Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:19, реферат
Врачебная тайна пришла к нам из глубины веков. Распознание болезни во многом зависит от тех сведений, которые врач получает от больного. Зачастую среди доверяемых врачу сведений имеются такие, которые человек не сообщил бы никому в иных условиях. Сведения касаются самых интимных сторон чело-веческой жизни, различных физических недостатков, душевных переживаний, неурядиц быта, работы, наследственных нарушений, половой функции и т. д. И все это больной поверяет врачу, ибо, как учили древние индийские философы: «Можно не доверять отцу, матери, другу, но не должно чувствовать страха перед врачом».
РАЧЕБНАЯ ТАЙНА ИЛИ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА
косновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени.
…Сбор, хранение, использование и распространение информа-
ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Извлечения из статей 23 и 24 Конституции
Российской Федерации
Врачебная тайна пришла к нам
из глубины веков. Распознание
болезни во многом зависит
от тех сведений, которые врач
получает от больного. Зачастую
среди доверяемых врачу
И так оно должно быть, ибо эти сведения могут оказать помощь врачу в распознании болезни, а, следовательно, они будут полезны и в ее лечении. Врач же обязан оправдать доверие больного и сохранить в тайне его секреты. Так по-ступали врачи во все времена, о чем свидетельствует древнейший документ - клятва Гиппократа. Эту клятву в прошлом, а в ряде зарубежных стран и поныне, дает каждый врач, и в ней, в частности, имеются следующие слова: «Что бы при лечении, а также без лечения я ни увидел и ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступившему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Таким образом, под врачебной тайной следует понимать этическое запре-щение разглашения сведений о болезни, интимной и семейной жизни больного, которые доверяются врачу самим больным или его родственниками, поступают из других источников и т. д. По сути дела, необходимость соблюдения врачеб-ной тайны является частью понятия биомедицинской этики «охрана част-ной жизни пациента». Это вытекает из положения, что «У каждого человека имеется закрытая для других область внутреннего мира, в которую входят его мысли, переживания, воспоминания, информация о соматических, психологиче-ских или социальных особенностях. Эта часть внутреннего мира доступна и от-крыта лишь для очень близких людей, и то только частично» (П. Д. Тищенко, 1998). В то же время она, в большей своей части, доступна врачу, доверена врачу и он обязан оправдать это доверие. Кроме того, к врачебной тайне, и, разумеется, не в последнюю очередь, относятся сведения о психических и наследственных болезнях.
В последние годы круг сведений, входящих в понятие врачебной тайны по-полнился целым рядом новых понятий, связанных с внедрением в медицину вы-соких технологий, развитием новых направлений врачевания. Это данные о до-норах и реципиентах при пересадке органов, донорах спермы и яйцеклеток при операциях ЭКО, сведения о биологических родителях детей, родившихся при помощи репродуктивных технологий и многое, многое другое. Об этом говорится в соответствующем месте этой книги, однако вовсе не лишне напомнить и в данной главе книги.
Владение многими из этих сведений делает врача, как бы самим близким че-ловеком для больного и позволяет ему вторгаться в частную жизнь. И эта воз-можность несет в себе не только положительные, но и возможные отрицательные последствия. В связи с этим и возникает необходимость регулирования действий врача, как морально-этическими, так и юридическими положениями.
В советский период вопрос о врачебной тайне прошел сложный и извили-стый путь - от полного отрицания необходимости соблюдения врачебной тайны до разумных положений нашего времени о целесообразности дифференциально-го подхода к данному вопросу.
В первые годы советской власти делались попытки пересмотра положения о необходимости сохранения врачебной тайны. Вместе с ломкой всех старых социальных институтов было выдвинуто предложение о необходимости отмены понятия врачебной тайны.
Обоснованием такого требования служило провозглашаемое в тот период положение о том, что «болезнь - это не позор, а несчастье» и поэтому, мол, све-дения о болезни также не позорны и нет необходимости держать их в тайне. Да-же ведущие организаторы здравоохранения придерживались этой точки зрения. Так, народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко в диспуте, состояв-шемся в Москве в январе 1928 года, говорил: «Мы держим курс на полное уни-чтожение врачебной тайны. Врачебной тайны не должно быть. Это вытекает из нашего основного лозунга, что «болезнь не позор, а несчастье». Эту точку зрения не поддержали многие врачи, в том числе и врач-писатель В. В. Вересаев. Им впервые и было сформулировано то положение, которое с определенными изменениями в настоящее время стало общепринятым в нашей стране, а именно: «Врач обязан хранить вверенную ему больным тайну, если сохранение тайны не грозит вредом обществу или окружающим больного».
С 90-х годов ХХ столетия вопрос
о врачебной тайне, как и многие
другие положения биомедицинской
этики, перешел в юрисдикцию
Статья 61 целиком посвящена врачебной тайне. Ее текст приводится ниже полностью.
«Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здо-ровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, ли-цами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональ-ных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.
С согласия гражданина или его законного представителя допускается пере-дача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для прове-дения научных исследований, публикаций в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях
обследования и лечения
2) при угрозе
распространения инфекционных
3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с про-ведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае
оказания помощи
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью граж-данина причинен в результате противоправных действий.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, со-ставляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответ-ственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, респуб-лик в составе Российской Федерации».
Кроме того, в статье 14, раздела 1V «Основ…» говорится о запрете разгла-шения тайны донора и реципиента при операциях трансплантации органов.
Прежде чем излагать проблему дальше, здесь необходимо разъяснить один момент положения о врачебной тайне. Само деяние называется «врачебная тай-на» Означает ли это, что тайну обязаны хранить только врачи или все медработ-ники и другие лица, соприкасающиеся с больным человеком. Из бесед с меди-цинскими работниками часто выявляется отсутствие у них четкого понятия о том, на кого распространяется обязанность сохранения врачебной тайны. Дей-ствительно, только ли врач обязан сохранять врачебную тайну? Или же эта обя-занность распространяется на медицинских сестер, фельдшеров, регистраторов, санитарок, уборщиц и обслуживающий персонал медицинских учреждений, фармацевтов?
При внимательном чтении статьи 61 «Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан» можно сделать вывод, о том, что, хотя проблема и называется врачебной тайной, на самом деле, наряду с врачами, тайну больных обязаны хранить все работники медицинских учреждений, к коим сведения, составляю-щие врачебную тайну, попадают тем или иным путем. Эта обязанность косвенно закреплена в вышеуказанной статье, где написано: «лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность…». Эта формулировка означает, что врачебную тайну обязаны соблюдать не только врачи, но и все медицинские и фармацевтические работники, а также служащие страховых компаний, фондов медицинского страхования, больничных касс и другие, общающиеся с больным физические и юридические лица.
Цель вводимого юридически понятия врачебной тайны – предотвращение причинения больному человеку морального и, возможно, материального ущерба, возникающих из-за разглашения полученных окружающими больного лицами, сведений о его болезни и других сторонах жизни.
Из вышеприведенной статьи 61 можно видеть, что из правила имеются ис-ключения. В ряде ситуаций допускается разглашение врачебной тайны, как с со-гласия больного, так и без такового. Ситуации, при которых допускается разгла-шение сведений без согласия больного, выделены в специальные пункты (1-5).
Из положения о врачебной тайне можно видеть, что и в этих случаях врач не всегда может самолично решать данный вопрос. Например, сведения по пунктам 3 и 5 предоставляются административными лицами (главный врач, его заместитель и т. д.).
Таким образом, вопрос о разглашении тайны, даже в тех случаях, что преду-смотрены законом, решается индивидуально. В части случаев, даже при возник-новении необходимости в этом, право передачи сведений, составляющих вра-чебную тайну, дано лишь руководителям учреждений здравоохранения, а не от-дельным медицинским работникам. Следовательно, врач, получивший сведения о наличии у больного состояния, подпадающего под пункты 2; 3 и 5 обязан ин-формировать об этом руководителя учреждения, а уже тот - вышестоящие орга-ны здравоохранения.
Руководители учреждения обязаны сообщать следственным и судебным ор-ганам необходимые сведения в случаях отравлений, убийства, самоубийств, нанесения телесных повреждений, криминальных абортов. Это деяние называет-ся «обязанностью оповещения» и руководители юридически ответственны перед государством за ее выполнение.
В настоящее время и в «Основах гражданского законодательства РФ» имеет-ся статья 131, по которой нанесение морального вреда является подсудным дея-нием. Если разглашение тайны привело к серьезным последствиям, пострадав-ший имеет право на судебную защиту, а виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Уголовный кодекс РФ содержит статью 128(1), определяющую меру ответственности за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Лицо, которому стали известны сведения в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, или штрафом в размере до 50 мин. размеров оплаты труда, или лишением права заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.
Те же действия, если в результате потерпевшему был причинен значительный материальный или моральный ущерб, либо наступили иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до 2 лет, либо исправительными работами на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 5 лет, или без такового.
Кстати, в уголовных законодательствах ряда европейских стран такие статьи имеются. Так, например, во Франции, согласно статье 378-й «Свода законов», тайну обязаны хранить врачи, священники, адвокаты, нотариусы, судебные ис-полнители. Нарушение врачебной тайны во Франции ведет к юридическим, гражданским и дисциплинарным санкциям. Одновременно, так же как и в нашей стране, врач обязан давать информацию об инфекционных, венерических, профессиональных болезнях, несчастных случаях, криминальных абортах, а также сообщать сведения о больных, которыми интересуются органы дознания и следствия, прокуратуры и суда.
В жизни можно встретить самые необычные случаи нанесения морального и материального ущерба вследствие разглашения врачебной тайны. Казалось бы, уж кому-кому, а мужу (или жене) можно доверить все, что касается больного че-ловека. Но жизнь свидетельствует, что даже здесь врач должен соблюдать осто-рожность. Приведу одно поучительное наблюдение, поведанное мне знакомым акушер - гинекологом.
У оперированной по поводу опухоли матки больной гистологически был подтвержден рак. В связи с этим, по нашей старой традиции, врач пригласил му-жа и сообщил ему об этом факте. После операции и гамма терапии состояние больной улучшилось, и она была в хорошем настроении выписана домой. Вско-ре после выписки врач случайно на улице встретил больную и по ее виду понял, что произошло что-то необычное. Когда он стал расспрашивать женщину, та разрыдалась и рассказала следующее: