл первичным “истинно существующим”. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол — потому, что существует идея стола. Предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного. Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлениям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними. Однако, Платон не дал однозначного объяснения характера этой связи. Иногда он рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им, иногда как “причастные” идеям. В ряде высказываний он говорит, что идеи — это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им. Идеи, с точки .зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна (“апейрон”), как бы только возможность, а не действительность.
Комплекс идей вошел в историю под названием Гиперурания. Это такая особая наднебесная сфера, она даже выше физического космоса. Идеи описаны так, что ничего предметного в них найти мы не можем: они непространственны, умопостигаемы и сверхчувственны. Платон постоянно подчеркивает, что идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, то есть понимающему уму. Он понимал комплекс идей как иерархически организованную систему. Идеи нижнего яруса подчинены более высоким, вплоть до самой совершенной и возвышенной Идеи. Эта Идея ничем не обусловлена и, значит, абсолютна. Мне кажется, что это тесно связано с социальной философией Платона. По поводу вершины идеального мы читаем в «Государстве» - это Идея Блага6.
Благо не только фундамент, делающий идеи познаваемыми, а ум способным к сознанию. Оно делает бытие началом субстанции. Благо не сущность и не субстанция, оно выше этого. Благо – достоинство и сила иерархии. Об абсолютном и безусловном начале Платон ничего не пишет. Но он читал лекции «Вокруг Блага», они и образуют финальную фазу платоновской мысли. Эти лекции шли параллельно с созданием диалогических композиций.
В социальном плане философия оказывалась очень полезной. В быту простым людям хватает верований, мнений и фантазийных образов. Математики поднимаются несколько выше, но вершины знания открыты лишь настоящим философам. Мудрец, без сожаления оставив все чувственное, отдаст себя незаинтересованному созерцанию, соберет с помощью интуиции все чистые идеи, их позитивные и негативные соотношения, затем свершит восхождения от идеи к идее, пока не доберется до самой вершины. Путь восхождения к безусловному Платон называет диалектикой, искусством философствования. Диалектику восходящую – от чувственного к идеальному – дополняет нисходящая диалектика – от высшей идеи через разделение к уточнению детальной картины иерархической структуры идеального мира.
Исследую сущность, роль и ценность искусства, Платон ставит его в зависимость от истины. Неумение провести четкое различие между истиной и искусством ведет к негативной оценке всего подражательного. Искусство скрывает истину, это форма неистинного познания. Оно лжет, поэтому не улучшает человека, не воспитывает, а развращает. Искусство в 10-ой книге «Государства» названо подражанием чувственному. Образ идеи удален от истины настолько же, насколько копия далека от оригинала.
Трижды удаленные от истины жрецы искусства льют воду, по Платону, на мельницу далеко не самой благородной части души, поэтому должны быть изгнаны из идеального государства. Философ отрицает самоценность искусства. Оно обязано служить благу и истине. Предоставленное самому себе, оно становится фальшивым и порочным. Чтобы этого не случилось, искусство должно быть направляемо философией. Риторика же, по Платону, в своих претензиях убеждать всех во всем еще больше удалена от истины. Будучи невеждой, ритор играет на предрассудках толпы, заставляет публику поверить в собственное право учит других. Риторика, используя доверчивость и легковесность людской натуры, злонамерно и часто не без успеха создает подобия истины.
От всего этого стоит перейти на человека. Платоновская концепция основана на разнопорядковой природе души и тела. Тело – темница души, отсюда постоянная тема бегства от всего телесного и мирского, мотив уподобления божественному. С понятием метемпсихоза тесно связаны теории бессмертия души, переселения душ и эсхатологических судеб.
Идеи являются причиной всего сущего. А смерть тела открывает новую жизнь душе. Корень всех зол, нездоровых страстей, неприязни, невежества, безумия Платон усматривает в телесном. Со временем эта тема утрачивает остроту, хотя резкая грань между сверхчувственной умопостигаемой сущностью и чувственной телесностью остается. Душа бежит от тела, об этом подробно говорится в «Федоне». Настоящий философ не имеет мирских привязанностей, истинная философия – упражнение в смерти. Смерть эпизодична, жизнь духовного вечна. Смысл парадокса сохраняется и в обратной перспективе: философ – тот, кто стремится к подлинной духовной жизни. Но найти дух – значит потерять тело. Смысл избавления от телесного – в уподоблении богу, мере всех вещей, и обретении идеального бытия через добродетель и познание.
Для обоснование морали Сократу, например, было достаточно сделать акцент на душе как на сущности человека. Смертна душа или нет, не так важно, ведь добродетель награждает себя сама, как себя обличает и карает порок. Открытие метафизики и орфическое ядро заставляли Платона сконцентрироваться на проблеме бессмертия. Он создал мощные аргументы в пользу нетленности всего духовного, этой теме посвящены диалоги «Менон», «Федон», «Федр, «Государство».
Человеческая душа имеет способность улавливать неподвижное и вечное. Однако для такой способности душе необходимо иметь сходную природу, иначе восприятие вечного невозможно. Стало быть, душа также неизменна, как и ей знакомая вечность. Посмертная судьба души особенно увлекает Платона; в виде различных мифов она складывается в причудливый рисунок. Платон перенял идею миграции душ от одного тела к другому, идею многих рождений. В диалоге «Федон» мы читаем, что души, испорченные страстями, вожделениями, наслаждениями, и после смерти не могут найти покой. Они бродяжничают, пока не вселятся в другие тела, такие же бестолковые, как и в предшествующей жизни. Только у добродетельных душ есть шанс соединиться с кроткими и миролюбивыми телами достойных людей. Тем, кто очистил свое тело полностью и возлюбил святую мудрость, станет доступно высокое племя богов7. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова ; как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же — это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах.
В «Государстве» Платон говорит о втором типе реинкарнации, отличном от первого. Количественная ограниченность душ и необходимость порядка в небесном воздаянии по заслугам заставили Платона заняться расчетами. Поскольку одна жизнь не превышает ста лет, внеземная жизнь должна иметь в десять раз большую продолжительность, то есть тысячу лет. Для душ, несущих бремя тяжких грехов, наказание беспредельно. В целом по окончании тысячелетнего цикла души должны вернуться, чтобы затем воплотиться вновь. Души то падают в тела, то воспаряют к небесам.
У этих душ есть три части – это разумная, эмоциональная и вожделеющая. Первая находится в голове, вторая – в сердце, а третья, вообще, в желудке. Последние две смертны, они исчезают вместе с телом. С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована не на формирование совершенной личности, а на совершенствование человеческого рода, совершенного общества, а отсюда – и на создание идеального государства.
4 Идеальное государство
Существует три класса в идеальном государстве – ремесленники, стражи и правители. Платон полагает, что между этими тремя классами и тремя частями души есть четкое соответствие. Душа бывает умеренной и благородной у тех ремесленников и купцов, которые умеют контролировать собственную жадность. Душа мужественна у тех стражей, которые умеют достойно противостоять опасностям. Душа отличается мудростью у тех правителей, которые действуют в соответствии с разумом. Полис – как одна душа – здоров и крепок, когда каждый как следует исполняет свою роль и не пытается занять чужое место.
Государство, стабильное и процветающее, поддерживает внутренний порядок посредством четкой образовательной программы. Стражей Платон хотел уберечь от искушений частной собственности путем обобществления имущества, жен и детей. Воспитание философов – правителей предполагало особую систему подготовки, пятидесятилетний цикл освоения всех премудростей, диалектический тренинг и, самое главное, - созерцания Блага. Как философы люди складываются 50 лет. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем8.
Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, – справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живет ради государства, а не государство ради человека, т. е. ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным, характерное для социальной этики.
А диалоге «Георгий» Платон устами Сократа говорит о себе как одним из немногих афинян, кто знает, что такое политика как настоящее искусство. Политика – врачующее душу искусство, ибо делает ее подлинно философской и виртуозной, насколько это возможно. Тезис «Республики» именно таков: настоящая философия совпадает с истинной политикой. Если политик рассуждает как философ, то его государство построено на началах блага и справедливости. Важно отметить, что основные понятия относятся к грекам, то есть здесь именно греческий колорит.
- Древние греки понимали философию как познание целого.
- Человеческое бытие сводится к душе.
- Понятие индивида и
гражданина полностью
- Город-государство –
горизонт всех моральных
Создать полис – значит понять до последнего основания человека и его место в миросозерцании. В этом смысле государство – отражение нашей души. Центральная ось государства – справедливость, в ней ответ на вопрос, почему и как рождается и гибнет совершенный полис.
Каждый нуждается в тех, кто поставляет еду, одежду, строит дома. Все зависят от тех, кто защищает полис, а также от тех, кто умеет грамотно руководить. Первый класс полиса состоит из крестьян, ремесленников и торговцев, души их примитивны, ибо они завистливы и умеют только брать. Добродетель дана им только в виде дисциплины желаний и умения подчиняться вышестоящим, как это подобает. Материальных благ в их распоряжении не должно быть ни много и ни мало.
Преобладание волевой части в душе характерна для представителей второго класса. Они должны быть похожи на породистых собак – послушные и готовые к бою. В случае внутренней или внешней опасности они – на страже порядка, например не должны допускать чрезмерной бедности и нищеты в первом классе, как и излишка роскоши на другом полюсе общества. Они следят за тем, чтобы все граждане имели занятия, соответствующие их природным наклонностям, а государство росло бы ровно и без эксцессов.