Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:01, доклад
Вряд ли существует более ценное качество личности, чем самостоятельность, и, казалось бы, более ясное и определенное. Мы, не задумываясь, можем перечислить те черты характера и поведения, которыми наполняем это понятие, — внутренняя свобода, внутреннее своеобразие, самобытность, нестандартность, оригинальность. Однако задумаемся...
И еще одна градация.
Самостоятельность всегда подразумевает
свободу и возможность
Мы привыкли высоко ценить раннее самоопределение, постоянство убеждений и жизненных планов. Человек-монолит априорно вызывает больше уважения и симпатии, нежели человек-флюгер. Но эта безусловность — штука коварная. По остроумному замечанию В. О. Ключевского, «твердость убеждений — чаще инерция мысли, чем последовательность мышления». Творческая личность должна не только сопротивляться внешнему давлению, но и быть способной, если нужно, критически пересматривать свои собственные, ранее выработанные воззрения и планы, откликаться на биение пульса жизни, свободно выражать свои эмоциональные переживания и т. д.
Современная педагогика не имеет готовых рецептов воспитания самостоятельности. Жесткая дисциплина торможения, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана ей, как и аморфная вседозволенность и тепличная атмосфера, в которой не может выковаться твердая воля. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность. В замечаниях на книгу Ю. М. Стеклова В. И. Ленин особо выделил мысль Чернышевского, что без приобретения привычки к самостоятельному участию в общественных делах, без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и на воле: «какова широта взглядов, такова широта и решений»...
Все это, конечно, непросто. Самостоятельность всегда сопряжена с риском. Индивид становится и осознает себя личностью лишь тогда и постольку, когда и поскольку он выходит за пределы требуемого в область «сверхнормативной», «надситуативной», «надролевой» активности. Это особенно ярко проявляется в ситуации морального выбора, когда личность принимает на себя ответственность за других, вступает в борьбу за высшие ценности, достижимость которых в данных условиях проблематична.
Но без риска нет ни нравственного усилия, ни ощущения полноты личного бытия, ни радости преодоления. И хотя самостоятельные люди постоянно возмущают чье-то спокойствие, без них невозможно развитие общества. Ибо, как сказал о своем принципе подбора кадров один ленинградский начальник цеха, опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.