Столыпинская аграрная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

начале XX в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности – угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции, Германии Англии и других стран). Он широким потоком устремился в ряд передовых отраслей промышленности, а также в сферу банковского капитала.

Содержание

Социально – экономическое развитие России в начале XX в.
- уровень индустриализации;
- урбанизация;
- уровень образования населения;
- российский монополистический капитализм;
Столыпинская аграрная реформа, её основные направления.
- деятельность крестьянского банка;
- разрушение общины и развитие частной собственности;
- переселение крестьян в Сибирь;
- кооперативное движение;
- агрокультурные мероприятия;
- результаты реформы;
Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

история экономики 1.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

 

 

План

  1. Социально – экономическое развитие России в начале XX в.

- уровень индустриализации;

- урбанизация;

- уровень образования  населения;

- российский монополистический  капитализм;

 

     2. Столыпинская аграрная реформа, её основные направления.

- деятельность крестьянского банка;

- разрушение общины  и развитие частной собственности;

- переселение крестьян  в Сибирь;

- кооперативное движение;

- агрокультурные мероприятия;

- результаты реформы;

      3. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическое развитие России в начале XX в.

В начале XX в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности – угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции, Германии Англии и других стран). Он широким потоком устремился в ряд передовых отраслей промышленности, а также в сферу банковского капитала. Банки все активнее вкладывали свои средства в производство, способствуя развитию новых форм организации хозяйства – монополий (трестов, синдикатов). При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула и быт (швейные машинки Зингера).

В экономике страны усиливалась тенденция к концентрации и специализации. Создавались новые крупные промышленные центры в районах Донбасса, Баку, Северного Кавказа, на территории Польши. Складывались зоны производства экспортной продукции (Прибалтика, Причерноморье, Сибирь).

Высокая активность отечественного и иностранного частного капитала сочеталась с сохранением значительной роли государства в развитии экономики. Принимая меры по защите отечественных  товаропроизводителей (таможенные тарифы), делая крупные бюджетные вливания в ведущие отрасли металлургию, машиностроение, железнодорожное строительство, государство одновременно укрепляло казенный сектор (железные дороги, оружейные и судостроительные заводы). Таким образом, в хозяйстве страны наряду с отживающими социально – экономическими укладами (первобытнообщинным, феодальным) быстро укреплялся предпринимательско – буржуазный, представленный различными свободно конкурирующими формами собственности. Менялся облик Санкт – Петербурга. На окраинах столицы возникали крупные предприятия судостроения и машиностроения. Город играл все более активную роль во внешней торговле, в сфере финансового капитала. Множились банки, страховые компании.

Москва также укрепляла  свои позиции крупнейшего торгового  и промышленного центра. Наряду с  традиционными отраслями (текстильной, пищевой) бурно развивалось машиностроение, химия, металлообработка, полиграфия. Изменился и внешний вид города. Развернулось бурное строительство крупных магазинов, ресторанов, страховых обществ, банков, особняков разбогатевших предпринимателей, доходных домов. Строились первые «высотки» - дома в 6 – 10 этажей. Создавалась широкая водопроводная и канализационная сеть, для освещения улиц стали использовать электричество.

В условиях появления  новых тенденций в экономике  возрастала потребность в самоорганизации всех классов и социальных слоев, их политических партий.

К началу XX в. Российская империя по размеру территории – 22,2 млн. км2 (16,8% обитаемой суши) – занимала второе место, уступая только Британской империи (31,9 млн. км2). Центральная часть российской империи состояла из 29 европейских губерний с преобладанием русского населения – это так называемая Великороссия. С запада к ней примыкали 15 губерний, населенных преимущественно родственными восточно – славянскими народами – украинцами и белорусами, имеющими с русскими общие историко-этнические корни и религию – православие. Вместе эти губернии составляли Европейскую Россию. С востока к Великороссии примыкали 12 сибирских и дальневосточных, а с юга – 3 северокавказские губернии и области, где большинство населения составляли переселенцы из европейской России и их потомки.

С точки зрения военного фактора положение Российской империи  было очень уязвимым в силу ее материкового расположения на севере и в центре Евразии, особенно по сравнению с другими державами. Так, США находились за пределами двух океанов – Тихого и Атлантического, Великобритания и Япония – на островах, что делало их практически недосягаемыми для сухопутных армий противника, представлявших основной вид вооруженных сил начала XX в.

Поэтому в силу своего геостратегического положения Россия была вынуждена содержать самую  большую по численности (в мирное время) армию, доходившую в отдельные  периоды до 1,4 млн. человек.

К 1914 г. по сравнению с  переписью 1897 г. население Российской империи увеличилось примерное на треть. По численности населения – 185,2 млн. (10% от общемировой) – Российская империя занимала третье место после Британской империи и Китая.

Однако по такому показателю, как плотность населения – 8,3 человека на 1 км2, Российская империя уступала многим странам мира. В этническом отношение население империи состояло из 80,5 млн. русских (43.4%), 33,4 млн. украинцев (18,1%), 7,4 млн. белорусов (4%), которые суммарно составили свыше 121 млн. человек (65,5%), численность же других народов и народностей достигала 64 млн. человек, что составляло одну треть населения империи. Надо отметить, что в начале XX в. в Российской империи не было крупных волнений на национальной почве. Правда, по-прежнему демонстрировали сепаратистские настроения поляки, болезненно реагировали на малейшие попытки посягательства на свою конституцию финны, не прекращались внутренние трения среди кавказских народов.

  • Уровень индустриализации.

Индустриальное общество характеризуется прежде всего следующими показателями:

- преобладанием доли  промышленной продукции в национальном  доходе;

- преобладание городского  населения над сельским;

- высоким уровнем грамотности  населения.

Каковы же были эти  показатели в Российской империи  к 1914 г.? национальный доход страны равнялся 16,4 млрд. рублей (7,4% от общемирового). По этому показателю Россия занимала 4 место после США, Германии и Британской империи. Однако по темпам прироста национального дохода Россия опережала многие страны, а в отдельные периоды, например с 1908 по 1916г., они были самыми высокими в мире (свыше 7%).

По валовому промышленному  производству – 5,7 млрд. рублей (3,8% от общемирового) – Российская империя уже уступала и Франции, находясь на пятом месте  в мире.

Однако уровень развития страны характеризуют не столько количественные, сколько качественные показатели. По этим позициям Российская империя значительно уступала ведущим странам мира. Так, национальный доход в расчете на одного человека составлял 89 руб. в год, что было в 5 – 8 раз меньше, чем в развитых странах. По объему промышленного производства на одного человека и уровню производительности труда в промышленности Россия также уступала этим странам в 5 – 10 раз.

Слой крупной буржуазии  оставался очень тонким. Предпринимателей с доходом более 10 тыс. руб. насчитывалось вместе с членами семей до 200 тыс. человек, что составляло 0,1% от 150-миллионного населения страны. В Москве к этой группе относилось не более 1,5% населения. Многомиллионными состояниями владели потомственные династии Морозовых, Боткиных, Третьяковых, Рябушинских, Смирновых, Мамонтовых.

По длине железных дорого Российская империя занимала второе место в мире, уступая только США (правда в 5 раз). Однако качественные показатели (такие, как протяженность  железных дорог на 100 км2) были намного ниже, чем в европейских странах.

В целом же модернизационные процессы охватывали лишь незначительный сектор народного хозяйства. Они  почти не коснулись глубинных  пластов народной жизни.страна оставалась преимущественно аграрной. Сельское хозяйство давало 51% национального дохода, промышленность – 28%, остальное приходилось на торговлю и транспорт. На мировом рынке Россия выступала главным поставщиком сельскохозяйственных продуктов.

  • Урбанизация.

По такому важному  качественному показателю, который наиболее ярко отражает процесс перехода общества от аграрного к индустриальному, как степень его урбанизации (доля городского населения), Российская империя оставалась сельской страной. В городах проживало свыше 30 млн. человек (18% населения). При этом треть городских жителей сосредоточивалась в крупных городах. Значительная часть населения проживала в небольших торгово-ремесленных городах и не была связана с работой на промышленных предприятиях. Вместе с тем большое число промышленного и промыслового населения страны продолжало оставаться в деревне.

Тем не менее, несмотря на значительные сдвиги во всех сферах российского  общества конца XIX – начала XX в., Россия значительно отставала от развитых держав. Несоответствия между объективными потребностями и существовавшим уровнем экономического, политического и культурного развития страны настоятельно требовали от власти радикального обновления, модернизации России.

  • Уровень образования населения.

Уровень образования  только 20% российского населения соответствовал общеевропейским стандартам элементарной грамотности, лишь 30% детей регулярно обучались в школе.

В тоже время наблюдалась  значительная тяга всех слоев населения  к получению образования. Государственные  расходы на народное образование с 1900 по 1915г. увеличились более чем в 5 раз. Правительство имело намерение ввести всеобщее начальное образование. Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. Значительно расширилась сеть коммерческих училищ, в которых было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек. В 1908 г. в Москве на средства и по инициативе либерального деятеля народного образования генерала А.Л.Шанявского был открыт народный университет, получивший его имя. В университет принимались все желающие, достигшие 16 лет, без предъявления какого-либо свидетельства о предыдущем образовании. Университет имел два отделения: на научно-популярном давалось общее среднее образование, на академическом – высшее. В университете им. А.Л.Шанявского читали лекции крупнейшие ученые России. В 1912 г. в нем обучалось 3600 студентов. В тоже время расширилась сеть традиционных высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Для обеспечения намеченной реформы начальной школы были открыты педагогические институты в Москве и Петербурге. К 1914 г. в России насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек.

  • Российский монополистический капитализм.

В конце XIX – начале XX в. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Выход из него был мучительным и трудным, но в то же время он продемонстрировал высокие адаптационные способности капиталистического производства. Ответом капиталистической экономики на разрушающие последствия кризиса, обусловленных свободной конкуренцией, стало создание монополистических объединений. И если европейское индустриализированное сознание с большим трудом воспринимало новые явления в экономике, то в России этот процесс принял как бы естественный характер. Российская экономическая система в силу своих особенностей (традиционно сильные позиции государственного сектора, изначально высокий уровень концентрации производства, широкое проникновение иностранного капитала и пр.) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям. Первые монополистические объединения появились в России еще в 80-е гг. XIX в. А в начале XX в. они становятся основой промышленной жизни страны. Монополистические союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. В соответствии со своими основными функциями монополии имеют различные формы: синдикаты, картели, тресты, концерны.

Преобладающей формой монополистических  союзов в России были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков, контор по продаже товаров и т.п. однако перед первой мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.

Возникшие в России монополии  тотчас же повели борьбу за полное подчинение своему господству ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат «Продамет», объединявший в 1901 г., в момент своего возникновения, 12 металлургических заводов юга  России, 1904 г. контролировал сбыт 60%, а в 1912 г. – около 80% металлургической продукции страны. Синдикат «Продуголь» контролировал почти всю каменноугольную промышленность, синдикаты «Провагон» и «Гвоздь» держали под контролем от 90 до 97% соответствующей продукции, производимой в России, картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.

Одновременно шел процесс  монополизации банков. Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г. сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укрепления позиций российских банков меняется и их место в экономике страны – они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.

Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского  и промышленного капиталов и  появлению финансового капитала. Активней всего этот процесс шел  в тяжелой промышленности. Так, под  эгидой Петербургского международного банка возникли тресты «Коломна-Сормово» и «Наваль-Руссуд»; с сфере интересов Руссоко-Азиатского банка оказался военно-промышленный концерн,организационным центром которого был Путиловский завод. Облегченным оказался для России проходивший во всех индустриальных странах процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма. Так, правительство, например, активно занималось регулирование сахарного производства, пойдя на этот шаг под влиянием настойчивых просьб сахарозаводчиков.

Кустарная Россия. В то же самое время целые пласты русской  экономической жизни оказались  вне зоны модернизации. Речь идет о той кустарной, ремесленной и промысловой России, которая существовала как бы параллельно с фабрично-заводским производством, являясь, по сути придатком сельского хозяйства. И хотя крупная фабрично-заводская промышленность занимала в целом ведущее место (стоимость валовой продукции - 7,3 млрд. рублей, число предприятий – 29,4 тыс.), мелкая промышленность имела устойчивые позиции в российской экономике. На 150 тыс. предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн. рублей в год. А в зимние месяцы занимались промыслами еще 3,5 – 4 млн. человек. В таких отраслях, как хлебопекарня, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких заведений. Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей и ремесленников.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа