Анализ произведения "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:43, сочинение

Краткое описание

Выбирая объект для написания эссе, передо мной встала очень непростая задача. В конце концов, список литературы, пригодный для этого, был достаточно объемен, и, помимо Ницше, там есть множество, без преувеличений, достоиных философов и их трудов. Но остановился я все-таки на работе Фридрица Ницше. В дальнейшем я постараюсь объяснить почему, расскажу, что меня привлекло в этой книге, какие выводы я сделал и чем философское учение Ницше уникально. Но обо всем по порядку.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Выбирая объект для написания эссе.docx

— 23.74 Кб (Скачать документ)

Выбирая объект для написания  эссе, передо мной встала очень непростая  задача. В конце концов, список литературы, пригодный для этого, был достаточно объемен, и, помимо Ницше, там есть множество, без преувеличений, достоиных философов и их трудов. Но остановился я все-таки на работе Фридрица Ницше. В дальнейшем я постараюсь объяснить почему, расскажу, что меня привлекло в этой книге, какие выводы я сделал и чем философское учение Ницше уникально. Но обо всем по порядку.

Начать придется, как бы это банально ни звучало, с биографической справки. Фридриц Ницше одился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше. С раннего детства проявил способности к филологии и музыке. Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения. Прекратил заниматься музыкальной композицией в 29-летнем возрасте, после того как подвергся критике со стороны ведущих музыкантов своего времени. 

Ницше был блестящим студентом  и приобрёл прекрасную репутацию  в научных кругах. Благодаря этому  он уже в 1869 году в возрасте 24 лет  получил должность профессора классической филологии Базельского университета. С перерывами на болезни и участие во Франко-прусской войне 1870—1871 гг. он проработал там около 10 лет. В самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства, всю свою последующую жизнь оставаясь гражданином мира.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья (почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, проблемы с желудком). В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

Как я уже сказал, популярность пришла к Ницше в конце 1880-х  годов, совсем незадолго до его кончины. Основным фактором для обретения  признания и популярности стала  именно небезызвестная работа «Так говорил Заратустра», о которой, собственно, в дальнейшем и пойдет речь.

«Так говорил  Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философский роман Фридриха Ницше, впервые изданный в 1885 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе.

Говоря кратко и совсем уж скупо, можно со стопроцентной  уверенностью сказать, что данное произведение очень глубокое по своим форме и содержанию. Тут, конечно, нужно объясниться. Почему? Да по нескольким причинам:

  1. Заратустра – единый персонаж для всех 4 книг.

На протяжении всей работы идет повествования о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Заратуштры. Это очень необычно для философской книги (в дальнейшем я постараюсь объяснить почему), так повествование идет непосредственно через определенного персонажа. Стоит пояснить, что, прежде всего, Заратустра – это образ. Легенда о древнеперсидском пророке Заратуштре настолько вдохновила и привлекла Ницше в свое время, что именно через такой образ он хотел спроецировать все свое мироощущение в одной книге. Изучение легенды о Заратуштре – один из «необязательных» ключей к полному пониманию работы Ницше:

«Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратуштру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.»

Именно эти черты перенял  и в дальнейшем развил Ницше в  своем персонаже-образе.

  1. Книга легко воспринимаема как художественная.

Во многом многогранность книги – заслуга возможности  восприятия ее, как художественное произведение. То есть, у нее есть для этого все основания. Как я уже сказал выше, в книге есть один единый персонаж, который идет с читателем с первой до самой последней страницы, подобно художественному произведению. Повествование, как уже много раз было сказано, делится на 4 книги, каждая из которых представляет собой сборник рассказов-притч, которые изложены в афористической манере, что, безусловно, опять же позволяет воспринимать книгу, как художественное произведение.  Именно эти факторы позволяет трактовать любое произведение Ницше, поимо «Так говорил Заратустра», как угодно (в этом, как я считаю, заключается главная прелесть философской школы Ницше, но об этом я постараюсь рассказать чуть ниже), что, в свою очередь, до сих пор порождает множество споров относительно однозначности и смысловой нагрузки его трудов.

  1. Сверхчеловек – как мера всего идеального.

Ни для кого не секрет, что одной из основных идей работы Ницше заключалась в превозношении  сверхчеловека над обычными людьми. Для начала стоит пояснить, что  же все-таки такое – сверхчеловек в понимании Фридриха Ницше:

Сверхчелове́к— образ, Ницше для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией философа смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ, человек, который полностью самораскрывает себя, творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

К прототипам Сверхчеловека, являвшими  собой «непревзойдённых виртуозов  жизни», Ф.Ницше относил Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.

Через всю книгу протягивается  явное, а порой незримое и мимолетное, присутствие сверхчеловека. Его  образ, так же как и образ самого Заратустры, незримо, но крайне плотно вплетен в нить повествования. Все, о чем сказано в этой книге  является рекламой, если можно так  сказать, сверхчеловека, как нечто, во что человек должен превзойти.

Это – основные показатели, по моему скромному мнению, которые  указывают на несомненную глубину  произведения. Конечно же, было бы нелепо отрицать, что их больше, но объем  мне, к сожалению, не позволяет расписать, проанализировать и восхититься  каждой деталью этой книги.

Поэтому я сразу же хочу перейти к анализу философии  Ницше в целом, благодаря этой книге, которая является в свою очередь  ключом для понимания всех (ну или, во всяком случае, подавляющего большинства) трудов Фридриха Ницше, на чем я бы и хотел поставить точку.

Анализируя мироощущение и философию Ницше относительно этой книги, я пришел к ряду выводов, которые я просто, как и раньше, перечислю и опишу:

  • Как я уже сказал выше, повествование в книге в крайней степени афористично, а в связи с этим еще и крайне метафорично. В этом основная прелесть Ницше, о чем я уже тоже говорил. Трактовать его можно как угодно, а любая трактовка имеет право на сущестсование. Каждый видит в Ницше именно то, что ему ближе всего. Воспринимать его буквально – самый легкий из путей, который не откроет и половины дверец, заложенных в этой книге. 
  • Учение Ницше крайне радикально. Это связано с тем, что Ницше, как и его Заратустра, очень негативно, я бы даже позволил себе сказать – пренебрежительно относятся ко всему, что существует на планете. Это проявляется в существенной степени недовольством всем, что окружает Ницше. Все человеческие потуги добродетели вызывают у Ницше, если не отвращение, то непонимание – совершенно точно. Это вызвано тем, что Ницше не отрицает грязь внутри себя и старается ее отчистить в себе в процессе перехода к Сверхчеловеку, а не прячет ее под напускным лицемерием добродетели. Ницше критикует все. Нынешнюю опошленную и обесцененную интерпретацию понятия любви, власть, государство, веру («Бог мертв») и многое другое. Но критика – конструктивна, имеет обоснованную точку зрения, и даже какое-никакое преодоление, а точнее возможность преодоления, этих недостатков. Ницше, а именно его Заратустра, не брезгует применением таких понятий, как месть, зло, а так же горечь, обида и так даже и тому подобное. Он не идеализирует человека, а даже наоборот, не идеализирует Заратустру, именно поэтому себе и позволяет применение таких вещей. 
  • Ницше – атеист, но не в привычном понимании этого слова. Бог мертв – так говорится буквально на первых страницах книги и тянется незримой нитью на протяжении всей работы, как и во многих других его трудах. Но в четвертой и последней части книги происходит вполне четкое разделение на Старого Бога, который наверняка мертв и Нового Бога, который вполне мог бы быть, по мнению Заратустры. Именно этот Бог приближен к Сверхчеловеку, а не наоборот, именно поэтому об атеистичности Ницше не стоит говорить так однозначно.

На этом я хотел бы поставить  точку. Все, что я смог для себя извлечь в этой книге на данном отрезке своего жизненного пути, я  постарался осознать и анализировать  максимально корректно. Таким произведениям  нужно время для того, чтобы  открыться для читателя полностью. Возможно, когда-нибудь я снова вернусь  в чудесный мир Заратустры, в мир  этого просвещенного отшельника. А пока мне хотелось бы завершить  все это наиболее приглянувшимися  строчками из книги:

Пустыня ширится сама собой:

горе  тому, кто сам в себе свою пустыню  носит!

 

 

Что бы это ни значило.


Информация о работе Анализ произведения "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше