Понятие "Адвокатской тайны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:33, доклад

Краткое описание

Адвокатская тайна – это один из тех вопросов адвокатской деятельности, который привлекает большое внимание, по поводу, которого усиленно спорят, о котором много писали и пишут. Адвокатская тайна предстает зачастую в виде неразрешимой проблемы, вызывая оживленные диспуты, острые споры. Это один из “вечных” вопросов адвокатской деятельности. Институт адвокатской тайны восходит еще к эпохе Римской империи.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Адвокатская тайна.docx

— 23.74 Кб (Скачать документ)

     Адвокатская тайна  это один из тех вопросов адвокатской деятельности, который привлекает большое внимание, по поводу, которого усиленно спорят, о котором много писали и пишут. Адвокатская тайна предстает зачастую в виде неразрешимой проблемы, вызывая оживленные диспуты, острые споры. Это один из “вечных” вопросов адвокатской деятельности. Институт адвокатской тайны восходит еще к эпохе Римской империи. Римские юристы предписывали председательствующим в судах, чтобы они не позволяли адвокатам принимать на себя роль свидетелей по делам, где они выступают защитниками.

     Адвокатской  тайне посвящена статья 8 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", принятым Государственной Думой РФ 26 апреля 2002 года (с изменениями и дополнениями от 28.10.2003 г. № 134-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 163-ФЗ). Адвокатской  , которая наиболее полно отражает содержание этого понятия:

     «1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связаннее с оказанием адвокатом юридической помощи  своему доверителю.          

     2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

     3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий сведения, предметы и документы могут  быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех  случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей.».

     Доктор  юридических наук А.Д. Бойков и профессор  Н.И. Капинус, авторы учебного пособия "Адвокатура России", считают, что адвокатская тайна приводит к нравственной коллизии между общественным долгом в обычном понимании и профессиональным долгом адвоката, к коллизии, порождающей "специфические нормы нравственности".

     В понятие адвокатской тайны следует включать не только информацию и факты, ухудшающие положение обвиняемого, но и все иные данные, которые по каким-либо соображениям последний рассчитывал скрыть от органов дознания, предварительного следствия и суда, а также информацию, которая в целом способна улучшить положение обвиняемого (подозреваемого), но обнародование которой адвокат, исходя из тактики защиты, считает преждевременным.

     Помимо  закона ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» содержание понятия «адвокатская тайна» раскрывает   определение  Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 года № 128 - О «По жалобе гражданина Паршуткина В.В. на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1 части второй статьи 72 УПК РСФСР и статьями 15, 16 Положения об адвокатуре РСФСР". Исходя из этого определения, исключается возможность разглашения сведений о фактах, ставших известными адвокату в рамках профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи, независимо от времени и обстоятельств получения им таких сведений.

     Существуют  международно-правовые акты, которые  определяют роль адвокатов в жизни общества.

     Основные  принципы, касающиеся роли юристов (принятые Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 года, Гавана), закрепили: «Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений». Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов (приняты на конференции МАЮ 7 сентября 1990 года в Нью-Йорке) гласят: «Независимость адвокатов при ведении дел должна гарантироваться» с тем, чтобы обеспечить оказание свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи. Адвокатам должны быть предоставлены возможности обеспечения конфиденциальности отношений с клиентом, включая защиту обычной и электронной системы всего адвокатского делопроизводства и документов адвоката от изъятия и проверок, а также обеспечение защиты от вмешательств в используемые электронные средства связи и информационные системы".

     М. Ю. Барщевским был разработан проект кодекса адвокатской этики. Адвокатской тайне посвящена глава 4: «Конфиденциальная информация». Согласно которой:

     «Адвокат  должен держать в строгой тайне  всю информацию, касающуюся обстоятельств  и фактов, сообщенных ему клиентом или ставших известными адвокату в связи с выполнением поручения, а также сам факт обращения  к нему того или иного клиента, и не должен разглашать такую информацию, пока не будет на то определенно  и однозначно уполномочен клиентом, а так же если это потребуется на основании закона или разрешено (предусмотрено) настоящим Кодексом.

     Но  носит ли требование соблюдать профессиональную тайну абсолютный характер? Закон однозначно отвечает на этот вопрос. Закон об адвокатуре гласит: «Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи» (ст.6).

     1) Адвокат, который занимается литературной  деятельностью, пишет автобиографию,  воспоминания и тому подобное  либо осуществляет преподавательскую, научную деятельность, должен не допускать распространения конфиденциальной информации и в этих случаях.

     2)Адвокат  не должен допускать возможности  распространения конфиденциальной информации, касающейся или полученной от одного клиента другому. Установив во время беседы с лицом, обратившимся с просьбой о ведении дела, что ранее у него получала консультацию другая сторона по этому же делу, адвокат должен отказаться от принятия поручения.

     3) Адвокат должен избегать, несдержанного  (неосторожного) общения, даже с супругом(ой) или членами семьи, по вопросам, касающимся дел клиента. 

     4)Обсуждение  профессиональных вопросов между  адвокатами в  присутствии третьих лиц, тем более с упоминанием конкретных имен клиентов ли обстоятельств конкретных дел, является нежелательным, поскольку несдержанные высказывания, допущенные адвокатами и услышанные третьими лицами, могут причинить ущерб интересам клиента. Кроме того, это может негативным образом повлиять на уважение присутствующих к адвокатской профессии и юриспруденции в целом.

     Если  доверитель адвоката по каким-либо соображениям счел возможным раскрыть содержание материалов, составляющих тайну, нельзя считать, что адвокат во всех случаях освобождается от необходимости ее хранить. Следует учитывать, что информация, исходящая от адвоката, может быть воспринята как несравненно более авторитетная и значимая, чем сообщение его доверителя, она может получить большой резонанс и нанести ущерб интересам лиц, в деле не участвующих. Так признание клиентом своего отцовства, сделанное в закрытом судебном заседании, не дает адвокату права публично заявлять об этом, так как подобная нескромность, не вызываемая к тому же интересами дела, может отразиться на других лицах и причинить им моральную травму. Вот почему раскрытие тайны клиентом отнюдь не освобождает адвоката от нравственной обязанности воздерживаться от разглашения известных ему сведений, особенно вне стен зала судебного заседания.

     Срок  хранения сведений, обладателем которых  стал адвокат в связи с оказанием  им юридической помощи, законом не установлен.

     Адвокатская тайна неприкосновенна, и всякие попытки завладеть ею, кем бы они  ни предпринимались, — это серьезное  нарушение законности.

     Вот некоторые примеры, когда следственные органы пытались получить информацию или «вывести адвоката из игры».

     1)Не  единичны попытки завладеть адвокатской  тайной, сделать адвоката свидетелем. Ведь свидетель не может быть одновременно защитником.

     Адвокат Б.А. Кожемякин в качестве защитника  генерального директора компании «Радуга» прибыл В г. Рязань. Следователь пытался допросить его в качестве свидетеля по тому же делу, но получил отказ. Тогда адвокат был задержан тремя офицерами Рязанского УВД и насильно доставлен в прокуратуру области. Адвоката подвергли допросу, требуя дать показания против клиента. Когда адвокат отказался, следователь избрал меру пресечения -  подписку о невыезде. В результате адвокат не смог участвовать в назначенном раньше рассмотрении другого дела в Мосгорсуде.

     2) Старший следователь по особо  важным делам обратился к известному  адвокату Г.П. Падва, работающему по соглашению в АОЗТ «Хопер-Инвест-Центр», с требованием выдать информацию о контрактах, заключенных с его и других юристов участием. Г.П. Падва ответил мотивированным отказом. В ответ на это начальник отдела МВД РФ О.Э. Рогинский любезно разъяснил адвокату, что его можно вызвать и допросить в качестве свидетеля, поскольку он пока еще не участвует в роли защитника или представителя в конкретном деле. И тут же адвокат получил официальный документ — повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля. Тогда президиум Московской городской коллегии адвокатов обратился с протестом к Генеральному прокурору РФ. Здесь четко просматривается опасная тенденция: выведать у адвоката сведения, которые ему доверил клиент. Это подрывает одну из международно-признанных опор адвокатуры — тайну защиты и представительства».

     3)Адвокат  В.М. Карышев защищал А.В. Солоника, который в июне 1995 г. предпринял побег из следственного изолятора (2 февраля 1997 г. убит в Греции). Адвокат часто посещал А.В. Солоника, и это послужило основанием для предположения, что он знал о побеге. 22 сентября 1995 г. адвокат был вызван на допрос к следователю в качестве свидетеля. Такой вызов был незаконен, даже если предположить, что обвиняемый поведал своему защитнику о своем намерении совершить побег. Исключение было бы возможно лишь в случаях, когда адвокат содействовал побегу (соучастие). Разумеется, адвокатская этика требует, что адвокат пытался убедить подзащитного в нежелательности побега.

     Совершенно  очевидно, что адвоката надо защищать и обеспечить сохранение адвокатской тайны, так как она может быть нарушена не по воле адвоката. Шаг в этом направлении делает закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

     «Задержание, арест, проникновение в жилище или  рабочее помещение адвоката, в  личный или используемый им транспорт, производство там обыска или выемки, личный обыск адвоката, арест и  выемка его корреспонденции, арест принадлежащих ему документов и имущества, проведение в отношении него оперативно-розыскных мероприятий по закону не могут осуществляться иначе, как на основании  решения суда и только в связи с уголовным преследованием этого адвоката».

     Можно указать ещё несколько сохранения адвокатской тайны: разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине без ограничения их количества и продолжительности (ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР); отсутствие уголовной ответственности за недоносительство о любом преступлении,   ставшем известным со слов обвиняемого, его родственников, близких.

     Действующие международно-правовые акты (Основные положения о роли адвокатов, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке, Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27августа — 7 сентября 1;?90 г. в Гаване) исходят из того, что правительства должны обеспечить адвокатам:

     а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

     б) возможность свободно передвигаться  и консультировать клиента в  своей стране и за границей;

     в) невозможность наказания или  угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций  за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами;

     г) там, где безопасность адвокатов  находится под угрозой в связи  с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями;

     д) суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента;

     ж) адвокат должен обладать уголовным  и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к  делу заявления при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе;

Информация о работе Понятие "Адвокатской тайны"