Собственность в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:47, доклад

Краткое описание

В результате крупномасштабной британской приватизации размеры государственного сектора сократились на 2/3, выручка от реализации активов государственных предприятий составила огромную величину – около 80 млрд. фунтов стерлингов147.
Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов).
Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий.
В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.

Прикрепленные файлы: 1 файл

круглый стол микра.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

 

В целом, эксперты констатируют, что  история приватизации и национализации в Испании – это история  «национализации убытков и приватизации прибылей». Действительно, в кризисные времена правительство скупало или иным образом национализировало убыточные предприятия, фактически спасая их от банкротства. В дальнейшем, когда по тем или иным причинам (кто из-за высоких цен на телекоммуникационные услуги, электричество, газ и нефть (Repsol, Telefonica, Endesa, Gas Natural), кто из-за хорошего спроса на продукцию (Indra в области электроники, Inespal в алюминиевой отрасли) они становились прибыльными и успешными и компаниями, правительство вновь продавало их в частные руки. Одновременно традиционно убыточные отрасли, такие как, например, предприятия угольной промышленности, радио- и телевещания, железнодорожные и судостроительные компании, остаются в руках государства. Кроме того, аналитики констатируют, что цели приватизации – увеличить доходы бюджета настолько, насколько это возможно, и усилить конкуренцию на различных рынках – в целом противоречили друг другу (укрупнение предприятий с целью увеличения их стоимости вело к сокращению конкуренции), поэтому удавалось достигать либо одного, либо другого, но не того и другого вместе.

 

Италия

 

. Государственный сектор итальянской  экономики начал формироваться  в 1930-х гг. одновременно с тем,  как Италия превращалась из  аграрной страны в развитое  промышленное государство. Государство очень активно участвовало в развитии как промышленности, так и финансово-банковской системы. В стране появились несколько крупных производственно-финансовых объединений, главенствующую роль в которых играл государственный капитал. В результате к 1960-м гг. правительство Италии прямо или косвенно контролировало около 40% национальной экономики, а в отдельных отраслях эта доля могла доходить и до 90%.

 

Новые экономические реалии конца  ХХ века заставили многие страны пересмотреть принципы формирования своего экономического потенциала, не стала исключением и Италия. В 1992 правительство приступило к программе частичной реализации предприятий государственного сектора. Одними из основных целей приватизации были объявлены повышение конкурентоспособности предприятий и уменьшение дефицита государственного бюджета. В том же году были приняты несколько важнейших для приватизационных процессов законов. Согласно одному из них, все основные государственные монополии (ENI – нефть, газ, химия, цветная металлургия, машинное оборудование; IRI – тяжелое машиностроение, авиа- и железнодорожный транспорт, моторы, страховые компании; ENEL – электроэнергетика; INA – страховой бизнес) а также некоторые банки были преобразованы в акционерные общества. Плюс к этому, были созданы несколько специальных государственных органов, функцией которых стало осуществление приватизационных процессов. В 1994 году был принят еще один важный зак

 он, который закрепил за государством  право принятия окончательных  решений по стратегическим вопросам деятельности приватизируемых компаний, это положение было реализовано путем применения механизма «золотой акции».

 

В общем  и целом, схема приватизации предприятий  государственного сектора была построена  таким образом, чтобы создаваемый акционерный капитал не «растекался», а мог быть сосредоточен у ограниченного числа акционеров, которые были бы при этом объединены общими стратегическими интересами.

 

За период с 1993 по 2000 гг. из-под государственного контроля в частные руки перешли практически все предприятия пищевого сектора, предприятия металлургии, банковской сферы, телекоммуникационные компании, фирмы отрасли управления дорожным хозяйством, транспортные предприятия. Эксперты отмечают, что Италия стала одной из немногих стран, где в частные руки была передана практически вся сеть автомобильных дорог.

 

Всего с 1993 по 2000 гг. поступления в бюджет страны от приватизации составили 106,6 млрд долл., обеспечив примерно 8% валового внутреннего  продукта страны за этот период.

 

В последующие  годы процесс приватизации в Италии продолжался, однако масштаб осуществленных мероприятий становился все менее  значительным. Например, в 2003 году за весь год было приватизировано два  объекта государственной собственности, зато объем бюджетной выручки от их продажи составил немногим более 4,5 млрд евро. В частности, летом 2003 состоялся публичный тендер на продажу активов Национального табачного агентства Италии (ETI), его выиграла British American Tobacco, выручка от приватизации агентства составила 2,32 млрд. евро, и это в 12 раз больше объема расчетной валовой прибыли ETI в том же году. Осенью 2003 был осуществлен второй транш приватизационной кампании государственной электроэнергетической корпорации ENEL, в ходе которого был реализован пакет из 400 обычных акций на общую сумму 2,17 млрд евро.

 

Что любопытно, бросается в глаза очевидная  взаимосвязь между началом перестройки  в СССР и заметным ростом числа  приватизационных процессов в Западной Европе именно во второй половине 1980-х. После прихода к власти Горбачева и провозглашения им курса на "ускорение социально-экономического развития страны" руководство стран Запада охватила безудержная эйфория. Наблюдая за "реформаторскими" действиями Горбачева, (которые в основной своей массе являлись попытками слепо скопировать социально-экономическое устройство западного общества) и за развивающимися в СССР процессами, инициированными этими действиями - западная "элита" уже не сомневалась: "Империя зла" приняла курс на либерально-демократические ценности. Победа капиталистических идей над идеями социализма - западной "элите" виделась окончательной и бесповоротной. Этим обстоятельством во многом объясняется "приватизационный бум" середины 80-х...


Информация о работе Собственность в странах Западной Европы