Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 18:27, реферат
Каждый человек ищет цель и смысл своей жизни. С момента взросления он выбирает сферу деятельности, круг общения, строит семью. По завершению этих этапов один человек поймет, что это есть все то, что для него было важно в жизни, другой же, оглянувшись назад, осознает, что это не то, чего он на самом деле хотел, не то, что ему было нужно. Получается, что два человека не могут иметь одного понятия «смысла жизни» на двоих, у каждого есть своя индивидуальная цель, пусть стремления двух людей будут синонимичны, но, по сути, будут совершено разными.
Введение
Глава 1
1.1 Смысл жизни как этическая категория.
1.2 Проблема смысла жизни
1.3 Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни
1.4 Смысл жизни в семье.
Глава 2
2.1 Счастье
2.2 Счастье как эмоциональное переживание
2.3 Условия счастья
Заключение
Смысл - это от мысли, т.е. с мыслью, жить с мыслью - очень фундаментальной, глубокой, пронизывающей все наши устремления и надежды. Потребность в смысле жизни есть потребность в целостности жизненного опыта человека, в приведении его к какому-то ценностному, идеальному единству.
Смысл жизни живет постоянным осмыслением, рефлексией над тем, как и чем мы живем. Механизм действия смысла жизни можно сравнить с кантовской свободной причинностью,
«причинностью из свободы». И, добавим, из будущего,
«причинностью из будущего».
Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае пока мы живем, живы. В то же время она постоянно реализуется в настоящим и уходит в прошлое. Вопрос «зачем живу?» рано или поздно становится вопросом зачем жил?. Но даже этот последний вопрос имеет перспективное измерение, идет к нам из будущего, правда, уже в форме упования, надежды.
Важно, определившись со смыслом жизни, следовать ему во всем своем повседневном существовании, в сотнях и тысячах мелких дел. А это, разумеется, нелегко. Ведь любить что-то далекое и высокое, то же человечество например, много легче, чем того или иного конкретного человека.
Повседневное следование смыслу жизни является одновременно и его обоснованием. Из данного обстоятельства – «рукотворности» обоснования
смысложизненной ориентации следует один очень важный вывод. В случае затруднения с принятием смысла жизни его можно уточнить, изменить, а то и заменить. «Причинность из свободы» позволяет человеку начинать все сначала, при условии, разумеется, личного мужества, должной целеустремленности, силы воли. Тут желательно, можно и должно творить. Ни один путь в принципе не заказан. Что ж, дерзайте, творите, думайте, сомневайтесь.
1.4 Смысл жизни в семье.
Возможно это один из самых благородных вариантов, среди всех неправильных ответов. Люди, которые считают, что смысл жизни в служении семьи — готовы принести свою жизнь в жертву ради благополучия своих детей. Когда люди доводят до крайности этот пункт, то они продают свои органы и тратят деньги на детей.
В этом пункте есть некоторые сложности, трудно определить, кто важнее в семье и на кого нужно ориентироваться. Кто-то тратит время на супруга или супругу, всячески угождает своей второй половинке, а дети растут без присмотра. Кто-то поступает на оборот и обе крайности опасны и вредны.
У этого подхода есть существенный недостаток, когда люди приносят себя в жертву семье — они становятся несчастными, а несчастливый человек не может научить, как стать счастливым и полноценным.
По большому счету мысль о том, что смысл жизни в семье это банальный уход от ответственности, хотя это звучит странно, так люди, придерживающиеся этих взглядов — выглядят сверх ответственными людьми. Просто легче за кого-то решить, что ему нужно для счастья, чем работать над собой, чтобы быть счастливым и довольным жизнью.
Также получается что люди не смогли создать свою семью или потеряли семью — не имеют смысла жизни. Именно поэтому и люди совершают самоубийства, если для них смысл жизни это семья, то с утратой семьи они теряют смысл жизни.
Кроме того, если считать что воспроизведение рода человеческого (что является основным назначением семьи) это и есть смысл жизни, то мы ничем не отличаемся от животных, потому что они занимаются воспроизведением своего рода.
2.1 Счастье
Счастливые люди - есть, их много, они очень разные, но счастливый человек легко узнается со стороны. Счастливый человек – это, обычно, человек живой, бодрый, улыбающийся, энергичный, человек, по лицу которого видно, что у него все хорошо. Счастливый человек как будто светится изнутри, ему нравится, как он живет, он радостно показывает всем, что ему это нравится, и он нравится сам себе. Он влюблен в жизнь.
Если же разбираться не с внешними признаками, а с внутренним миром счастья, все будет гораздо сложнее. Счастье разнообразно, как и мы с вами. Счастье бывает знанием (пониманием от головы) и живым переживанием, при этом переживание счастья у кого-то спокойное, у кого-то острое до боли... Кто-то узнает счастье, заглядывая в себя и свои ощущения, кто-то говорит о счастье, глядя на жизнь вокруг себя... Для одного счастье - получить больше всех, для других - много отдать лучшим людям...
Солон говорил: "О счастье можно говорить только после смерти человека, взглянув целиком и на его жизнь, и на его смерть. Если человек жил достойно и умер за родину - он прожил счастливую жизнь". В Древней Греции каждый грек, и стар, и млад, и мужчины, и женщины знали, в чем настоящее счастье и кто человек счастливый. Понимание счастья не имело никакого прямого отношения к ощущениям, оно имело отношение в первую очередь к фактам: счастливый человек — тот, кто честно жил, помогал друзьям, имел хорошую семью и умер за свою родину. Возможно, именно в результате такого видения Древняя Греция осталась в памяти человечества как колыбель цивилизации.
Для мужчин счастье до сих пор чаще результат понимания: они счастливы тогда, когда жизнь укладывается в их формулу счастья. Мужчины чаще счастье вычисляют и связывают с внешними событиями. Они считают, что счастливы, когда они достигли главного, когда в мире и вокруг них происходит именно то, что на самом деле происходить должно. Однако сегодня все чаще счастье понимается в первую очередь как ощущение, как живое переживание, не обязательно связанное с чем-то внешним. Счастье может нахлынуть изнутри - или вдруг уйти, как в песок, хотя вовне вроде бы ничего не произошло...
Какое же внутреннее переживание говорит нам о счастье? Когда-то это может быть переживание восторга и объятий, когда-то - тонкие касание пальчиков близкого тебе человека. Для кого-то настоящее счастье - всегда очень спокойное и прозрачное, для кого-то - предельно пиковые переживания, и едва ли стоит спорить, какое счастье более настоящее. Как состояние внутреннего мира, счастье - это понимание, состояние и переживание полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Как внутренний опыт, счастье - это красота в доме души. Как знание, счастье утверждает, что «мир прекрасен, и все, что в нем происходит — правильно».
Отношение к счастью также очень разное. Неправда, что все люди с утра до вечера ищут счастье - разных отношений к счастью столько же, сколько мировоззрений и типов людей. Чаще всего мечтают о полном и безмятежном счастье - Паразиты, Романтики. Деловые люди на счастье смотрят более критически, зная, как по-разному оно влияет на жизнь людей. Создатель российской системы тайм-менеджмента проф. А.Любищев писал в дневнике, подводя итоги года: "Сделал мало. Был счастлив"... Тем не менее, счастливыми людьми быть хотят, и, к счастью, достичь счастья при желании и готовности для этого делать все необходимое - для большинства душевно здоровых людей задача вполне решаемая.
Что нужно для счастья? Счастье - птица капризная, дается в руки не всем. Переживанию счастья способствуют удачно складывающиеся жизненные обстоятельства, душевное здоровье и личностные особенности человека. Для тех, кто умеет быть счастливым, кто владеет ключами счастья, быть счастливым - естественно и легко.
С другой стороны, в окружении людей мало счастливых ходить, сияя своим счастьем, не скрывая свое счастье - спорно и просто опасно. Бедные не всегда рады богатству других, и многих окружающих, по крайней мере в России, счастливые люди раздражают. Часть людей убеждены, что постоянно счастливым быть невозможно, поэтому начинают стабильно счастливого человека считать или ненормальным, или недалеким, или неискренним. Кроме того, некоторые люди понимают в первую очередь язык эмоций, а еще точнее - язык негативных эмоций, и пока им не расстроишься или не разозлишься, они вас не понимают. Поскольку именно душевный негатив является одним из популярнейших и мощных средств межличностного влияния, то как раз счастливый человек лишает себя этого инструмента. Счастливому человеку трудно рассчитывать на помощь, в то время как несчастный вызовет жалость и то, что ему нужно, получит. В такой педагогической ситуации уже дети понимают, что быть счастливым не очень выгодно, и быстро выучивают в первую очередь негативные переживания. Хочется верить, что со временем большая часть россиян будет считать счастье нормой жизни, и первый душевный отклик будет получить именно позитивные эмоции самых счастливых людей.
2.2 Счастье как эмоциональное переживание
Счастье как эмоциональное переживание чрезвычайно "многоцветно". Основываясь на положительной (в целом) оценке человеком своей жизни, оно включает в себя разнообразные эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные. Отождествление счастья с непрерывно длящимся наслаждением дезориентирует человека, установка на "сплошное блаженство" (выраженная на современном молодежном сленге девизом "все - в кайф") искажает систему ценностей и порождает, как правило, разочарование жизнью.
Погоня за удовольствиями, в процессе которой легко прививается моральный релятивизм и даже цинизм, приводит к пресыщению (если погоня оказывается "успешной") или к остро ощущаемой неудовлетворенности своим существованием (если нет возможности утолить жажду наслаждений). В любом случае человек, ориентированный подобным образом, оказывается не в состоянии противостоять неблагоприятным обстоятельствам, достойно переживать неминуемые огорчения и страдания.
Сложность, противоречивость, многоаспектность человеческой жизни является основой разнообразия ее эмоционального восприятия, в котором причудливо переплетаются радость и грусть. "Изъять" страдание из жизни невозможно, поэтому стремление к счастью предполагает, вероятно, готовность к страданию, формирование правильного к нему отношения. Поскольку страдание многолико, нам позволительно классифицировать его, выделяя, например, деструктивное и конструктивное. Названия эти, возможно, не совсем удачны, но они позволяют поставить реальную проблему. В самом деле, деструктивное страдание разрушает самые важные для субъекта ценности, делает невозможной (на время или даже навсегда) положительную оценку им своей жизни. Конструктивное, напротив, может усиливать и обогащать ощущение счастья. Формы того и другого вида страдания и его мера существенно определяются индивидуальными особенностями. Тонко чувствующие, ранимые натуры, например, глубоко переживают малейшие нюансы в человеческих отношениях, непонятные и недоступные другим людям, с более грубой душевной организацией.
Еще на заре становления этической рефлексии мудрецы зафиксировали истину, выведенную из житейских наблюдений: избыток удовольствий неизбежно приводит к страданию, а вот страдание от отсутствия удовольствия (правильно дозированное, конечно), воздержание дает возможность достигнуть впоследствии высшей степени наслаждения. Предвкушение удовольствия, отмечал Эпикур, способно облегчить наши страдания и даже, можем добавить мы, вызвать желание страдания. Последнее, правда, характерно для особо изощренных натур (примеры такого рода можно найти в произведениях Ф.Достоевского) и чревато патологией: упоением страданием, культом страдания.
Кстати говоря, физиологические исследования состояний остpoгo наслаждения показывают, что при нем в работу вовлекаются две системы: парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и симпатическая, являющаяся одним из нервных коррелятов отрицательных эмоций Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М, 1978.. Не случайно, поэтому, отрицательные эмоции (слабой степени интенсивности) могут оказаться притягательными для индивида, который стремится (чаще всего бессознательно) утолить свой "эмоциональный голод".
"...Не миновать нам
Проблема счастья, конечно, не исчерпывается обрисованными здесь аспектами. Нужно отметить, что у счастья есть определенные количественные, если можно так выразиться, параметры. В различные моменты своей жизни человек может чувствовать себя или очень счастливым, или абсолютно несчастным, или находиться где-то посредине между этими крайними состояниями. Даже "первое приближение" к изучению проблемы счастья позволяет нам увидеть, что понятие это обозначает чрезвычайно сложное, многогранное переживание, в котором в противоречивом единстве сплетаются тончайшие оттенки индивидуального мировосприятия. Тем не менее, можно говорить и о некоторых основаниях этого индивидуализированного жизнеощущения или, другими словами, об условиях счастья.
2.3 Условия счастья
Счастье связано с возможностью самореализации личности в различных сферах ее бытия, поэтому спектр условий счастливой жизни достаточно широк. Комбинация этих условий, их субординация и значимость определяются как объективными факторами, так и своеобразием субъекта. Этическая традиция выделяла в качестве условий счастья наиболее сущностные его основания, носящие как бы вневременной, "вечный" характер. В индивидуальных же ценностных ориентациях структура и содержание условий счастья значительно подвижнее и более подвержена воздействию времени.
Так, например, сравнение результатов анкетирования студентов последних лет и десятилетней давности позволяет зафиксировать существенное смещение ценностных ориентиров в сторону большей значимости материального благополучия. Прежде лишь незначительное число студентов называло в качестве одного из условий счастья материальную обеспеченность, а теперь это условие занимает одно из первых мест. Есть, конечно, и более устойчивые установки. Это в первую очередь касается значимости общения, неизменно лидирующего в числе наиболее важных оснований счастья. Кроме этого, к условиям счастья студенты справедливо относят любовь, творчество, здоровье, свободу, высокие нравственные принципы поведения, стабильность социальной среды и еще многое другое, общезначимость чего не столь очевидна.
Есть смысл чуть подробнее остановиться на тех условиях счастья, которые значимы для наибольшего количества людей.
а) Оптимальное удовлетворение материальных потребностей издавна считалось условием счастливой жизни. Наличие материального благополучия, определенная комфортность существования для большинства людей весьма значимы и представляют предпосылку положительной оценки жизни. Бедность, тяжкий труд по добыче хлеба насущного, ограничивающий духовные запросы и возможности их реализации, чаще всего воспринимаются как детерминанты несчастья.