Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:52, доклад
Различение авторитарной и гуманистической этики идёт от Э. Фромма. Он рассуждал об этом в книге «Человек для себя». Формальным критерием различия является источник моральных ценностей. Если источником является авторитет (Бог, царь, пророк, правящая партия, традиция, обычай, родители– этика авторитарная. Если сам человек – гуманистическая.
Различение авторитарной и гуманистической этики идёт от Э. Фромма. Он рассуждал об этом в книге «Человек для себя». Формальным критерием различия является источник моральных ценностей. Если источником является авторитет (Бог, царь, пророк, правящая партия, традиция, обычай, родители– этика авторитарная. Если сам человек – гуманистическая.
Авторитарная этика навязывает человеку свое понимание хорошего и плохого, человек признается неспособным самому определить эти понятия, высшим порок считается непослушание системы, отступ от нее, несоответствие, а высшей добродетелью - следование заданным образцам поведения, конвейерное, массовое послушание.
Гуманистическая этика полностью противоположна. Она ставит своей целью благоденствие человека, наивысшая цель для нее - человеческая жизнь. За человеком признается наличие разума, свободы воли, воображение - что становится не только достоинством, но и бременем, т. к. эти составляющие надо достойно реализовать. Гуманистическая этика провозглашает человека венцом природы и земным королем, а в смысле признания, что все составляющие жизни человека, особенно его ценностные суждения и восприятие окружающего мира коренится в его образе жизни, завязаны в его повседневности, личном пространстве, и только учитывая, пытаясь понять это - можно приблизиться к пониманию настоящей картины мира. Гуманистическая этика как любое стремление к прекрасному и идеальному крайне плохо уживается с жесткими реалиями нашей жизни. Может возникнуть множество контрапунктов, доказывающих нереальность и утопичность воплощения в жизнь гуманистической этики. Самые популярные из них касаются вопросов ценностей как заданных идеалов, которые распространяются на множество людей и имеют абсолютный характер, а также вопросы о сущности человека как такового. Эта проблема ценностей существует давно. Однако, Фромм сразу же делает объяснение, говоря, что для него ценность не будет абсолютной в значении полностью объективно значимой, точно также как в методах социологических исследованиях, которые основаны на значении вероятности и доверяют этому значению, которое отнюдь не значит 100%. Весь упор делается в проблему изначального выбора - для чего. В основе любой серьезной деятельности «лежит аксиома, являющаяся результатом акта выбора, а именно, утверждения цели деятельности в качество желаемой». Для человека на самом начальном историческом этапе своего развития главной целью являлся долг быть живым, который затем по мере развития его жизни, жизни вокруг и внутри него, превратился в долг быть самим собой. Именно этот лозунг как наивысшую ценность берет гуманистическая этика.
Согласно Фромму, авторитарное сознание соответствует фрейдовскому супер-эго. Это голос внешнего авторитета, такого, как родители; страх перед наказанием и надежда на поощрение. Хорошее или плохое поведение ребенка зависит единственно от хороших или плохих качеств авторитарных фигур. Сила авторитарного сознания продолжает оставаться в связи с внешним авторитетом. Если внешние фигуры сходят со сцены, сознание ослабевает и теряет силу. В то же время сознание влияет на представление человека о внешних авторитетах, так как существует потребность в идеалах, и проецирует свой образ совершенства на авторитеты. Содержание авторитарного сознания имеет в основе приказания и табу; его сила коренится в эмоциях страха и восхищения авторитетом.
Гуманистическое сознание представляет
самого индивида. Это реакция целостной
личности на правильное или неправильное
функционирование в соответствии с
собственным пониманием успехов
и неудач в искусстве жизни. Гуманистическое
сознание выражает собственные интересы
человека и его целостность. Цель
такого сознания состоит в продуктивности
и счастье. Когда самость не реализована,
возникает чувство вины, и оно
проявляется в страхах
Данная теория не является оторванной от жизни, она направлена на решения конкретных задач, а именно на ликвидацию последствий неконтролируемого развития материального мира, которое спровоцировало замешательство и потерянность обычного человека, потерю знания о своем предназначении, принятие ложных иррациональных ценностей, которые не могут помочь ему в продуктивной реализации себя. Возвращение к себе, реализация своего назначения будут возможны только в рамках гуманистической этики и только для продуктивного человека.
В одном и том же человеке сочетается и авторитарная и гуманистическая совесть. Вопрос в том, какую он слышит отчётливее. Любое общество живёт по законам как авторитарной, так и гуманистической этики. Вопрос в том, какая из них сильней. И какая для тебя важнее.
Информация о работе Авторитарная и гуманистическая этика от Э. Фромма