Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:22, реферат
Многочисленные археологические раскопки позволяют нам с уверенностью говорить о том, что первые кирпичи в качестве строительного материала были применены человеком около 10 тысяч лет назад. Но кто именно изобрел кирпич достоверно сказать нельзя. Скорее всего, кирпич в том понимание, которое мы вкладываем в это слово был изобретением не одного человека, а плод эволюционного развития самой технологии постройки крепкого и недорогого жилища из подручных материалов.
1. Начало истории глиняного кирпича
2. Изготовление кирпича сырца
3. Производство кирпича в России
4. Технология изготовления кирпича в Санкт-Петербургской губернии в XVIII веке
5. Производство глиняного кирпича в настоящее время.
6. Заключение
Источники информации.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ярославский
государственный технический
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА
ГЛИНЯНОГО КИРПИЧА»
по дисциплине
«История развития отрасли»
ЯГТУ 270102.65
Работу выполнил
студент гр. ЗПГС-35
________М. А. Фефилова
Проверил преподаватель
Ю. М. Придатко
2014г.
Содержание:
Источники информации.
Начало истории глиняного кирпича
Многочисленные
Глина высыхала под солнечными лучами и становилась твердой, при этом не пропускала влагу и хорошо защищала от непогоды. Люди это заметили, а так как они стремились облегчить свой труд, то ими и был изобретен этот, незатейливый на первый взгляд, брусок из соломы и глины, получивший у нас название кирпич. Технология изготовления первых кирпичей была проста: клейкую глину смешивали с водой, добавляли для прочности и крепости солому, а уже сформированные таким образом кирпичи под горячими лучами солнца высыхали и становились твердыми как камень.
Изготовление
кирпича-сырца.
Это был еще необожженный кирпич или кирпич-сырец. Кирпич-сырец и сейчас в наше время широко используется во многих станах мира как основной строительный материал. Первыми кто освоил технологию обжига кирпича в печи, стали древние египтяне. Например, городские стены Иерихона сложены из кирпича, который имел форму, сходную с нынешними батонами белого хлеба.
Кирпич стал основным строительным
материалам в Междуречье и практически
все города в период расцвета этой
цивилизации были построены из него.
Например, в Вавилоне красивейшем
городе древнего мира все здания были построены
из кирпича.
Большими мастерами в производстве кирпича
и строительстве зданий и сооружений из
него стали древние римляне и греки. Именно
от греческого слова "plinthos", которое
буквально и означает "кирпич" получили
свое название плинфы, изделие, которое
явило собой новую веху в истории производства
кирпичей.
Другое греческое слово, "керамос", переводится как глина. А понятие "керамика" обозначает изделия из обожженной глины. Когда-то в древних Афинах мастера - горшечники жили компактно в одном из районов города. Этот район стал называться афинянами "Керамик". Плинфы - наиболее древние обожженные кирпичи. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. Они были квадратными и крупных размеров. В Древнем Риме плинфа изготавливалась как правило следующих размеров 50 х 55 х 4,5 см, а в Византии 30 х 35 х 2,5. Изготавливались плинфы и поменьше, но их использовали как черепицу. Древние плинфы были значительно тоньше современного кирпича, но это обстоятельство нисколько не мешало тем, же римлянам строить из них знаменитые римские арки и своды.
Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась "полосатой". Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.
Производство кирпича в России.
В домонгольской Киевской Руси, которая очень много переняла от культуры Византии, в том числе и строительные технологии, плинфа стала основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий и использовалась в древнерусском храмовом зодчестве 10 - начала 13 века, в частности из них были построены Софийский собор (Киев), 1037 год, Церковь Спаса на Берестове, 1113-25 годы, Благовещенская церковь (Витебск), Борисоглебская церковь (Гродно).
Первые кирпичные мастерские на Руси появились при монастырях. Их продукция преимущественно шла на нужды храма. Считается, что первым религиозным сооружением на Руси, построенным из кирпича, стала Десятинная церковь в Киеве.
В научной литературе высказывались предположения, что наряду с плинфой на Руси уже в XII-XIII вв. изготавливали и брусковый кирпич, который применяли вместе с плинфой. В действительности брусковый кирпич, имеющий романское происхождение, впервые проник в Киев из Польши в самые последние предмонгольские годы. Брусковый кирпич вместе с плинфой использовали лишь в тех случаях, когда им чинили здания, построенные ранее. Примерами могут служить Успенский собор Печерского монастыря, киевская ротонда, собор Михаила в Переяславле, восстановленные вскоре после того, как они пострадали при землетрясении 1230 г. Кроме того, за брусковые кирпичи иногда ошибочно принимали плинфы узкого формата, т.е. "половинки", особенно если они имели необычно большую толщину (например, в новгородском соборе Антониева монастыря и староладожском соборе Никольского монастыря - более 7 см).
На самом деле в Московской Руси формованный кирпич стал повсеместно применяться лишь с конца 15 века, а первый кирпичный завод заложили в 1475 году. И уже из этого кирпича были возведены стены Кремля в Москве.
История появления первого завода по производству кирпича в Московском царстве довольно интересна. В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. Но Аристотель начал не со строительства, а с налаживания производства кирпича с особой обжиговой печью. И очень быстро этот завод стал производить очень качественный кирпич. В честь архитектора его прозвали "Аристотелев кирпич". Из такого "глиняного камня" были возведены также стены Новгородского и Казанского кремля. "Аристотелев кирпич" имел практически идентичный современному кирпичу вид и следующие размеры 289х189х67 мм. "Государев кирпич" - первый в России, который предполагал перевязку швов.
Несмотря на исключительную популярность кирпича как строительного материала вплоть до XIX века техника производства кирпичей в России оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца или небольших переносных печах. В середине XIX века в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот. Впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вяльцы, глиномялки. Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей была придумана система клеймения. То есть каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак - клеймо, который наносился на кирпич. В XIX веке также появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств.
Старый клейменный кирпич
При Петре 1 качество кирпича
оценивалось очень строго. Привезенную
на стройку партию кирпича просто
сваливали с телеги: если при этом
разбивалось более 3 штук, то вся
партия браковалась. При строительстве
Санкт-Петербурга Петром I был введен
т.н. "каменный налог" - плата кирпичом
за въезд в город.
Технология изготовления кирпича в Санкт-Петербургской губернии в XVIII веке.
Производство кирпича в Петербурге и его окрестностях на протяжении всего XVIII века не имело теоретической базы, однако постоянно совершенствовалось на основании опыта мастеров кирпичного дела.
Развитию кирпичного производства
на берегах Невы и получению качественного
строительного материала
Устройство кирпичного завода, определение его местоположения и мощности начиналось с поисков залежей глины, которые производились в основном методом бурения или шурфования. Определение качества глины, ее пригодности к изготовлению кирпича оценивалось по ее способности прилипать к пальцам. Для определения вяжущей силы глины, то есть ее формовочных свойств, брали полную горсть сырой глины и делали из нее шар. Если шар после полной просушки на воздухе не разваливался сам собой, а давал лишь незначительные трещины, то такая глина считалась годной для производства кирпича.
Чтобы улучшить свойства глины, ее смешивали с отощающими добавками: тощей глиной, песком, жженым кирпичом, гончарным боем, древесными опилками. Очень тощую глину исправляли, добавляя к ней жирную глину.
Когда работы, связанные с изучением свойств глины, заканчивались, начиналась разработка поверхностной залежи. Глину, выкопанную из карьера, рабочие-копачи перекладывали на тачки и подвозили ближе к заводу, где сваливали в ямы или кучи.
Глину выветривали, вымораживали, а затем замачивали. Для этого глину заготовляли еще осенью, оставляя ее в грядах, которые имели высоту от 1—1,5 аршина, а ширину до одной сажени. Гряды периодически перекапывались, поливались дождевой водой. После вымораживания глину замачивали, загружая ее в чаны или ящики, но чаще всего в ямы, которые обкладывались изнутри досками.
После замачивания глины, как писали в руководствах того времени, «на сцену является мятье» с помощью людей, реже лошадей, волов или машин. Оно проводилось либо на особых токах, которые размещались внутри сушильных сараев, либо на воздухе. Во время мятья рабочие выбирали камешки, гальку и другие посторонние включения.
Глиняное тесто, снятое с тока, прежде чем поступало на формовочный стол, подвергалось сечению для того, чтобы сообщить ему наибольшую пластичность. Для этого вымешанное тесто размещали на деревянном столе слоем толщиной не более пяти вершков и секли его тяжелым, широким, тупым ножом с закругленными краями. Глиняное тесто рассекалось «рубцами на расстоянии вершка один от другого», после чего глиняный пласт переворачивали и проделывали с ним аналогичные операции.
На заводах, производительность которых доходила до 50 тыс. и более кирпичей в год, нередко применяли глиномялки. Одна из самых «потребительных» глиномялок состояла из деревянной бочки, на внутренней поверхности которой и на валу в центре ее были насажены ножи. К верхнему концу вала прикрепляли длинный повод с припряжкою для лошади, а к нижнему — изогнутые железные полосы. Такая глиномялка приводилась в действие одной лошадью и, работая в течение десяти часов, могла мять до 2,5 куб. сажен глины.
После мятья глины сразу приступали к формовке кирпича. В конце XVIII века на северо-западе России был наиболее распространен ручной способ формования сырца, который с учетом особенностей его операций был назван петербургским.
Для такой работы готовили из дубовых досок, окованных железными полосами, деревянную форму. Внутри формы находилась цинковая или медная пластина, которая обеспечивала гладкость поверхности сырца. Часто на такой пластине набивали метку — клеймо, состоящее из букв и номера формовщика. Петербургская форма имела следующие размеры: 1 5/8 х 3 1/4 х 6,5 вершков. Формовкой сырца на деревянном столе занимались два рабочих-«порядовщика».
Чтобы предотвратить прилипание глины к стенкам формы, использовали или мелкий песок, или воду. При формовании сырца с песком формовщик брал лежащую на формовочном столе глину с некоторым избытком, делал из нее комок, обваливал его в мелко просеянном песке, а затем с силой бросал ком в форму. Затем рабочий вдавливал глиняную массу в форму так, чтобы глина заполняла ее углы и канты. Излишнее количество глины снимали с краев формы с помощью правила. Второй рабочий опрокидывал форму на землю так, чтобы сырец выходил из формы. При формовании сырца с водой рядом с формовщиком ставили корыто, в которое опускалась форма для увлажнения. Затем формовщик перекладывал мокрую форму на доску и далее поступал так же, как при формовании с песком.
На кирпичных заводах с ручным производством дневная производительность хорошего формовщика доходила до 3500 кирпичей. Для формовщика существовало важное правило — работать без спешки, так как поспешность вела к убыткам.