Специфика развития рыночных отношений в России в начале XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы развивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупной машинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в то время как в развитие промышленного производства проходило в условиях длительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкое распространение получила домашне-капиталистическая система фабрики, что было связано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих, тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм».

Содержание

Введение………………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
1.1 Промышленность………………………………………………….4стр.
1.2 Сельское хозяйство………………………………………………..6стр.
1.3 Транспорт и финансы……………………………………………..8стр.
Глава 2. Особенности промышленного переворота
2.1 Проблемы транспортной революции………………………….10стр.
2.2 Утверждение текстильной фабрики…………………………….13стр.
2.3 Трудности перестройки тяжелой промышленности………….16стр.
Заключение…………………………………………………………...19стр.
Список используемой литературы…………………………………21стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

кр история экономики.docx

— 43.17 Кб (Скачать документ)

К концу 60-х годов XIX в. железнодорожный  транспорт стал занимать решающее место  в грузообороте России. Создание первой сети железных дорог в пореформенной  России превратило железнодорожный  транспорт в важнейшую отрасль  общественного производства, от уровня развития его организации, техники  и экономики стала зависеть торгово-промышленная жизнь капиталистически развивающейся  страны. С конца 70-х годов остро встал вопрос о коренной реорганизации железнодорожного хозяйства в плане его централизации и огосударствления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Утверждение текстильной фабрики.

В начале пореформенной  эпохи российская текстильная промышленность в целом находилась на мануфактурной стадии развития. Здесь были накоплены значительные капиталы и сложились первые кадры квалифицированной рабочей силы, имелся широкий рынок сбыта надежно защищенный охранительными таможенными пошлинами. Капитал, вложенный в текстильное производство, оборачивался быстрее и давал более эффективный результат, чем на фондоемких предприятиях тяжелой промышленности. Эти важные факторы обеспечивали большие и надежные прибыли, привлекали в эту ведущую отрасль экономики значительные внутренние и иностранные капиталы, способствуя быстрому развитию текстильной промышленности в пореформенную эпоху. Среди отраслей текстильной промышленности пореформенной России ведущим продолжало оставаться передовое хлопчатобумажное производство. Накануне реформы 1861 г. на предприятиях хлопчатобумажной отрасли было сконцентрировано свыше 54 % всех рабочих-текстильщиков, производивших до 68 % всей ценности производства текстильной промышленности России. В 1879 г. хлопчатобумажное производство продолжало сохранять ведущих позиции: здесь был сосредоточен 51 % всех рабочих текстильщиков, производивших 55,4 % ценности текстильного производства.

Широкое применение системы  домашне-капиталистического труда в Центральном промышленном районе тормозило технический прогресс хлопчатобумажного производства. Низкий уровень техники поддерживался стабильно высокими ценами на хлопчатобумажные изделия на внутреннем рынке, на котором господствующие позиции принадлежали крупному капиталу, диктующему цены. Несмотря на широкое использование крепостнических пережитков крупным капиталом, в ходе капиталистической конкуренции и развивавшегося рабочего движения усиливались объективные процессы, обусловливающие внедрение системы машин и механизации труда на хлопчатобумажных фабриках. За 14 лет, с 1866 по 1879 г., коренной поворот в становлении фабричио-машинного производства в хлопчатобумажной промышленности вызвал падение удельного веса ручных станков в производстве «фабричных» тканей более чем в 3 раза, численность ручных ткачей/на централизованных мануфактурах сократилась на 53 %.

На комбинированных прядильно-ткацких  фабриках за 1866-1879 гг. число механических ткацких станков возросло на 160,3 %, на средних механизированных ткацких  фабриках число механических ткацких станков возросло за указанный период на 422,7 %, что свидетельствует о крупных процессах перестройки этой отрасли. С 1859 по 1879 г., число механических ткацких станков на цензовых предприятиях увеличилось в 5,6 раза, а число ручных сократилось в 4,2 раза.

В 70-е годы особенно характерны экстенсивным развитием промышленной революции, когда все больше и  больше промышленных селений втягиваются в сложноподчиненную систему зависимости от крупного капиталистического производства. Таким образом, становление крупного фабричного производства в развитой хлопчатобумажной промышленности в первые пореформенные десятилетия сопровождалось двумя противоречивыми процессами: с одной стороны, в ходе обострившейся конкурентной борьбы усилилась массовая ликвидация самостоятельных мануфактурных предприятий, а с другой - крупный фабричный капитал широко использовал выгодную ему систему ручного труда домашних закабалённых  рабочих.

Общие условия развития российского  капитализма, отягощенного пережитками крепостничества, давили даже на такую передовую отрасль промышленности, как хлопчатобумажное производство, в значительной степени обусловливая живучесть отсталых форм и застойность капиталистической организации производства. Это явление нашло свое отражение в низкой энерговооруженности труда, слабых темпах модернизации технического оборудования и застойности производительности в общероссийских масштабах.

Защищенные стеной покровительственных таможенных тарифов от иностранной конкуренции, российские капиталисты в условиях слабости рабочего Движения и крайней дешевизны рабочей силы предпочитали экстенсивные формы развития предприятий, связанные с максимальной эксплуатацией живого труда и длительным использованием промышленного оборудования. В результате в первый пореформенный период развития российского капитализма главной тенденцией роста промышленного производства являлся непрерывный рост абсолютного числа рабочих в текстильной промышленности при низких темпах машино-, фондо- и энерговооруженности труда.

В отличие от западноевропейских стран, где внедрение машинного  производства сопровождалось резким падением цен на фабричную продукцию, в России крупный капитал широко использовал выгоды охранительного таможенного протекционизма и господствовал на внутреннем рынке. Внедрение машинного производства в хлопчатобумажной промышленности России значительно удешевило себестоимость продукции, однако цены на внутреннем рынке держались на относительно высоком уровне.

Текстильная промышленность России в 60-70-х годах XIX в. переживала сложный переходный период от мануфактуры  к фабрике. 

2.3 Трудности перестройки  тяжелой промышленности.

В первые пореформенные десятилетия наиболее сложно и противоречиво шла технико-экономическая перестройка предприятий тяжелой индустрии, являвшихся основой военно-промышленного потенциала страны. Длительный застой и отсталость производства были характерны для базисной отрасли - черной металлургии России.

К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских округов Урала  оказались полностью несостоятельными и были переданы в казенное управление либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские частные заводы достигли уровня 1860 г. по выпуску чугуна, а  железа лишь к 1872 г. Резкий подъем горнозаводской промышленности, возможно, было осуществить  только на основе современной технической  реорганизации производства. Но уральские  заводовладельцы, основывая свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своём владельческом праве, впервые пореформенные десятилетия почти ничего не сделали в деле технической реконструкции заводов. Техническому прогрессу в российской металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные десятилетия.

Начиная со второй половины 70-х годов, царское правительство  прилагало большие усилия, чтобы  наладить внутреннее производство продукции  тяжелой промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства. Золотой «дождь» в  виде разного рода премий и субсидий из государственной казны способствовал  организации в начале 70-х годов 8 передельных рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных  заводов.

В правительственных инстанциях была разработана новая система  стимулирования роста внутреннего  сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казенных заказах по повышенным ценам и денежных премиях. В первые пореформенные десятилетия в противоречивой форме шло развитие российского машиностроения. Перестройка промышленности на рельсы фабрично-машинного производства, железнодорожное строительство в этот период требовали огромного количества машинного оборудования. Под давлением фабрикантов царское правительство разрешило беспошлинный ввоз паровых, текстильных и прочих машин. В то же время в целях стимулирования развития отечественного машиностроения в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела в России», в которых указывалось, что владельцы машиностроительных заведений, действующих паровыми и гидравлическими двигателями, могут получать дозволение на беспошлинный пропуск им из-за границы чугуна и железа в количестве необходимом для выделывания на их заведениях машин и фабричных принадлежностей.

За 1860-1879 г. наблюдался усиленный  рост машиностроительных и механических заводов в России. Число машиностроительных заводов возросло почти в 2, а суммарная ценность производства в 6,5 раза. 

Слабость капиталистически организованной топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что большинство военных, механических и специализированных железнодорожных мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта.

Покровительственная система  финансового стимулирования, казенных заказов и таможенных льгот для  «насаждения» отечественного машиностроения в результате оказалась малорезультативной и неперспективной для промышленного прогресса страны.

К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой энергетике, на долю которой приходилось около 7 % общей мощности паровых двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства.

В переходный период становления  российского капитализма еще  не сложилась его материально-техническая  база. В стране не хватало фабрично-заводских предприятий тяжелой индустрии, создающих средства производства для средств производства.

В условиях бурного роста  тяжелой индустрии мирового капитализма, олицетворяющей мощь капиталистической экономики, низкие темпы развития российской топливо металлургической и машиностроительной промышленности вели к обострению противоречий и создавали напряженность в экономическом развитии страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для России начало XIX века - величайшая переломная эпоха. Следы этой эпохи  грандиозны в судьбе российской империи. С одной стороны это - пожизненная  тюрьма для большинства ее граждан, где народ находился в нищете, а 80% населения оставалось неграмотным.

Если посмотреть с другой стороны, Россия в это время- это  родина великого, противоречивого, освободительного движения от декабристов до социал-демократов, которое дважды приводило страну вплотную к демократической революции. В начале XIX века Россия спасла Европу от разрушительных войн Наполеона и  спасла балканские народы от турецкого  ига.

Развитие сельского хозяйства  носило экстенсивный характер. Осваивались  земли в центральной части  России и новые пространства на ее окраинах, наиболее интенсивно - на юге  Украины, в Заволжье и степном  Предкавказье. Площадь посевов с 1802 по 1860 гг. увеличилась с 38 до 58 млн. десятин. С 40-х годов начинают расширяться посевы картофеля, который становится профилирующей культурой. При низкой производительности труда и примитивных сельскохозяйственных орудиях производства господствовало подсечное земледелие и трехполье. Попытки применения новой агротехники при сохранении старых феодальных производственных отношений результата не давали и вели к усилению эксплуатации крестьянского труда.

Разложение крепостной системы  выразилось в развитии товарно-денежных отношении, которые разрушали натуральное  хозяйство, увеличении доли барской  запашки, переводе крестьян на промыслы и ослабление барщины.

Развитие и рост производительных сил происходили заметнее в промышленности. Мелкая промышленность была тесно связана  с крестьянскими промыслами. Основной формой крупного промышленного производства была мануфактура, но в 20-40 гг. начинается переход производства от мануфактур к фабрикам.

В результате технического переворота в текстильной и горнодобывающей  промышленности началось применение машин. Производительность труда выросла в 3 раза, на долю машинного производства приходилось 2/3 продукции крупной промышленности.

Новая машинная техника требовала  перехода к наемному труду. Основным поставщиком рабочей силы для  промышленности стал промысловый отход. Предприятия, на которых применялся крепостной труд в форме вотчины, стали терять профессиональных рабочих  и не выдерживали конкуренции  с фабричными производствами.

Развитие промышленности привело к изменению социального  состава общества. Городское население  за первую половину 19 в. выросло с 2,8 до 5,7 млн. человек, число городов - с 630 до 1032.

Государство начало активно  поддерживать помещичье хозяйство, раздавая дворянским предпринимателям крупные государственные заказы, предоставляя низкопроцентные кредиты  и передавая им во владение казенные предприятия.

Правительство субсидировало  строительство шоссейных и железных дорог. В 1837 г. была построена железная дорога между Петербургом и Царским  Селом, в 1851 г. - железная дорога Москва-Петербург, в 1859 г. - Петербург-Варшава.

В 40-е годы 19 в. в России действовало 4 тысячи ярмарок. Крупнейшая из них открылась в 1817 г. в Нижнем Новгороде. С конца 18 в. начались магазинная торговля и торговля в разнос.

Во внешней торговле основными  партнерами были Англия и другие европейские  страны. Вывоз капитала преобладал над ввозом (соответственно 226 млн. руб. против 206 млн. за 1856-1860 гг.), что объяснялось  протекционистской политикой государства.

Словом, Россия выглядела  в XIX веке на редкость разноликой, познала  и триумфы, и унижения.

 

 

 

Список используемой литературы

1.     История Отечества. Под редакцией В.М. Борисова, Г.Д. Комякова,  А.П. Березовского. Москва, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998.

2.     История Отечества. Под редакцией Г.З. Иоффе, В.И. Додонова. Москва, 1992.

3.     История России. Под редакцией Ш.М. Мунчаева. Москва, 1993.

4. Буганов В.И. История России // Конец XVII-XIX век. М.,1995

5. М.Н. Зуева и А.А.  Чернобаева. История России. М.,2002

Информация о работе Специфика развития рыночных отношений в России в начале XIX века