Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:42, контрольная работа
Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina – «женщина») - в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.1
Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин».
Эмансипация (лат.-emancipatio) - у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение - освобождение от зависимости и ограничения.2
ВВЕДЕНИЕ
Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina – «женщина») - в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.1
Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин».
Эмансипация (лат.-emancipatio) - у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение - освобождение от зависимости и ограничения.2
В «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона этот термин трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности; освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах, сравнительно с прочими гражданами».3
Начало эмансипации
женщин относится к Великой
Происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественности становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов, доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях.
И это дает возможность для того,
чтобы предъявить свои права на равное
с мужчинами участие в
Для осуществления этого необходимо воссоздать историю женского общественного движения, со всеми его проблемами и достижениями.
Нельзя сказать, что историки совсем не уделяли внимание проблемам женского движения. Однако в истории, представлявшей собой описание общественной (прежде всего политической) жизни, не было места для женщин.
Историки женского движения уделяли основное внимание исследованию сфер деятельности женщин - выполняемой ими работы, созданных ими организаций, изменение взглядов в вопросе о разделении полов. За редким исключением, избегалось изучение политических аспектов, считая политику уделом мужчин, или воспринимали политическую деятельность женщин как средство достижения других целей, а не как самостоятельный вид активности.
Для того чтобы понять всю полноту влияния женщин, необходимо изменить традиционный подход к истории и жизни, изменить свое восприятие мира так, чтобы видеть не только политических деятелей- мужчин находящихся на переднем плане, но и скромные фигуры их жен и матерей. Важно видеть их повседневную работу и семейную жизнь, деятельность женских клубов и организаций, изменения в сфере труда и деторождения. Только тогда можно будет понять, как эти столь пестрые факты повлияли на развитие общественной и частной жизни в прошлом, и как деятельность женщин активно сформировала более богатую историю и опыт человечества.
Во
Франции женское движение возникло
во время Великой французской
революции 1789г. В основном документе,
«Декларации прав человека и гражданина»
закреплялись принципы революционеров.
Его первая же фраза гласила: «Все
люди рождаются свободными и равными
в правах». Все, без каких бы то
ни было исключений. Но эта «Декларация»
вступала в противоречие со специальным
декретом, урезающим в правах женщин.
Чтобы снять это противоречие,
законодатели были вынуждены дополнить
«Декларацию» целым рядов актов,
в которых разъяснялось, кто же
в революционной Франции
Олимпия де Гуж предложила в 1790г. «Декларацию прав женщины» по аналогии с «Декларацией прав человека», где потребовала уничтожения всех мужских привилегий. По ее убеждению, «естественное право» предполагает всеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формам деспотизма. И женщина ничуть не менее мужчины способна к его отправлению. Единственная преграда для нее – тирания сильного пола. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793г. по ложному доносу ее отправили на гильотину. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян», появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго. Женские клубы по большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими.
В 1790г. были упразднены право первородства и мужское преимущество; в том, что касается наследования, мальчики и девочки стали равны; в 1792 году законодательно утверждается развод, что несколько ослабляет суровость матримониальных уз; но все это были лишь незначительные завоевания. В буржуазной среде женщины настолько сильно врастали в семейную жизнь, что не могли почувствовать между собой реальную солидарность; они не составляли отдельной касты, способной выдвинуть требования, — с экономической точки зрения они вели паразитическое существование. Получается, что тем женщинам, которые могли бы участвовать в событиях, несмотря на свой пол, их классовое положение не позволяло это сделать, а женщины из активно действовавших классов были обречены оставаться в стороне именно как женщины.
Таким образом, трудящиеся женщины смогли бы добиться своих прав, только если экономическая власть оказалась бы в их руках. Но это было невозможно.
С феминистской точки зрения Франция опережала остальные страны; но, к несчастью для современной француженки, ее статус был определен во времена военной диктатуры; Гражданский кодекс Наполеона, принятый в 1804г., на целый век предрешивший ее судьбу, сильно задержал ее эмансипацию. Как все военные, Наполеон хотел видеть в женщине только мать; но как наследник буржуазной революции он не собирался разрушать структуры общества и давать матери преимущество перед супругой: он запрещает установление отцовства и жестко определяет положение матери-одиночки и внебрачного ребенка; но и замужней женщине материнское достоинство жизни не облегчало. Девушка и женщина не считаются гражданами, что лишает их права исполнять некоторые функции: занимать должность адвоката или принимать на себя опекунство. Однако незамужняя женщина пользуется всей полнотой гражданских прав. Женщине предписывается подчинение мужу. В случае супружеской измены он может добиться ее заключения под стражу и получить развод; если он убьет виновную на месте преступления, в глазах закона его вина простительна. В то же время на мужа может быть наложен штраф в том случае, если он приведет сожительницу в дом, где живет его семья, и только тогда жена может получить развод. Место жительства определяет мужчина, и прав на детей у него гораздо больше, чем у матери; и — если только женщина не руководит коммерческим предприятием — для того, чтобы она могла взять на себя обязательство, необходимо разрешение мужа.5
В Америке вследствие войны за Независимость и политический кризис политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной жизни. Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии.
Просвещенные женщины конца XVIII столетия в своих письмах и дневниках все чаще затрагивали политические вопросы. Однако культурная традиция, отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость.
В конце XVIII – начале XIX веков многие сторонники раннего феминизма рассматривали брак как основное орудие угнетения женщин.
Аналогичное положение было и в Англии. Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) в сочинении «В защиту прав женщины» подробно описала то состояние невежества и жалкой покорности, на которое в силу социальных предрассудков и системы воспитания были обречены женщины. Она пишет: «Пустячные занятия женщины порождают и пустячное к ней отношение. Предоставляя мужчине свое тело, она притупляет свой ум, а поскольку физическая любовь как излюбленный вид его досуга обессиливает мужчину, он будет пытаться подчинить себе женщину; и кто скажет, сколько еще потребуется поколений, чтобы свободные потомки нынешних жалких рабынь предстали во всем многообразии своих талантов и добродетелей ?»6 Причину создавшегося положения женщин она видит, прежде всего, в ее необразованности, невозможности реализовать себя, поэтому «если женщины способны в действительности вести себя как разумные существа, то нельзя обращаться с ними как с животными, друзьями человека, низшими по разуму. Нет, надо развивать ум женщин, ограждая их здоровыми, возвышенными жизненными принципами, и пусть женщины, обретя достоинство, почувствуют себя зависимыми лишь от Господа Бога. Пусть учатся, подобно мужчинам, не поддаваться, но следовать необходимости, и тогда женщины станут еще более привлекательным высоконравственным полом»7.
Иными
словами, женщины понимали, что воспитание
и образование, равное с мужчинами,
поставило бы их на одну ступень. Дало
бы возможность развиваться
Вторая волна феминизма набирает силу во второй половине XIX в. Движение уже тесно связано с французским утопическим сен-симонизмом, а также с именем Дж. Милля.
Представители
феминизма требовали
В это
время многие женщины Новой Англии
стали покидать свои домашние обители.
Кто-то активно выступал с лекциями,
кто-то занялся политикой, участвуя
в женских
Теоретический
фундамент упрочил позиции
Пропорционально растущим знаниям, увеличивается и самосознание женщин, они уже не просто претендуют на равное с мужчинами положение, но порой видят свою главенствующую роль в развитии общества.
И женщины понимали, что нужно искоренять не только неравенство по закону, но и укоренившийся в сознании людей ложный тезис о мужском превосходстве. Об этом пишет Сара М. Гримке (1792-1873) в «Письмах о равенстве полов и положении женщин» она касается вопросов о несправедливой оплате женского труда, о толковании Библии мужчинами в свою пользу, о замужестве, как единственной цели девушки. Она считает неправильным и противоестественным посвящать всю свою жизнь ведению дома и ублажению мужа, и «пока не будет отвергнут тезис о превосходстве мужчин, до тех пор не изменится отношение к женщине ни со стороны общества, ни внутри ее самой, не забрезжит надежда на возрождение ее величия и восстановление прав предопределенных ей как существу разумному и ответственному».10
Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в 19 в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.
В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX в. – движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т.к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей – женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса – символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет»11.