Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:19, контрольная работа
Гражданская война завершилась. Наступил долгожданный мир. Однако страну начала 20-х гг. можно было сравнить с избитым до полусмерти, тяжело больным человеком. Промышленное производство по сравнению с 1913 г. сократилось в 7 раз, валовая продукция сельского хозяйства составила лишь две трети довоенной, население уменьшилось более чем на 10 млн. человек.
1.Введение
2.Сущность новой экономической политики
3.Значение новой экономической политики
4.Противоречия новой экономической политики
5.Общественно-политическая жизнь
6.Внутрипартийная борьба
7.Заключение
8.Литература
Содержание
1.Введение
2.Сущность новой экономической политики
3. Значение новой экономической
политики
4. Противоречия новой экономической политики
5. Общественно-политическая жизнь
6. Внутрипартийная борьба
7. Заключение
8.Литература
Введение
Гражданская война завершилась. Наступил долгожданный мир. Однако страну начала 20-х гг. можно было сравнить с избитым до полусмерти, тяжело больным человеком. Промышленное производство по сравнению с 1913 г. сократилось в 7 раз, валовая продукция сельского хозяйства составила лишь две трети довоенной, население уменьшилось более чем на 10 млн. человек.
Первоначально большевистские планы возрождения России исходили из «военно-коммунистической» парадигмы и были сориентированы на использование прямого государственного принуждения. Однако эта стратегия вызвала растущее сопротивление народа, прежде всего крестьянства. Поскольку угроза реставрации дореволюционных аграрных отношений исчезла, то крестьянам не было смысла даром отдавать хлеб властям по продразверстке. Начались крестьянские восстания, охватившие Украину, Кубань, Дон. Крупным движением стала «антоновщина» в Тамбовской губерния. Апогеем сопротивления явился Кронштадтский мятеж, где моряки Балтийского флота выступили под лозунгами «Власть Советов без коммунистов», «Свободу торговле». Эти события, а также крушение надежд на скорое свершение мировой революции и, в связи с этим, государственную помощь западного пролетариата, побудило лидеров большевиков к поиску внутренних факторов стабилизации и проведению более гибкой линии в отношении российского крестьянства.
1. Сущность новой экономической политики
В марте 1921 г., в разгар Кронштадтского мятежа, 10-й съезд РКП (б) принимает решение о замене продразверстки продналогом – это было началом введения новой экономической политики (нэп). «Военно-коммунистическая» модель перехода к социализму начала заменяться нэповской.
Однако историческое время нэпа пробило намного раньше марта 1921 г. Пересмотра отношений с крестьянством добивались авторы платформы РСДРП «Что делать?» (июнь 1919 г.), в 1918–1920 гг. неоднократно протестовали против крайностей проддиктатуры Л. Каменев, А. Рыков и Ю. Ларин (М. Лурье).
Последний в январе 1920 г. получил поддержку III Всероссийского съезда народного хозяйства, но за ересь был выведен из состава президиума ВСНХ. В феврале-марте 1920 г. ЦК РКП (б) отверг записку Л. Троцкого о введении натурналога и товарообмена. В недрах губпродколлегий Самарской, Северо-Двинской, Смоленской и других губерний, Кубани, Прикамья и автономии немцев Поволжья за год до нэпа вызревали проекты поощрения крестьянства за сдачу хлеба государству. С продовольственными органами конфликтовали коммунисты Тамбовской, Пензенской, Вологодской и других губерний. В дни уборки урожая 1920 г. о сильном недовольстве земледельцев сигнализировали партработники армии, флота и ЧК. Много писем приходило в Москву из глубинки от рабочих и крестьян. 5 сентября 1920 г. Н. Осинский в «Правде» призвал пойти на уступки крестьянству в вопросе о налоге. Меньшевики и эсеры – делегаты VIII Всероссийского съезда Советов от имени крестьянства внесли предложения о либерализации продовольственной политики в соответствии с пожеланиями деревни. Фактически продовольственные ресурсы целого ряда потребляющих регионов были на грани исчерпания еще в начале 1920 г., что являлось весомым поводом для резолюции, принятой только 15 марта 1921 г.
Нэп – это комплекс социально-экономических мер: разрешение товарно-денежных отношений, свободного найма труда, концессий, упорядочение финансовой системы, создание нового механизма управления экономикой на основе рынка и хозрасчета и в целом отказ от понимания социализма как безраздельного господства государственной собственности.
Новая модель была рассчитана на экономическое, материальное стимулирование развития производительных сил. Партия большевиков, признавая формационную отсталость страны, решила использовать нэп для создания необходимых предпосылок социалистического строительства. Посредством использования рынка она рассчитывала восстановить разрушенную экономику, обеспечить подъем производительных сил, снять социальную напряженность.
Автором идеи нэпа долгое время признавался В.И. Ленин. В 1921 г. в брошюре «О продналоге» он писал, что принципы нэпа были разработаны им еще весной 1918 г. в работе «Очередные задачи Советской власти». Действительно, определенная связь между идеями 1918 и 1921 гг., конечно, есть. И все же бросается в глаза разная расстановка акцентов. Если в 1918 г. предполагалось строить социализм путем максимальной поддержки и укрепления социалистического (государственного) сектора наряду с использованием элементов государственного капитализма при противостоянии частному капиталу и «мелкобуржуазной стихии», то теперь говорится о необходимости привлечения для нужд восстановления (а позже и строительства нового общества) других форм и укладов. Но было бы ошибкой связывать нэп только с именем Ленина. Идеи о необходимости изменения проводимой большевиками хозяйственной политики постоянно высказывались наиболее трезвыми и дальновидными людьми, независимо от их политической принадлежности, например, видным экономистом Б.Д. Бруцкусом в ряде публичных выступлении и статей; о том же говорили лидеры меньшевиков, других политических партий.
Конкретные шаги по внедрению экономических стимулов в народное хозяйство начались с весны 1921 г. Первая проблема, которую срочно надо было решать, – как выйти из разрухи, восстановить промышленность, накормить город. Это могло быть обеспечено только постоянным и стабильным поступлением сельскохозяйственных продуктов из деревни. Необходимо было заинтересовать крестьянина в расширении производства. Поэтому решено было заменить разверстку введением государственного налога на сельское население. Налог устанавливался в натуральном виде, объявлялся заранее и должен был взиматься в форме прямого продуктообмена с городом при использовании старого распределительного аппарата, созданного в период «военного коммунизма». Но из этого ничего не вышло. Понадобилось введение, рынка и товарно-денежных отношений с постепенным наращиванием их оборотов. В 1924 г. продналог был заменен единым сельскохозяйственным налогом, взимаемым преимущественно в денежной форме. Переход к рыночным отношениям поставил вопрос о допущении в народное хозяйство частника. Необходимо было решить вопрос о новом поощрении госкапитализма в форме концессий, стимулировании кооперации.
Следующим шагом стало разрешение свободы торговли, частичная денационализация мелкой и средней промышленности в городах, децентрализация управления государственной экономикой с введением хозяйственной самостоятельности (хозрасчета) крупных объединений государственных предприятий – трестов. В российскую экономику допускался также иностранный капитал в форме концессий (разрешение на разработку природных ресурсов). В 1924–1925 гг. была разрешена аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. В руках государства при этом остались так называемые «командные высоты» – крупная и средняя промышленность, транспорт, банки, внешняя торговля.
Для упорядочения и оздоровления финансов в конце 1921 г. был образован Государственный банк. Ему с 1922 г. было предоставлено право выпуска банковских билетов – червонцев. Денежное хозяйство велось на основе жесткого недопущения бюджетного дефицита и осторожной эмиссионной политики. В 1924 г. финансовая реформа была завершена. Рубль как денежная единица укрепился и внутри страны и на мировом рынке.
Уже первые мероприятия в рамках нэпа начали оказывать благотворное влияние на экономику. Однако в 1921 г. начался голод, охвативший 25 хлебопроизводящих губерний Поволжья, Дона, Северного Кавказа и Украины. Ослабленные годами бедствий и войны крестьянские хозяйства не могли противостоять засухе и неурожаю. 6 млн. крестьянских хозяйств фактически вышли из строя. Голод сопровождался вспышками эпидемий: тифа, малярии. Убыль населения в республике составила, по некоторым оценкам, около 8 млн. человек (около 6% населения). Тысячи людей бежали из пораженных бедствием районов. Увеличилось число нищих, бродяг, сильно возросла детская беспризорность. Голод в Советской России 1921/1922 г. известен как один из самых опустошительных в мировой истории.
Для борьбы с голодом были мобилизованы все учреждения, предприятия, кооперативные, профсоюзные, молодежные организации, Красная Армия, была образована Центральная комиссия помощи голодающим (Помгол). Несмотря на ужасающие последствия голода, все же в результате принятых мер в 1922 г. удалось засеять 75% посевных площадей в пострадавших районах.
2. Значение новой экономической политики
В 1923 г. начался первый кризис нэпа, вызванный «ножницами цен»: из-за несогласованности действий органов хозяйственного управления произошел резкий скачок цен на промышленные товары массового спроса по отношению к ценам на сельскохозяйственную продукцию. Кризис был разрешен вмешательством государственных органов, которые форсированием закупок хлеба на экспорт повысили закупочные цены на сельскохозяйственное сырье и снизили (примерно на 30%) цены на промышленную продукцию.
К середине 1920-х гг. предприятия легкой и пищевой промышленности в стране в основном восстановили довоенные объемы производства.
С переходом к нэпу государство предоставило возможность для развития различных форм кооперации. Наиболее быстро становилась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Однако и другие формы, как-то: снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная – получили стимулы для своего роста. Деятельность кооперативных объединений финансировалась сетью кооперативных и коммерческих банков. Не без влияния последних высказываний Ленина о кооперации был изменен ее статус. Теперь она стала относиться к социалистическому сектору народного хозяйства.
Отношение населения к нэпу было неоднозначными, Этой политикой была недовольна значительная часть партийного и государственного руководства, воспитанная в духе «революционного штурма» и военно-коммунистической идеологии, служащие госаппарата, поставленные перед угрозой сокращения. Нэп отрицали левацки настроенные интеллигенты. В период нэпа постоянно росли ряды безработных, вызывая недовольство тех, кто рисковал попасть в их число. В среде крестьянства тоже не было единства, роптали те, кто не особенно был настроен на систематический труд или попал в сложные жизненные обстоятельства. Недовольны были те, кто рассчитывал на быстрое воплощение в жизнь тех обещаний, которые щедро раздавались в период революции.
В городской жизни 1920-х гг. наблюдалось оживление и рост слоя мелких и средних предпринимателей – нэпманов, владельцев торговых заведений, мастерских, булочных, кафе, ресторанов. «Новые капиталисты» были полностью лишены политических прав. Подобная обстановка создавала у нэпманов ощущение зыбкости, временности, неустойчивости происходящего.
В российской деревне в 1920-х гг. наметились некоторые позитивные сдвиги. Однако было ясно: решение аграрного вопроса заключалось не только в количестве земли, предоставленной в пользование, а в целом ряде социально-экономических причин. Политика сдерживания с помощью прогрессивного налогообложения зажиточных элементов и помощи малоимущим объективно вела к осереднячиванию крестьянства. Середняцкие хозяйства – это, чаще всего, хозяйства малотоварные, потребительские. Создание в деревне рачительного и культурного хозяина требовало значительных затрат на развитие сельского хозяйства. Однако представление о том, как это можно сделать, было весьма противоречивым. Выдвинутый Бухариным лозунг «Обогащайтесь!» был неприемлемым в русле официальной политики и господствующего в обществе менталитета. До поры до времени два десятка миллионов крестьянских хозяйств могли еще покрывать потребности сравнительно небольшого городского населения и восстанавливающейся промышленности, но рано или поздно вопрос об ускорении развития сельскохозяйственного производства должен был встать на повестку дня.
Летом-осенью 1921 г. был восстановлен принцип платности услуг транспорта, почты, телеграфа и жилищно-коммунального сектора, начато возрождение местных бюджетов. В практику СТО и СНК вошло издание наказов о деятельности советских учреждений, проведении в жизнь начал нэпа.
Переход от одного этапа революции к другому явился серьезным испытанием для Советской власти. После неурожая 1921 г. крестьяне почти без всякого насилия сдали по продналогу 1922 г. сотни миллионов пудов хлеба. В городах появились продукты, образовался задел для вывоза зерна за границу, определенную часть средств удалось сберечь для подъема тяжелой промышленности. Фабричные рабочие возвращались из деревень в города, остановилось сокращение численности рабочего класса. Реформы внесли в общество заметное успокоение.
3. Противоречия новой экономической политики
Нэп позволил достаточно быстро восстановить российскую экономику после колоссальных разрушений Первой мировой и гражданской войн. Уже в 1925 г. сборы хлебов превысили среднегодовые показатели 1909–1913 гг. примерно на 20%. Через год на довоенный уровень вышло животноводство. В промышленности довоенные показатели в целом были достигнуты к 1926–1927 гг. Была проведена денежная реформа, укрепившая российскую денежную единицу. В то же время, несмотря на достигнутые успехи, нэп страдал целым рядом противоречий, в конечном счете, разрушивших эту экономическую систему.
Прежде всего, допустив определенную свободу в сфере экономики, большевики вовсе не собирались поступаться государственной властью. Официальным курсом партии оставалась ликвидация капиталистических отношений и строительство в России коммунизма. Предприниматели и зажиточные слои объявлялись «эксплуататорскими элементами», подвергались всяческим ограничениям, лишались избирательных прав. В этих условиях частный капитал, не имевший Арочных гарантий, уходил из промышленности в сферы обслуживания и торговли. Частные предприятия в середине 1920-х годов контролировали 53% розничного товарооборота и в то же время производили лишь 5% промышленной продукции. На долю концессий с участием иностранного капитала в российской промышленности приходились сотые доли процента.
Вторым важнейшим противоречием нэпа был взятый властями курс на перераспределение средств сельского хозяйства в пользу промышленности – как для наращивания военной мощи страны, так идея расширения государственного сектора экономики, служившего опорой Советской власти. Перераспределение достигалось занижением закупочных цен государства на продукцию сельского хозяйства и завышением отпускных цен на промышленные товары («ножницы цен»). В результате возникали периодические кризисы хлебозаготовок, когда крестьяне отказывались продавать хлеб государству на явно невыгодных условиях.