Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:13, реферат
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами. В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности.
Введение
1. Этикет в России
1.При Петре I
2.При Екатерине II
3.Сравнение этикета Петра I и Екатерины II
Заключение
Список литературы
Реферат
На тему: «Этикет при Петре I и Екатерине II»
Содержание
Введение
1. Этикет в России
1.При Петре I
2.При Екатерине II
3.Сравнение этикета Петра I и Екатерины II
Заключение
Список литературы
Введение
Правила поведения возникли давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Единственная цель этикета - сделать нашу жизнь максимально приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь от случайных претензий и бед.
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами. В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям. этикет феномен культура
Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социально-культурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность). Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.
Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей.
I. Этикет в России
В Россию европейский этикет приходит в начале 18 века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в 16 веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости: боярину, наместнику царя, царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр I, расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717 году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных стран Европы, но преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр I огнём и мечом искоренял патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя ещё долго соседствовали с европейскими.
1. При Петре I
Жизненный уклад России начал резко меняться в эпоху Петра I. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три цели: приучение высших классов русского общества к формам обхождения, приобщение женщин к общественной жизни, слияния различных классов и их смешение с иностранцами. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях, например «Юности честное зерцало, или «Показания к житейскому обхождению». Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе. Молодые дворяне, отправляемые Петром I на учение в западные страны, возвращались с желанием сблизить Россию с просвещенными народами и поставить наше общество на европейскую ногу. Элементы западной культуры в обновленной России XVIII века зачастую насаждались Петром I "кнутом и дыбом", заставляя бояр рушить не только свои домостроевские традиции и нравы, но и радикально менять свой облик, быт, уклад жизни, разворачиваться лицом к продвинутой Европе. В "теремную" Россию с Запада проникали новые манеры, этикет, музыка и европейская мода.
Среди первых новых придворных церемониалов были балы. Высочайший указ 1719 г. указывал на балы как на обязательную часть знаменитых петровских ассамблей. Введенной в 1722 году "Табели о рангах" предусматривались и придворные чины, которые впоследствии, несмотря на неоднократные изменения, выстроились в строгую иерархию Российского Императорского двора.
Через изменение отношения к женщине Петр I надеялся европеизировать русскую знать. Еще до введения обязательных ассамблей было отменено «тюремное» затворничество боярских и дворянских жен и дочерей, они присутствовали на различных придворных приемах и праздниках. Знать пыталась угодить царю, вводя новшества: заказывала новые женские платья, парики, зеркала, картины, вводила в обиход музыку и танцы. В состоятельных семьях смотрели на дочь как на средство «устроить» будущее всей семьи через ее брак с человеком «в чинах», часто низкого происхождения. Женщины, в том числе и зрелые боярыни, проявляли большую гибкость, чем их мужья: учились французскому «политесу» и танцам (обычно у любого иностранца или же осведомленного соотечественника), поклонам, отдельным иностранным словам, овладевали грамотой, меняли три раза в день наряды, учились игре на клавесине. Бывало и как в доме любимой родственницы Петра, вдовы-царицы Прасковьи Ивановны, когда в закрытой половине дворца царили старые обычаи, в «гостевой» — европейские. Знатные женщины стали оказывать большое влияние на детей, появился интерес к их воспитанию. Часто необходимость следовать царским указам становилась средством влиять на мужа. Женщины буквально заново учились говорить и не краснеть, закрываясь рукавом. С петровского правления за женщиной закрепляется право на приданое, она теперь могла сама заключать сделки, а с 1714 года жены и дочери имели прочные наследные права в семье. Женам полагалось ехать вместе с мужьями, посланными по делам за границу. Дворянка имела право на галантное обращение, в столичных семьях рукоприкладство по отношению к женщине было уже невозможно. Разговоры на «амурные» темы уже не считались частью плотского греха, возникла любовная переписка. В провинции даже внешняя европеизация распространилась лишь к концу 18 века, а в семьях поместного дворянства по-прежнему сохранялся патриархальный уклад.
Дети в петровское время должны были, с одной стороны, следовать заветам старины и почитать родителей, с другой стороны, во многом были уже чужды им. «Регламент» всех сторон жизни, задуманный Петром I распространялся на отношения детей и родителей, его разрабатывали такие деятели нового времени, как Феофан Прокопович, Я. В. Брюс, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев. Практическим руководством для русских молодых людей был сборник «Юности честное зерцало», который предписывал: пред родителями не стоять в шляпе, не высовываться в окне всем телом, идти на шаг позади них, стоять в стороне, подобно слугам, не перебивать и не прекословить, отбросить вредные привычки — сопеть, чавкать, чесаться, говорить сквозь зубы, плеваться. Петр I стремился создать целую сеть школ, чтобы обучать дворянскую молодежь вне дома, вне влияния старины. Для новой армии и флота требовалось большое количество грамотных и сведущих в науках офицеров и шкиперов, которые своими манерами и внешним видом должны были склонить сердца россиян к переменам. «Идеальный» дворянин должен был владеть русской грамотой, знать иностранные языки, искусство конной езды, «шпажной битвы», быть «красоглаголевым», уметь вести «добрый разговор», оспорить чужое мнение «учтиво, благочинно, вежливо, не перебивая других», быть смелым, отважным; важнейшими качествами считались трудолюбие и послушание — не отцу, а государю. Именно прошедшая обучение за границей молодежь ввела новое понятие «дворянской чести». Среди молодых офицеров распространилась пришедшая из-за границы мода на дуэль — у русских были лишь ранее импровизированные поединки на хлыстах и дубинках. Но Петр велел наказывать за выход на дуэль смертной казнью, за участие в ней — повешением всех, даже трупов. Дуэльный кодекс, несмотря на все запреты, все время совершенствовался. Отказ драться на дуэли мог уронить человека во мнении света.
Под развлечениями в петровское время подразумевалось выражение «делать плезир», сами они были вписаны в новый распорядок дня. В 1700 году был введен новый, европейский календарь и счет часов, с утра пили кофе, наносили визиты, вечер был отдан под светские забавы, ночной сон сильно сокращался, дневной почти исчез у служилых москвичей и жителей Санкт-Петербурга. Новые обычаи было легко вводить в молодой российской столице, где знать была оторвана от народной и православной культуры Москвы. Развлечения делились на зимние, которые часто проходили во дворцах и в здании Сената, и летние — в Летнем саду, в парках Петергофа и т. д. Это были военные парады, различные процессии, конные кавалькады, маскарады (в том числе и на святки), гулянья в парках, морские и речные прогулки, катанья со снежных и декоративных горок, шутовские «свадьбы», инсценирование «морских» и «сухопутных» сражений, соревнования гардемаринов в ловкости и т. п. Развлечения, устраивавшиеся двором, и сопровождавшиеся обильным употреблением спиртного и «чертова зелья» — табака, возмущали даже тех, кто признавал необходимость образования.
В придворном церемониале ХVIII в. большое внимание уделялось приему иностранных послов. Порядок аудиенции послов был разработан до тонкости. Отличительная его черта — необыкновенная торжественность и пышность. За точностью их исполнения следил обер-церемониймейстер.
По приезде в Петербург посол уведомлял государственного канцлера о своем приезде. На следующий день он делал визит обер-церемониймейстеру, который давал ответный визит. Посол приезжал ко двору на аудиенцию по извещению. В назначенный день за ним заезжал церемониймейстер в каретах Его Императорского Величества. Кортеж состоял из трех карет. Если аудиенция назначалась в одном из дворцов, то посол принимался на приватной аудиенции и приезжал во дворец в собственных экипажах. В этом случае у кареты посла встречал церемониймейстер. На верху парадной лестницы его принимал камер-юнкер, затем до комнаты ожидания его провожал обер-церемониймейстер (справа от посла) и гофмаршал (слева). Обе половинки двери растворялись везде, где проходил посол. Все сопровождающие лица оставались вместе с послом в комнате ожидания. У дверей зала для аудиенции встречали посла обергофмаршал и обер-камергер, остальные оставались его ожидать в комнате. После аудиенции посол препровождался обратно тем же порядком. Стоящий караул везде отдавал послу военные почести, офицеры отдавали честь гостю. Церемониймейстер отъезжал с послом в придворных каретах.
Аудиенции частным лицам носили скромный и не столь церемониальный характер, как для иностранных послов. Допущенный в кабинет или зал, где назначена аудиенция, проситель должен был сделать поклон при самом входе в комнату, потом второй поклон, пройдя несколько шагов вперед, и наконец на расстоянии трех шагов от того места, где находится высочайшая особа, делал третий по клон. Начинать говорить нужно только после того, как его высочество обратится с каким бы то ни было вопросом. Ответы надо было давать явственно, отчетливо, но стараясь не удлинять фраз без нужды. Осанка просителя должна быть свободна и носить отпечаток чувства собственного достоинства.
Когда аудиенция окончена, надо было выйти из комнаты, не оборачиваясь спиной к высочайшей особе, а пятясь спиной до самого порога, производя те три поклона, которые назначены придворным церемониалом. На пороге только можно обернуться. Во дворцах нужно было разговаривать вполголоса, из уважения к высоким хозяевам, пол крышей которых находишься, ступать на тихо, мягко и, вообще, сливаться с толпой придворных лиц, не стараясь ничем обращать на себя внимание.
Особое место в светской жизни вообще и в придворной в частности занимали балы. Балы были введены в России Петром Великим после его возвращения из-за границы в 1717 году. Следствием этого был издан в 1719 г. указ о собраниях-ассамблеях. Петр (сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей по французскому примеру). Ассамблеи начинались каждую зиму у государя, а оканчивались у обер-полицмейстера, а летом они проходили в Летнем саду. По регламенту ассамблеи продолжались с 17 до 22 часов. Очередность созыва Петр I устанавливал сам. На ассамблеях самая большая комната отводилась под танцевальный зал. В соседних помещениях играли в шашки и шахматы. Азартные игры были запрещены. По указу 1718 года игра в карты и кости запрещалась “под страхом кнута”. Одна комната предназначалась для курения. Петр I сам постоянно курил трубку и всем предлагал следовать его примеру. В 1697 году в России было снято запрещение на продажу табака.
Обязанности хозяина дома заключались в предоставлении помещения и обеспечении напитками. Никаких церемоний, встреч, проводов с его стороны не предполагалось. Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины, но дворянство относилось к этому отрицательно.
В три часа дня гости начинали съезжаться. Дамы и мужчины приезжали в самых богатых нарядах. В шесть часов приезжал император, и немного спустя — государыня с великими княжнами: к ней одной хозяин выходил навстречу и ее одну провожал до кареты. Излишняя учтивость к прочим гостям наказывалась осушением кубка вина Большого Орла. Дам угощали чаем, кофе, миндальным молоком, медом и вареньем, а мужчин —вином, пивом и трубками.
Музыка на ассамблеях была большей частью духовая: трубы, фаготы, гобои и литавры. Любовь к танцам распространялась очень быстро. При Екатерине незнание танцев считалось недостатком воспитания.
Танцы на ассамблеях делились на церемониальные и английские. Церемониальными считались польский танец и менуэт, английскими — англез, контрданс и другие. Менуэт был камерным танцем: танцующие двигались мелкими, размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы, грациозно опустив руки, слегка приподнимали платье. Англез отличался, наоборот, живостью и картинностью движений. Танцевали его тоже парами, причем дама как бы убегала и уклонялась от кавалера. А он следовал за ней.