Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:55, реферат
В психологии выделяют следующие основные психологические явления: психологические процессы, психологические состояния и психические свойства личности. Психологические процессы (восприятие, внимание, мышление, память и др.) характеризуются достаточно высокой скоростью своего протекания и указывают на динамический момент психики. Психические свойства личности ,наоборот, представляют собой устойчивые, долговременные характеристики психики индивидуума. Психические же состояния занимают промежуточное положение между первыми и вторыми и являются их связующим звеном.
Введение 3
1.Состояние страсти 4
1.1 Страсть как эмоционально-волевое состояние 4
1.2 Страсть как уровень активации 4
1.3 Страсти в христианстве 7
1.3.1 Причина появления страстей 7
1.3.2 Телесные страсти 8
1.3.3 Душевные страсти 9
Гнев 9
Печаль и уныние 10
Тщеславие 11
Гордость и гордыня 11
1.3.4 Страсть как психологическая зависимость 12
1.3.5 Тревога и многопечалование 13
1.3.6 Уныние и депрессия 13
2. Состояние прелести в христианстве 14
3. Благодатные состояния в христианстве 16
4. Что такое добродетель 19
5.Виды добродетелей 20
6. Каким образом можно христианину стяжать добродетели? 21
7. Психологические представления о характере человека 22
В том же случае, когда иногда термин «экстаз» («исступление») используется и в православии, нужно иметь в виду, что он имеет по краеней мере два значения. Первое – абсолютно отрицательное, экстаз – исступление как утрата разума, безумие, сумасшествие, вызванное разными причинами, в особенности же грехами и бесами15. Второе значение этого термина несет более положительный смысл: как «изучение», «восхищение» или «удивление».16 Но при этом термин имеет совсем иной смысл, чем в язызестве, ибо он не связывается с выходом из тела: «Это не исступление души из тела, но удаление ума от рассудка и окружающего мира и обращение его в сердце. При этом не приостанавливается действие психических и мыслительных способностей подвижника, но происходит сдерживание телесной деятельности (сна, еды и т. д.)».17 Такое состояние не имеет ничего общего с языческим экстазом, что необходимо иметь в виду при чтении житий святых, в которых находится множество описаний подобных состояний.
Христианство никогда не останавливалось на состояниях греховно – безблагодатных, не меньше внимания оно обращало и на состояния духовно – благодатные. При этом они являются жизненно важным для духовного развития каждого христианина: «Как иной ощущает в себе действия злобы в страстях, каковы: раздражительность, похоть, зависть, отяготение, лукавые помыслы и другие несообразности: так должен человек восчувствовать благодать и Божественную силу в добродетелях, а именно: в любви, в снисходительности, в благодати, в радости, в легкости, в Божественном радовании…».
Это именно не психологические, но духовные состояния: «Духовные ощущения – невещественны, безвидны, не могут быть истолкованы, ясно переданы человеческим вещественным словом, и вместе с тем, они ощутительны, сильны, одолевают другие ощущения, соделывают их бездейственными, как бы не существующими» 18
Важнейшими признаками духовных состояний являются внутренняя тишина и бесстрастие: « Как море волнуемое, когда возливают на него елея, обыкновенно стихает, потому что тучность елея препождает силу воздымающей волны бури: так и душа наша, умащаемая благодатию Святого духа, слодостною исполняется тишиною… тогда к обрадованию ее пересекается всякое в ней волнение, уступая приосеняюще ее благостыни Духа, и порождаемому тем бесстрастию. Почему какие бы потрясения ни покушались в ту пору произвести в душе бесы, она пребывает мирствующею в себе и полною всякого радования».19
При этом подвижник находится в состоянии особой радости: «Эта радость породилась в нем не от славы человеческой, не от богатсва многого, не от здравия телестного, не от похвал людских, ни от другого чего, сущего под небесам, но уготовилась горькою болезью души его и сретением действа Святого Духа Божия, сущего превыше небес».20
«Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедлит присоединиться действие падших духов».21
Более безопасный и правильный путь состоит в том, чтобы ориентироваться на те духовные состояния и переживания, которые связаны с богослужением и церковными таинствами. Эти состояния постепенно, но правильно и неуклонно перестраивают человека на иной лад.22
Постепенно внутренне ощущение человека приводит его (с Божьей помощью) к святости: «Если спрашивать о существе вечной жизни со стороны душевного состояния человека, живущего ею, то сущность ее, источник присущего ей вечного блаженства будет заключаться в святости. Человек потому будет бесконечно блаженствовать, что он (человек) будет святым и в общении со все святым Богом».23
А теперь перейдем к анализу
отдельных благодатных
Покаяние, в силу его особой важности, иногда называют вторым крещением. В отличи от чувства покаяния, которое есть одномоментное чувство раскаянья в каком-либо поступке, состояние покаяния не есть некоторый кратковременный акт и длиться намного дольше. Поскольку «покаяние есть познание грехов своих»,24то в нем присутствуют и значительные познавательные элементы. Покаяние, «метанойя» есть не только эмоциональное переживание, но также и перемена ума, благодаря которой человек осознает свои грехи, очищает свои мысли, приходит к христианским убеждениям и христианскому мировоззрению. Именно покаяние делает возможным духовное развитие человека, «усовршание себя».25 Через покаяние человек приходит к самому себе: «Мы всегда почти бываем вне себя, а не в себе, оттого что занимаемся все почти внешними делами и вещами, проходя мимо вниманием своим внутренний мир свой. Чин покаяния или день покаяния дает нам случай и повод, побуждение войти глубоко внутрь себя и испытать, проверить свое внутреннее содержание, свои мысли, желания, намерения, свою веру, свои дела, поступки, свои отношения к Богу и людям».26
Смирение есть тот основной критерий, которым распознается положительная духовно-нравственная суть человека. «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов».
Без смирения «исполнение даже всех заповедей не только не приближает человека к Богу, но и делает даже врагом Божиим, т.к. если не будет смирения, то обязательно будет гордость». Для смирения души полезно и смирение тела – через пост и телесный труд: «Иное расположение души у человека здорового, и иное у больного, иное у алчущего, и иное у насытившегося.
Состояние бесстрастия св. отцы ставят очень высоко. Согласно святоотеческой традиции, христианское бесстрастие носит совершенно иной характер:
- «Бесстрастие есть
-«Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя».
С христианской точки зрения душа в своих глубинах бесстрастна: «Душа по природе бесстрастна. Не принимают сего держащие внешнего любомудрия, а подобно им – их последователи. Таким образом, бесстрастие не является умерщвлением ни вожделевательной (желание), ни раздражительной (гнев) сил, но их благодатным преобразованием.
Бесстрастие есть не только
усекновение отдельных
Благодать Св. Духа приносит с собой и благодатные состояния: «Разумная душа, над коею воцарился бог, должна опытом познать благодать Божества, которое в ней царствует, и делом являть плоды Всесвятого Духа, т. е. любовь, радость, мир, долготерпение и прочее».
Совершенно особое значение для христианина имеет любовь.
Любовь не может заключаться в себе самой. Ибо основное свойство ее – изливаться на кого-нибудь. Не нуждаясь ни в ком, Бог по преизбытку своей благодати создает человека и мир. «Словом Господним небеса утвердились, и духом уст Его вся сила их». Энергией любви, излившейся по всеблагой воле божией, Словом Божиим, дано начало всем другим формам энергии, которые, в свою очередь, породили начала частицы материи, а потом через них и весь материальный мир. В другом направлении излившаяся любовь Божия создала и весь духовный мир, мир разумных ангельских существ.
Именно любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого чувства. Любовь к Богу происходит из чувства благодарности и благоговения к Нему. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
«Физическая любовь, -пишет еп. Александр, -для своего укрепления нуждается в поощрении и внешних благоприятных причинах. Духовная любовь не зависит внешних условий: она проходит таинственным путем от Бога и влечет сердце человека к своему первоисточнику… Поэтому человек ощущает все большую и большую жажду общения с богом»
Добродетельная жизнь человека ведет его к единению с Богом. Добродетели – это подражание божественным совершенствам. Учение о святости, богоподобии как воспроизведении личностью божественных совершенств – добродетелей – проходит красной нитью через все святоотеческое учение. Св. Феофан Затворник определяет добродетель, которая как состояние или настроение духа, есть ревность и сила пребывать в порядке христианской нравственной жизни. Смирение, терпение, кротость, бескорыстие, послушание называются добродетелями, но они не суть определенные дела, замечает св. Феофан, а нечто сокрытое в соответственных им делах,- лежащее в основании их, постоянно пребывающее в сердце расположение, любовь к сим делам. Добродетели естественны для человеческой природы (человек ведь создан по Образу Божьему), тягостных душевных ощущений добродетели не вызывают. Так как добродетели христианина исходят из нравственного закона, человек вступает в своей жизни в троякое отношение: к верху – к Богу; вовне – к ближним и вовнутрь – к самому себе. Таким образом, все эти обязанности христианина можно разделить на три разряда: на обязанности к Богу, ближним и к самому себе.
Св. Игнатий Брянчанинов выделяет следующие добродетели:
-воздержание – обуздание плоти умеренных потреблением пищи, от которого ослабевает самолюбие;
- целомудрие, начало целомудрия – неколеблющийся от блудных помыслов ум, и совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога;
- нестяжание – удовлетворение себя лишь необходимым;
- кротость – мир сердечный незлобления, тишина ума;
- блаженный плач- болезненное сокрушение сердца, нищета душевная;
- трезвение – наблюдение за всеми своими делами и помышлениями, ркайняя недоверчивость себе;
- смирение – страх
Божий, познание своего
- любовь – влечение
любовью к Господу, зрение в
ближнем Образа Божия,
Эти добродетели – результат напряженного духовного подвига.
Разделение добродетелей на душевные и телесные описывает св. Ефрем Сирин. К добродетелям душевным он относит мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, простота, правдолюбие, свобода, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение. Телесные добродетели – это воздержание, пост, бдение и другие аскетические подвиги.
В подвиге христианина, поставившего себя целью достижения религиозно- нравственного совершенства, необходимо различать два течения: положительные (очищение и освящение сердца, любовь к Богу и ближним) и отрицательное (борьба со страстями и грехом, отречение от своего «Я» и своей воли).
Добродетели имеют разное ступени и уровни, связанные друг с другом: «Пусть телесные добродетели в тебе будут залогом душевных, душевные – залогом духовных, а духовные – залогом нематериального и сущностного ведения».
Таким образом образуется целостная и последовательная лестница добродетелей, указывающая в каком порядке и каким способом нужно стяжать добродетели. Это дознано христианскими подвижниками через свой духовный опыт, к которому, конечно же, нужно отнестись очень внимательно.
Лестница добродетелей предполагает, что человек пройдет её все, т. е. в результате своего духовного развития приобретет все добродетели.
Если человек во всем, что с ним случится, будет считать виновным себя, тот это доставит ему добро и душевное спокойствие. Святые подвижники, стяжавшие высшую добродетель – смиренномудрие, - признавали себя грешными, даже не будучи виноватыми и даже если упреки ближних им были несправедливы. Смиренномудрие – это и забвение о своих добрых делах, и признание себя последним из всех, и самым грешным, и признание своей немощи и бессилия, сокрушения и отречения от своей воли.
Человеческая личность через акт самоотречения вступает в лучший период своего развития, получает направление, согласно с её идеальным назначением. Начало любви у грешника подавлено себялюбием. Сущность любви – в отказе от своей личности для другого существа.
Как мы уже видели, каждая страсть имеет противоположную добродетель, и чтобы истребить страсть, нужно соделывать соответствующую добродетель: против чревоугодия – пост, против блуда – целомудрие, воздержание, против сребролюбия – милостыня, против гнева – кротость, против печали и уныния – радование о Господе, против тщеславия – зрение своей греховности, против гордости – смирение.
Все начинается с расположения к добру. Желание делать добрые дела усиливается ненавистью ко греху. Кто бы ни пожелал стяжать добродетель, он не снискать её, если прежде не возненавидит противный ей порок. Желаешь получить дар слез – возненавидь сперва смех; желаешь стать смирным – возненавидь самопревозношение.
Не следует браться вдруг за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться , а затем – другую.
Когда упражняешься непрестанно
преимущественно в одной
Для стяжания добродетелей требуется душа мужественная и воля не вялая, но решительная и сильная, предвидение многих препятствий и трудностей и готовность их перенести. Для этого должно быть крепкое возлюбие каждой добродетели и пламенная о том ревность. Эта ревность – движущая сила, которую должно непрестанно возгревать, чтобы не ослабела, так как тогда неизбежно прекратится и самое движение.
Нельзя останавливаться в пути, даже на короткое время, ибо тогда сразу же теряем то, что приобрели, так как страсти, подавляемые трудом в добродетели, сразу оживают и расстроят движение. Чем больше продвинешься на пути духовной жизни, тем больше приобретешь сил и мочь дальнейшего шествования, так как плоть наша ослабевает в противоборстве духу.
Проведение человека, достаточно ясно говорит о цели, к которой ведет его душа, о побуждениях души, или о мотивах поведения.
«Способы» проведения описывает учение о характере человека.
Как правило, в характере выделяются полярные черты: доброта – черствость, щедрость – скупость, смелость – трусость.
В философии Др.Греции проблема характера всегда ставилась как проблема этическая , моральная, и в настоящее время черты характера имеют оценочность. Характер представляет собой это психическое своеобразие человека, единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках.
Информация о работе Психологические состояния и религиозная трактовка добродетелей и пороков