Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:15, контрольная работа
Научный интерес античной философии не ограничивается тем, что она служит особым предметом исторического исследования, но также он поддерживается в равной степени и тем продолжающимся значением, которое принадлежит содержанию мыслей античной философии, в силу ее положения в развитии духовной жизни Запада.
Введение 3
Глава 1. Жизнь Аристотеля 4
Глава 2. Форма, материя, движение и причины. Учение о возможном и действительном бытии 5
Глава 3. Учение Аристотеля о предмете физики и о природе 7
Глава 4. Биология Аристотеля 10
Глава 5. Этика Аристотеля: учение о добродетелях 13
Глава 6. Социально - политические взгляды 15
Заключение 20
Список литературы
Автор «Физики»
стремится отличить природу
В «Физике»
Аристотель колеблется в
Идеалистическое
истолкование природы
Цель - это
форма, которая ещё должна
Аристотелю
известны философы, «которые причиной
и нашего неба, и всех миров
считают самопроизвольность»,
Аристотель пытается различить два вида причин. Он согласен с теми, кто утверждает, что всё имеет причину. Но причина причине рознь. Есть «причина сама по себе» и есть «причина по совпадению», «причина побочным образом». Причинность второго вида возможна потому, что предмет сложен, что в нём «может совпадать бесконечно многое». В такой форме это пока верно: во всяком предмете и процессе есть ствол и ветви, и эти ветви касаются ветвей другого ствола, а потому всё время образуются необязательные, случайные связи и взаимодействия, которых могло бы и не быть. Однако ограниченность Аристотеля связана здесь с суждением возможностей его теории двойной причинности в силу подчинения этого деления целевой причине. Поэтому случайность и самопроизвольность оборачиваются у него непреднамеренностью и оказываются разновидностью целевой причины, тем, что сопровождает осуществление цели, энтелехию. Хотя сами по себе случайность и самопроизвольность никем не запрограммированы, не задуманы и их нет ни в чьём намерении, они всё же происходят и осуществляются не в вакууме, а в сложной среде.
Итак, случайное
и самопроизвольное, будучи подчинены
у Аристотеля целевой причине,
лишаются права на
Аристотель
- основатель биологии как науки.
До Аристотеля биологии чуждались. Звёзды были более уважаемыми объектами, более благородным материалом для наблюдений и размышлений, чем наполненные слизью и калом живые организмы. Поэтому не случайно в первой книге «О частях животных» Аристотель доказывает, что растения и животные представляют для научного исследования предмет не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи, а последние, как казалось философу, вечны. Говоря как об астрономии, так и о биологии, Аристотель провозглашает, что «и то, и другое исследование имеет свою прелесть».
Хотя Аристотель
и сам ощущал брезгливость
и отвращение к внутренностям
животных, он, тем не менее,
При этом Аристотель отмечает, что не может понять, почему созерцание искусственных изображений произведений природы людям более по вкусу, чем наблюдение живых оригиналов, которое способно открыть причинную подоплёку наблюдаемого. Философ отдаёт предпочтение наблюдению жизни перед эстетическим наслаждением от созерцания её мёртвого отображения в искусстве.
Следователь,
перед нами апология реального
наблюдения живой природы. Она
противоречит умозрительному
Своего апофеоза эмпиризм Аристотеля-биолога достигает в его совете ничем не пренебрегать при изучении природы: «Не следует ребячески пренебрегать изучением незначительных животных, ибо в каждом произведении природы найдётся нечто, достойное удивления».
Аристотель говорил в своих лекциях по биологии: «Надо и к исследованию животных подходить безо всякого отвращения, так как во всех них содержится нечто природное и прекрасное».
Однако не следует
закрывать глаза на то, что
наш философ усматривает
Хотя свой принцип
целесообразности Аристотель
Вопрос о происхождении жизни следует разделить на два аспекта: философский (метафизический) и биологический (научный). Все виды животного, будучи формами, вечны, а потому в метафизическом смысле жизнь не начиналась, так как в мире на уровне «сутей бытия» вообще ничего не происходило. С биологической же точки зрения происхождение жизни вполне возможно, если под этим понимать осуществление (энтелехию) вида в природе. Для этого должны быть благоприятные условия. Осуществившись однажды, вид продолжает сам себя воспроизводить, новая особь возникает из семени старшей. Однако Аристотель допускал самопроизвольное зарождение из неживого низших видов живого: червей, моллюсков и даже рыб, что в плане метафизики означает, что форма этих существ может стать энтелехией непосредственно в морском или в гниющем веществе. Это ложная теория самопроизвольного зарождения - продукт отсутствия наблюдательности в отношении того доступного невооружённому глазу малого, об изучении которого ратовал сам Аристотель, - нанесла большой вред биологии, укоренившись со временем настолько, что с ней с большим трудом распрощались лишь в XIX в., когда опытным путём было доказано, что конкретная жизнь всегда происходит из яйца.
Аристотель - отец зоологии. В зоологических работах Аристотеля упомянуто описание более пятисот видов животных - цифра для того времени громадная. В центре внимания философа вид, а не особь и не род. Это «сути бытия», формы, первые сущности (по «Метафизике»). Вид - это то самое минимальное общее, которое почти сливается с отдельным, расползаясь в нём благодаря случайным несущественным признакам.
Однако Аристотель
не остановился на видах. Он
стремился включить их в более
общие группы. Всех животных Аристотель
поделил на кровеносных и
Обобщая
факт наличия переходных форм
между растениями и животными,
флорой и фауной, Аристотель пишет
в сочинении «О частях
С именем
Аристотеля связаны также
В своих этических воззрениях Аристотель исходит из того, что «добродетель не даётся нам от природы»; от природы нам даётся лишь возможность приобрести её. Многое зависит от человека, «в нашей власти быть нравственными или порочными людьми».
Поступки
человека ориентированы на счас
Нравственность
тесно связана со свободным
выбором. Аристотель подчеркива
«Этическая
добродетель», по мнению Аристотеля,
состоит в господстве над
- безрассудство - мужество - трусость,
- расточительность - щедрость - жадность,
- гневливость - кротость - смирение,
- хвастовство - правдивость - ирония,
- наглость - стыдливость - застенчивость,
- самоунижение - самоуважение - кичливость, и т.д.
Активность разума - цель, достойная человека. «Благо человека состоит в активности души, согласной с добродетелью, а коли добродетелей души много, - то в согласии с лучшей и наиболее совершенной из них. Но, следует добавить, - и в жизни исполненной».
Мало знать, что такое добродетели, нужно ещё уметь на практике находить эту середину. Человек должен не только знать, что хорошо и что плохо, но и стремиться и уметь следовать благу.
Среди всех
добродетелей выделяется одна, в
которой синтезированы все
Аристотель
осуждает зависть. Зависть - это
не стремление обладать чем-
Рациональная
душа имеет дело с
Мудрость
заключается в познании