Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:02, контрольная работа
Проблема свободы - одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством. Что значит это понятие? Насколько человек свободен в своих действиях? Чем ограничивается его свобода и чем она чревата? Все эти вопросы философия и этика традиционно решали с позиций соотношения свободы и необходимости.
Основные базисные понятия морального сознания: свобода и необходимость 2
Основные базисные понятия морального сознания: счастье 6
Организация деловых встреч: встреча делегации, ведение переговоров 11
Этикетные нормы телефонных разговоров 16
Список использованной литературы 24
Оглавление
Основные базисные понятия морального сознания: свобода и необходимость 2
Основные базисные понятия морального сознания: счастье 6
Организация деловых встреч: встреча делегации, ведение переговоров 11
Этикетные нормы телефонных разговоров 16
Список использованной литературы 24
Проблема свободы - одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством. Что значит это понятие? Насколько человек свободен в своих действиях? Чем ограничивается его свобода и чем она чревата? Все эти вопросы философия и этика традиционно решали с позиций соотношения свободы и необходимости.
Необходимость
является для морального субъекта теми
внешними условиями и обстоятельствами,
в которых он вынужден действовать.
При этом в качестве необходимости
могут выступать как
Существуют, по крайней мере, две крайние и непримиримые точки зрения на эту проблему - этический фатализм и этический волюнтаризм. Первый, абсолютизируя необходимость, ставит человека в полную -- фатальную зависимость от объективных обстоятельств, превращает его в запрограммированное устройство, действующее по строго определенной (Богом, судьбой, космическими силами и т.п.) схеме. Поэтому человек несвободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопределена, он не в силах ничего изменить в ней, но зато он и не несет никакой ответственности за свои действия. Следствием такой позиции выступает, как правило, нравственная пассивность, покорность обстоятельствам и зависимость от них: «Чему быть, того не миновать».
Другая, казалось бы, противоположная точка зрения -- этический волюнтаризм -- отрицает всякую необходимость и утверждает, что человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей. Такое понимание свободы приводит, в конечном счете, к полному отказу от нравственных норм, а это, в свою очередь, позволяет человеку утверждать произвол собственных действий как образец поведения.
Таким образом, и фаталистская, и волюнтаристская концепции в конечном счете отрицают нравственную свободу (фаталист, абсолютизирующий необходимость, становится ее рабом; волюнтарист, отрицающий роль необходимости, становится жертвой собственного произвола). Где же выход из этой ситуации? Как всегда, его следует искать между двумя крайностями.
Следование моральному закону -- это менее всего исполнение внешних требований долга. Основная черта этого закона -- его разумность, мы бы даже сказали, целесообразность. Он не создает моральных обязательств, а обращен к разуму субъекта, призывая человека обнаруживать эти обязательства в существующих ценностях. Этот закон не требует автоматического подчинения, он не лишает человека моральной независимости. Он лишь учит различать добро и зло. Поэтому это не закон-предписание, это -- закон свободы, оставляющий человеку право по собственной воле выбрать Добро и следовать ему.
Предписывающими -- запретительными («неубий», «не укради») или, наоборот, обязательными («чти отца и матерь своих») -- являются лишь основные заповеди морального закона, причем большинство из них имеет негативную формулировку («не...»). Они исключают только то, что запрещено, оставляя все остальные пути свободными для нравственного творчества человека.
Такие пути свободной моральной инициативы, не попадающие в поле прямых запретов или долга, даются моральным законом человеку в гораздо большем, практически неограниченном количестве. Они-то и являются наиболее человечными и показательными в моральном отношении. Ведь предписывающие установки оставляют в стороне и не затрагивают таких важнейших аспектов человеческого бытия, как счастье, дружба, призвание, творчество.
Таким образом, нравственная свобода -- это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Свобода не является чем-то непреложно данным человеку. Это программа его саморазвития. Человек достигает свободы по мере того, как он осуществляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые сам учится распознавать, иными словами, в той мере, в какой он способен сознательно принимать решения, учитывать последствия собственного поведения и управлять им. Итак, нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков, 2) давать им нравственную оценку, 3) предвидеть их последствия, 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.
У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины -- в первую очередь, перед самим собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбора -- более или менее свободного. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего самих себя.
Вместе с тем свобода не столько факт, сколько возможность -- подлинное завоевание человеческой личности. Она должна достигаться вопреки препятствиям и неблагоприятным обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся. Быть свободным -- значит завоевать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее, свободы мы добиваемся. В этом смысле свобода есть проявление человеческого достоинства, самой природы человека, того, что он собой являет и на что он способен, превозмогая препятствия, преграды и ограничения.
Негативная свобода -- это «свобода от»: свобода как отсутствие зависимости от сил природы, общественных и моральных догм и установок. Это свобода, отрицающая зависимость, и ее-то человек и считает подлинной свободой, за которую надо бороться и к которой следует стремиться. Но, достигнув такой свободы, он оказывается, по сути, предоставленным самому себе. Такая свобода приносит человеку независимость и в то же время изолирует его, пробуждает в нем чувство одиночества, бессилия и тревоги. И человек вновь оказывается перед выбором: либо избавиться от этой свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до позитивной свободы - «свободы для», дающей возможность полной реализации интеллектуальных и эмоцирнальных способностей, более того, требующей от личности этой реализации, свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого человека.
«Человек создан для счастья, как птица для полета». В этом крылатом изречении народная мудрость зафиксировала то обстоятельство, что счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе. И уже только поэтому понятие счастья должно выражать определенный срез нравственной жизни человека. А именно, посредством понятия «счастья» нравственная жизнь получает определенность личной жизненной цели.
Что же такое счастье? Какой смысл вкладывают люди в это понятие? Обычно счастьем называют высшее состояние радости, глубокую удовлетворенность от того, что цель достигнута. Итак, счастье – это сильное переживание, состояние удовлетворения. Но это не мимолетное удовлетворение от пережитого наслаждения, которое иногда называют «мигом счастья».
Счастье –
понятие, конкретизирующее высшее благо
как завершенное, самоценное, самодостаточное
состояние жизни; общепризнанная конечная
субъективная цель деятельности человека.
С эмоциональной
Счастье всегда радостно. Радость и счастье как душевные состояния психологически очень близки. Иногда говорят, что радость связана с переживанием единичного события благоприятного самовыражения индивида, а счастье – длительное переживание радости. Однако счастье – это не просто эмоционально более насыщенная и растянутая во времени радость. В радости обнаруживает себя ощущение полноты жизни; радость преодолевает себя в восторге. В счастье же обнаруживает себя сознание достоинства жизни. Радость эмоциональна – счастье может быть и сдержанным.
Представление о счастье как о везении, удаче, счастливом стечении обстоятельств, судьбе содержит в себе также и определенный ответ на вопрос о том пути, который ведет к обладанию высокого качества жизни, обладанию благами жизни. Люди далеко не всегда получают все сразу, а проходят долгий извилистый путь, иногда тратят целую жизнь на то, чтобы приобрести желаемые ими блага, те самые, за которыми для них маячит призрак счастья – обладания.
Наиболее
широкое распространение
В разных обществах
в разные периоды истории на первый
план в понимании счастья выходят
разные блага. Однако они всегда включают
моменты здоровья и внешней привлекательности,
материальной обеспеченности, социального
статуса, личных отношений и индивидуального
развития. При этом счастье в отличие
от простой удовлетворенности
– здоровых, крепких, красивых, живущих долгую жизнь;
– получивших большое богатство, а с ним и повышенную свободу действий;
– обладающих достаточно высоким социальным статусом и соответствующим уважением сограждан и соплеменников;
– приобретших исключительно гармоничную любовь и дружбу;
– максимально успешно выражающих себя в труде и творчестве.
Ну а если все эти удачные линии жизни сливаются в судьбе одного человека, то о нем можно сказать как об идеально счастливом.
Собственно, осознавая это или нет, большинство людей стремятся к такому идеальному счастью, когда все пять или, по крайней мере, четыре из пяти перечисленных видов благ оказываются представлены полностью. Действительно, нельзя сказать как о счастливом человеке о том, кто богат и сановит, но всегда хворает и мучается от множества болезней. И вряд ли речь может идти о счастье, если талантливый творец влачит свои дни в глубокой нищете, да к тому же обделен любовью. Правда, можно быть счастливым и без высокого социального положения и славы, однако для многих людей именно этот момент находится на первом месте.
Счастье – хоть и очень желанное состояние, но достаточно редкое. Для его осуществления необходимо благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов. Эти факторы не гарантируют наступления счастья, но они, по крайней мере, в определенной степени ему благоприятствуют. Объективные факторы – те, которые в основном не зависят от сознания и воли человека. Субъективные – те, которые в значительной мере созидаются самим человеком.
К объективным факторам относят, прежде всего, естественные условия (климат, географическое положение, отсутствие природных катаклизмов и др.), состояние общества (мир или война, наличие элементарного порядка, справедливости и др.). Если в стране произошли стихийное бедствие, опасная эпидемия, гражданская война и др., то в подобной ситуации весьма сложно быть счастливым в полной мере.
К объективным
обстоятельствам в определенной
степени можно отнести и
К субъективным факторам относят миросозерцание индивида, его убеждения, круг интересов и т.д. Миросозерцание связано с позитивной или негативной оценкой мира в целом и собственной жизни, в частности. Позитивная, радостная оптимистическая оценка мироздания позволяет индивиду чувствовать себя бытийно-счастливым и уверенным даже при больших объективных трудностях. Минорное, страдательное, пессимистическое отношение к реальности делает человека глубоко несчастным. Человек с широким кругом интересов, привносящий в свою деятельность, в свой труд элементы творчества, имеет больший шанс почувствовать себя счастливым, ибо творческий труд способен приносить не только элементарное удовлетворение, но и ощущение полноты бытия.
Проблема объективных и субъективных факторов достижения счастья имеет и другой аспект, а именно, является ли счастье сугубо субъективным состоянием или же счастье предполагает определенные объективные признаки? Коротко ответ на этот вопрос может звучать так: быть счастливым значит чувствовать себя таковым.
Человек может обладать всеми социально признанными составными счастья: здоровьем, богатством, любовью, уважением, творчеством и чувствовать себя несчастным, И наоборот, человек, не имеющий всего этого, может чувствовать себя субъективно счастливым.
Однако можно ли игнорировать объективные составляющие счастья и свести его к состоянию сознания? Видимо, нет. Дело в том, что состояние счастья, оторванное от объективных корней, может быть создано искусственным путем. Например, в результате приема наркотиков, алкоголя или через приобщение к компьютерной виртуальной реальности. Принимающий наркотики человек испытывает эйфорию, блаженство, но при этом объективно он физически и морально разрушается, не реализует заложенных в нем возможностей, разрывает свои реальные связи с другими людьми. Субъективное удовольствие при объективном распаде не может быть названо счастьем, это лишь иллюзия, мираж.