Особенности модернизации хозяйства в Японии («Революция Мэйдзи»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.

Содержание

Япония в период перехода к капитализму 3
Реформы 1880-х годов 5
Итоги экономических реформ переходного периода .10
Литература .12

Прикрепленные файлы: 1 файл

экономическая история.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

Российской  Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: Экономическая история

На тему:   Особенности модернизации хозяйства в Японии («Революция Мэйдзи»)

Выполнил  студент 1 курса ФВВиДО Направление: Экономика Профиль: ФиКР Ф.И.О.Харламова В.В.

Руководитель:Солдатова Q.E.

 

 

 

 

 

Самара

2013г.

 

Содержание:

  1. Содержание 2
  2. Япония в период перехода к капитализму 3
  3. Реформы 1880-х годов 5
  4. Итоги экономических реформ переходного периода .10
  5. Литература .12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Япония в период  перехода к капитализму.

 

В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. В первой половине XIX в. появилась капиталистическая мануфактура. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьянство — основная часть населения страны — почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие. Ухудшилось и внешнеполитическое положение Японии. В 1853 г. у ее берегов появилась американская эскадра. Ее командующий адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство было вынуждено подчиниться. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.

Против существующего  порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи — военное  сословие мелких дворян и многих князей, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении. Участие в этом движении дворянства, особенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отношением к внешнеполитическому курсу правительства и в еще большей степени ухудшением его социально-экономического положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число сокращалось, и многие из них пополняли ряды других социальных групп. Дворяне, включая князей-оппозиционеров, благодаря своей относительной сплоченности, наличию военной организации, экономическим возможностям играли руководящую роль в движении. Они признавали необходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но полагали, что проведение их следовало осуществлять сверху, с помощью государства. В этот период главой государства номинально считался император. Но реально власть находилась в руках сегуна (полководца) — высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сегуна занимали представители дома Токугава — самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам.

В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сегунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

В октябре 1876 г. руководители движения потребовали  у сегуна Кэйки немедленной передачи верховной власти императору (15-летнему Муцухито) и объявили сбор военных сил, поддерживающих императора. Сегун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.

В японской официальной  историографии этот период обычно называют реставрация Мэйдзи (Мэйдзи — время правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно-радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии во многом обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы, хотя и не всегда последовательные, но объективно призванные модернизировать японское общество, приобщить его к более высокому техническому и государственно-правовому уровню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реформы 1880-х годов.

Когда мы говорим  о преобразовании феодальной экономики  и создании индустриальной экономической базы, то речь идет о процессе, называемом "модернизация", то есть, в данном случае, речь идет о вступлении общества на путь капиталистического развития. Основу японской экономики составляло сельское хозяйство и мелкое кустарное производство. Поэтому для модернизации страны первостепенное значение имели аграрные преобразования.

Аграрные реформы 1871-1873 гг.

Наиболее  значимые ступени, предопределившие результаты аграрных реформ, были следующие: отмена феодальной зависимости крестьян, ликвидация феодальной собственности на землю и введение системы купли-продажи земли, и, наконец, реформа поземельного налога. В результате этих реформ была создана частная собственность на землю, и было обеспечено развитие сельскохозяйственного производства, которое для Японии того времени являлось не только главным источником налоговых поступлений, но основным источником проведения преобразований в стране. Вместе с тем, важность аграрной реформы состояла еще и в том, что именно она обеспечила необходимую предпосылку индустриализации - образование избыточного рынка рабочей силы.

Отмена запрета  на продажу земли в 1872 году стало  первым и важнейшим шагом на пути к установлению нового современного (для того времени) поземельного налога, который стоял в центре всех аграрных преобразований. Любопытно, как оценивал этот факт один из главных деятелей реформы поземельного налога Канда Кохэй. В своей докладной записке 1871 года он писал. "Некоторые выступают против изменения поземельного налога; они говорят, что в "старое время люди наделялись землей в соответствии с размером их семьи (или согласно переписи) и это предотвращало отчуждение земли и сглаживало пропасть между богатыми и бедными. Если мы вдруг разрешим куплю и продажу земли, то это будет противоречить установленному закону и принесет большой вред". На это можно было бы ответить следующим образом: есть благоразумные и глупые люди, и, кроме того, есть прилежные и праздные люди. Тот, кто умен и бережлив, становится богатым, а тот, кто ленив и расточителен, становится бедным. Если мы запретим приобретение земли и попытаемся уравнять бедного и богатого, то это будет означать ограничение богатого в угоду бедным и постепенно примет такие размеры, что подорвет положение благоразумных и бережливых людей и создаст благоприятные условия для праздных и расточительных.

Для проведения земельной реформы, прежде всего, необходимо было определить субъектов этой реформы. Другими словами, поскольку новый закон предполагал наиболее полное признание частной собственности на землю, нужно было выяснить реальных, признанных собственников обрабатываемых земель, что в сложном переплетении сложившихся в эпоху Токугава земельных отношениях сделать было очень непросто. С этой целью, всем, кто мог доказать, что является фактическим владельцем земли, были выданы соответствующие удостоверения собственности на землю «тикэн». Такие удостоверения в начале 1872 года получили, прежде всего, те крестьяне, которые имели свои земельные наделы или выплачивали земельную ренту или другие налоги феодалам или чиновникам сёгуната. Целью такого шага было стремление через введение частной собственности на землю, через разрешение купли-продажи земель, ликвидировать ситуацию, когда основная часть крестьян была не в состоянии прокормиться за счёт своих крошечных наделов, и, тем самым, ускорить процесс концентрации земли в руках немногих владельцев для повышения эффективности сельского хозяйства. Спустя несколько месяцев удостоверения на землю получили также те, кто купил землю после утверждения новой власти. Таким образом, признавалось право частной собственности на землю, и был выделен круг земельных собственников. Следующим шагом было проведение землемерной съемки по всей стране (1875-1881 гг.). На основании оценки стоимости земли вводился земельный налог (3% от стоимости земли), который взимался в денежной форме, причем, его величина не зависела ни от качества, ни о количества урожая. В законе определялось, что по окончании проведения реформы размер поземельного налога будет соотнесен со стоимостью земли и не может быть понижен или повышен в неурожайный или урожайный годы. Основной целью этого налога было обеспечение стабильного государственного дохода. Следует иметь в виду, что в такой сельскохозяйственной стране, какой была Япония, к тому же не имевшая в то время своей таможенной автономии, покрытие значительных государственных расходов на нужды военного строительства, индустриализацию, содержание большого государственного аппарата, разумеется, зависело, прежде всего, от доходов с поземельного налога. В 1875-1892 гг. доля поземельного налога составляла 85 % от всех бюджетных поступлений. Обеспечив, таким образом, постоянный источник доходов, правительство создавало условия для введения в стране эффективной бюджетно-финансовой системы.

В результате аграрных преобразований произошла концентрация земельной собственности; более трети всей обрабатываемой земли было сосредоточено в руках ростовщиков, помещиков и зажиточных крестьян. Мелкие землевладельцы   в   большинстве   своем   лишились   земельных   наделов   и вынуждены были идти в город на заработки.

 

Капитализация самурайских пенсий.

 

Другим важным шагом, стимулирующим развитие капиталистических отношений, была капитализация самурайских пенсий в 1873-1876 годов. Как уже было сказано выше, выполняя свои обещания, правительство Мэйдзи взамен утраченных крупными феодалами "даймё" и самураями привилегий, предоставило им денежные компенсации в виде пожизненных пенсий. Однако вскоре стало ясно, что для пореформенного бюджета страны эта ноша, составлявшая около трети всей его доходной части, оказалась непосильной. Поэтому в 1873 году правительство предложило всем получателям самурайских пенсий добровольно капитализировать свои пенсии. То есть, государство предложило самурайству вместо пожизненных пенсий получить единовременную денежную компенсацию, половину которой составляли облигации государственного займа. Кроме этого, им предоставлялось право приобретения государственных земель по льготным ценам. Целью этих шагов правительства было стремление привлечь самурайское сословие к занятию предпринимательской деятельностью. Но призыв правительства не вызвал большого энтузиазма среди самурайства. В связи с этим в 1876 году правительство, которое находилось в трудном финансовом положении, вынуждено было пойти на принудительные меры по капитализации самурайских пенсий. Взамен регулярных пенсионных платежей была проведена единовременная выплата компенсации в размере пенсии за 5-14 лет, в зависимости от ранга самурая или даймё. Средства же для выплаты этих компенсаций были взяты правительством из Лондонского займа, составлявшего 2,4 млн. фунтов стерлингов. Такие выплаты продолжались вплоть до 1882 года. Полученные самураями и бывшими даймё в виде компенсаций значительные суммы были вложены ими в сельское хозяйство, промышленность, но в наибольшей степени - в банковскую сферу. Однако значительная часть самурайства и мелкие феодалы получили суммы не достаточные для того, чтобы подняться выше уровня средних слоев общества. И потому недовольство таким шагом правительства вылилось в серию самурайских восстаний, о которых уже было упомянуто выше. Кроме капитализации пенсий, правительство приняло решение о выплате долгов князей-даймё ростовщикам и торговцам. Эти долги в общей сложности превышали 41 млн. иен. Однако такое решение правительства не распространялось на долги сёгуната, и имело особое значение для осакской буржуазии, которой сильно задолжали разорившиеся князья. С целью реализации правительственного решения был выпущен новый заем, облигации которого не только гарантировали выплату торговой буржуазии безнадежных долгов, но и предоставляли владельцам облигаций необходимые средства для вложения в промышленные предприятия и сельское хозяйство. Такие меры способствовали превращению крупных землевладельцев и ростовщиков в акционеров и банкиров. Так, в городе Ниигата землевладельцем и ростовщиком Итисима Токудзиро в 1873 году был создан существующий и поныне "Четвертый банк" (Дайси гинко), акционерами которого были главным образом крупные землевладельцы, занимавшие ведущие позиции в местных политических и административных сферах. Таким образом, уже в этот период мы можем видеть тесное переплетение интересов землевладельцев, банковского капитала и представителей власти, которое весьма характерно для Японии.

 

Начальный период индустриализации Японии.

 

Для осуществления  индустриализации необходимы следующие  условия: 1) достаточно высокий уровень  развития производства и обращения  товаров, а также процесс разделения труда; 2) некоторое накопление капитала в руках наиболее активной части населения (предпринимателей); 3) наличие достаточно большой армии свободных рабочих рук.

Уже в период Токугава, хотя мерилом стоимости  оставался рис, в обращении в значительной степени преобладали деньги, особенно это касалось больших городов. Достаточно высокий уровень ремесленного производства был обращен преимущественно на рынок, то есть товаров производилось больше, чем было необходимо для самого потребителя. А отсюда, шло развитие торговли. Наряду с неуклонным ростом производительности труда в сельском хозяйстве, а также все более углубляющимся процессом разделения труда расширялся рынок товаров, спрос на которые увеличивался. С началом же периода Мэйдзи была проведена специализация по районам, сменившая прежнюю самостоятельность кланов. В то же время, процесс разделения труда в Японии задерживался ввиду наличия широкой сферы домашнего производства фарфоровых, лаковых, хлопчатобумажных и др. изделий, сосредоточенные главным образом в руках крестьян и бедных самурайских семейств. Наплыв дешевых иностранных товаров с началом эпохи Мейдзи, а особенно более дешевой хлопчатобумажной пряжи и продукции машинного производства, подорвал японскую домашнюю промышленность. Это ускорило процесс разделения труда и образования внутреннего рынка.

Что касается накопления капитала, то этот процесс в Японии имел ряд особенностей. Прежде всего, длительная "закрытость" страны не позволили Японии использовать такие "классические" для Европы источники накопления капитала, как пиратство и грабеж колоний и заморских территорий. Хотя, как уже было выше показано, и в дотокугавской Японии существовали и внешняя торговля, и пиратство, и даже зачатки колонизации, но последующая затем изоляция от внешнего мира затормозила развитие страны. Поэтому капитал в Японии был сосредоточен в основном в руках небольшого числа крупных торговцев и ростовщиков, в частности, в руках торговых домов Мицуи, Оно, Коноикэ и некоторых других. Лишенные возможности извлекать прибыль из каких-либо внешних источников, японские купцы вынуждены были ограничиваться эксплуатацией довольно скромного внутреннего рынка, что сильно снижало темпы накопления капитала.

Поэтому экономическая  политика периода Мэйдзи характеризовалась, прежде всего, государственным протекционизмом, то есть такой политикой, при которой государство брало на себя большую часть необходимых для общественного развития забот о развитии национальной индустрии. В частности, многие владельцы покровительствуемых торговых домов, занимавшихся одновременно и банковскими операциями, становились директорами банков и промышленных предприятий. Эта система протекционизма абсолютистского государства выполняла роль костылей, при помощи которых только что зародившийся капитализм учился ходить. Но если европейский капитализм, достигнув зрелости, отбрасывал ставший теперь ему помехой абсолютизм, то в Японии недостаточно зрелый, не обладающий необходимыми накоплениями капитализм не мог обойтись без этих "костылей" - абсолютистской власти - и опирался на них в большей степени, чем прежде. Лидеры Мэйдзи ставили перед собой задачу в течение одного поколения достичь того, чего западные страны добивались не одно столетие. И они понимали, какая пропасть отделяет примитивное, во многом еще феодальное производство в Японии, от индустриальной техники большинства европейских стран. Чтобы перепрыгнуть эту пропасть, японскому капитализму необходима была поддержка государства. Наличие очень небольшого количества весьма богатых домов предопределили вторую особенность процесса модернизации в Японии - преобладание с самого начала монополистического, то есть в высшей степени централизованного капитала. Эти немногие, тесно связанные с правительством финансовые магнаты не желали рисковать и вкладывать капитал в те отрасли, которые с самого начала требовали больших затрат и не приносили непосредственных прибылей. Поэтому правительство вынуждено было само заниматься развитием таких отраслей промышленности, используя для этого займы у тех же финансовых магнатов и весьма ограниченные собственные ресурсы, основную долю которых составлял поземельный налог. Крупные капиталисты предпочитали вкладывать деньги в торговые, банковские и кредитные предприятия, в особенности, в весьма прибыльную область правительственных займов. Это и определило третью особенность японского капитализма - преобладание банковского капитала, который в своем росте значительно обогнал капитал промышленный. К тому же, этот процесс

Информация о работе Особенности модернизации хозяйства в Японии («Революция Мэйдзи»)