Понятие социальной структуры и социальной стратификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

Прикрепленные файлы: 1 файл

общество.docx

— 43.96 Кб (Скачать документ)

Вариант 3

1.    Понятие  социальной структуры и социальной  стратификации.

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами – люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).

Социальная структура  – это внутреннее устройство общества (общности, группы); упорядоченная совокупность социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними. В узком смысле слова под социальной структурой понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой. Социальная структура играет важнейшую роль в сохранении целостности и стабильности общества. При анализе социальной структуры общества обычно рассматриваются следующие социальные явления: социальный статус, социальная роль, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная мобильность, социальная маргинальность, социальные институты и социальные организации, социальные общности и т.д. В зависимости от того, на что из этих явлений обращается главное внимание, создается определенная теория и используется соответствующий подход к изучению общества. Например, если подходить к анализу структуры общества со стороны составляющих его общностей и социальных групп, то мы выходим на различные теории социальных групп (ин- и аутгруппы, группы членства и референтные группы и т.д.). Представители концепций социальной структуры общества стремятся объяснить поведение человека или группы людей с точки зрения их места и роли в социальной структуре.

При этом представители структурного подхода делают ударение на стабильности в социальной структуре общества (выделяют страты, анализируют классовое неравенство и т.п.), а представители функционального подхода, наоборот, анализируют процессы взаимосвязи между отдельными группами (например, исследуют проблему маргинальности, горизонтальной и вертикальной мобильности и т.д.). В социологии под социальной структурой чаще всего понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой. Тем самым, общество (социальная структура в широком смысле) и личность тесно связываются друг с другом.

Стратификация – неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. Стратификация социальная – социальное учение о структуре общества.

Социальная стратификация — центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главных измерений стратификации — доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами — основное свойство стратификации. 
   Т. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся: 
   1) характеристики, которыми люди обладают от рождения — пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.; 
   2) признаки, связанные с исполнением роли, т. е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности; 
   3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т. д. Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т. е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П. Сорокина, объектом социального неравенства выступают четыре группы факторов: 
   1) права и привилегии; 
   2) обязанности и ответственность; 
   3) социальное богатство и нужда; 
   4) власть и влияние. 
   Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков — престижа профессии, уровня дохода, уровня образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.

   Исторические типы стратификации   

 Социальная стратификация  — это определенная упорядоченность  общества. На этапах человеческого  существования прослеживаются три  ее основных типа: кастовый, сословный  и классовый. Для первобытного  состояния характерно естественное  структурирование по возрасту  и полу. 
           Первый тип социальной стратификации — деление общества на касты. Кастовая система — закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени:

1) брахманы — жрецы; 
        2) кшатрии — военная аристократия; 
         3) вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 
          4) шудры — несвободные общинники, слуги, рабы; 
           5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены. 
           Эта система в Индии была запрещена в 50-х гг. ХХ в., но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе. 
           Второй тип социальной стратификации — сословный — тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец — средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия: 
       1) духовенство; 
       2) дворянство; 
      3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов); 
        4) крестьяне. 
        В России со времени правления Ивана Грозного (с середины ХVI в.) до правления Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных указами (1762—1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривались в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы. Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем: 
       1) классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении; 
       2) классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены; 
       3) классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами; 
       4) классовые системы осуществляют в основном связи вне личностного характера. Главное основание классовых различий — неравенство между условиями и оплатой труда — действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом; 
     5) социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

Социальная дифференциация – сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, это прогрессивный процесс, без которого невозможно успешное (творческое) развитие  общества и личности, а с другой – дифференциация может приводить к резкому социальному неравенству. Горизонтальная дифференциация, или гетерогенность  включает в себя группирование населения по полу, возрасту, расе, вероисповеданию, национальности, месту жительства и т.п. В современных цивилизованных обществах эти параметры обычно носят номинальный (условный) характер и не сравниваются по принципу «выше-ниже».

Вертикальная дифференциация (социальное расслоение) описывает наличие множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В социологии обычно выделяют три базисных вида стратификации (экономическую, политическую, профессиональную), а также небазисные виды стратификации (культурно-речевая, возрастная и т.д.).

Экономическое расслоение характеризуется показателями дохода и богатства. Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Сюда входят заработная плата, пенсия, пособия, гонорары и т.д. Доходы обычно тратятся на поддержание жизни, но могут накапливаться и превращаться в богатство. Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени.

Политическая стратификация характеризуется объемом власти. Власть – способность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность других людей с помощью различных средств (право, насилие, авторитет и т.д.). Таким образом, объем власти измеряется, в первую очередь, количеством людей, на которых распространяется властное решение.

Профессиональная стратефикация - разделение профессиональных групп на слои по какому-либо признаку. Часто используется семичастная вертикальная профессиональная стратефикация: а) высший класс профессионалов, администраторов; б) технические специалисты среднего уровня; в) коммерческий класс; г) мелкая буржуазия; д) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; е) квалифицированные рабочие; ж) неквалифицированные рабочие.

Развивая взгляды Э. Дюркгейма, К. Дэвис и У. Мур (США) обосновывают точку зрения, что неравенство в вознаграждении за труд и статусное распределение базируется на функциональной значимости статусов: «Социальное неравенство является тем бессознательно развиваемым средством, при помощи которого общество сознательно обеспечивает занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами».

Таким образом, с точки зрения функционализма, ни одно общество не может обойтись без классового расслоения, так как неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения задач размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Делается вывод, что социальное неравенство полезно для общества, так как система социальной стратификации способствует заполнению всех статусов, которые образуют данную социальную структуру.

2.    Условия  политической жизни.

В частности, политическая жизнь стала анализироваться как научная категория лишь во второй половине XX столетия. С середины 50-х гг. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие «политическая жизнь». Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия.

Политическая жизнь — это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.

Будучи многомерным явлением, политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с формированием определенного политического сознания, с тем или иным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их интересов.     Развитая политическая жизнь предполагает политическое осознание данных интересов, способность к определению в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти, а также готовность субъектов политической жизни вступить в диалог с институтами власти.

Политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.

Политическая жизнь — это непрекращающийся процесс деятельности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств. В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы: субъекты и объекты, направления и специфические средства политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлены политические усилия и каким образом они осуществляются.

Ядро политической жизни составляют политическая деятельность и политические отношения. В политическую жизнь включаются также политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и политические ситуации. Если представить себе структурный срез оптимальной модели политической жизни, то можно сделать вывод, что входящие в нее компоненты обладают относительной самостоятельностью, их взаимосвязи и взаимодействия предполагают наличие механизма, обеспечивающего их равновесие и эффективное функционирование, направленное на достижение баланса интересов и политической стабильности общества.

Политическую жизнь характеризуют следующие признаки:

1) выступает в качестве  сферы и результата взаимодействия  социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, но может проявляться и в качестве действий субъектов политических отношений;

2) служит областью действия  публичного интереса и управления, главным инструментом которых  становятся власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в роли которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

Информация о работе Понятие социальной структуры и социальной стратификации