Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:26, контрольная работа

Краткое описание

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,4% населения мира. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Европейский Союз включает 15 стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.

Содержание

1 Западноевропейский центр: характерные черты и динамика развития 3
2 Североамериканский центр: специфика и тенденции развития 8
3 Азиатско-тихоокеанский центр: динамика и тенденции развития 11
4 Сравнительный анализ роли и места 3-х центров в развитии мирового хозяйства 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Прикрепленные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение        высшего профессионального  образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

Кафедра мировой экономики и внешнеэкономических связей

 

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

контрольная работа

 

                                               Выполнила: Иващенко В. И. 
                                               Факультет: Менеджер   
                                         Группа: ПМ (з)-01 
                               Проверил (а): 

 

 

 

Хабаровск 2013

 

Вариант 3. Основные хозяйственные  центры мировой экономики: тенденции  современного развития

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Западноевропейский центр: характерные черты и динамика развития

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного  ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,4% населения мира. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Европейский Союз включает 15 стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.

В последние десятилетия положение  Европейского Союза в мировой  экономике изменилось. Его доля в  ВВП мира несколько сократилась. Экономический рост группировки  характеризовался невысокими темпами. Он прерывался сокращением производства в периоды кризисов в 1981, 1993 и 2008 гг., когда совокупный ВВП западноевропейских стран упал соответственно на 0,2 и 0,3%. Отмеченные периоды характеризовались резким увеличением инфляции и безработицы, низкой загрузкой производственных мощностей.

В промышленной сфере экономические  неурядицы 70—90-х годов поражали ЕС сильнее, чем другие центры хозяйственной  активности. Создание огромной таможенной зоны способствовало возрастанию синхронности циклического развития, что усиливало  распространение кризисных явлений. В ходе взаимной либерализации внешних связей государства постоянно лишались ряда национальных рычагов воздействия на экономические процессы, что повысило их неустойчивость.

Переход к новым условиям воспроизводства  сопровождался кризисом традиционных отраслей. Протекционистский характер Европейского Союза, ограждая многие отрасли промышленности (черную металлургию, химию, текстильную промышленность) от конкуренции извне, содействовал старению структуры хозяйства. Все это проявилось в углублении структурных кризисов отмеченных отраслей.

Отрицательное влияние на экономическое  развитие ЕС, особенно на состояние  финансов, оказывала гонка вооружений, развернувшаяся, прежде всего, в странах — членах НАТО. Доля западноевропейских стран в общенатовских военных расходах возросла с 22,7 до 36,9% за 1970—1990 гг. и равнялась 35% в 1993 г.

Военные расходы поглощали 3,6% ВВП  в 1980— 1984 гг. и 2,7% ВВП в 1990-1994 гг. и  стали серьезной причиной бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга.

Последние десятилетия характеризовались  ростом правительственных расходов. Правительственные поступления  увеличились с 39,1% в 1960 г. до 46,0% в  2008 г. Ряд экономистов считает, что увеличение государственных поступлений сдерживало экономический рост в ЕС, хотя по норме капиталовложений ЕС превосходит США, уступая Японии.

В Европейском Союзе весьма велик  потенциал научно-технических исследований. Ведущие страны расходуют на эти  цели свыше 2% ВВП. Если в 1970 г. расходы  на НИОКР составляли 37,4% уровня США, то в 2011 г. поднялись до 60%. Вместе с тем следует отметить, что расходы ЕС представляют собой сумму затрат отдельных государств. Их общий эффект снижается дублированием исследований, поэтому реальное значение этого показателя ниже номинальной величины.

Страны — члены ЕС выделяют на гражданские исследования на 16% меньше, чем США, но в два раза больше, чем Япония. Однако расходы западноевропейских стран в значительной степени  ориентированы на фундаментальные  исследования. По ассигнованиям промышленных исследований они отставали от США в 2,3 раза за 1987—1991 гг. До сих пор на исследования в области микроэлектроники выделяется почти столько же средств, сколько в США выделяет одна компания ИБМ. Доля западноевропейских биотехнологических фирм в мировом пакете патентов в конце 80-х годов оценивалась в 19%, США — 41, Японии — 36%.

Ахиллесовой пятой экономического развития Европейского Союза стала  массовая безработица — свыше 20 млн. чел. Уровень безработицы в  среднем по странам ЕС составляет 10,3% в сравнении с 7,4% в США и 2,3% в Японии. Наиболее высокий процент безработных отмечается в южных странах, в Испании он превышает 18%.

Развитие западноевропейской интеграции оказывает серьезное воздействие  на структуру и состояние внешнеэкономических  связей. Еще в 70-е годы Европейский Союз превратился в крупный торговый блок современного мира. Его экспорт более чем в 2,7 раза превышает американский (37,9% мирового в 2009 г.).

Сдвиги в экономике западноевропейских стран оказали влияние на масштабы и характер их участия в системе международного разделения труда. Усилился процесс перемещения в мирохозяйственных связях с экспорта товаров на экспорт капитала. Доля ЕС в экспорте капитала в форме прямых инвестиций выросла до 25% в 1991—93 гг. Западноевропейские ТНК по масштабам заграничных сгибов уступают американским корпорациям.

Политика в области экспорта капитала оказывает непосредственное влияние на характер торговых связей. Удельный вес Евросоюза в мировой  торговле превышает его долю в  производстве. Зависимость ЕС от внешней торговли не выше, чем у других промышленно развитых регионов. За вычетом внутрирегиональных поставок экспортная квота ЕС равняется 8,9% ВВП (1985 г. — 10,2%), что ниже показателей США и Японии.

Евросоюз выступает ведущим экспортером продукции машиностроения, химической промышленности. На него приходится 0—23% мирового экспорта этих групп товаров. Однако в 80-е годы проявились опасные симптомы ослабления позиций в экспорте ряда наиболее прогрессивных и перспективных изделий. Доля высокотехнологичных товаров в экспорте продукции обрабатывающей промышленности в третьи страны составляет 13,1%, а у США и Японии — 25,9% и 23,6% соответственно.

ЕС занимает второе место в мире после США по экспорту сельскохозяйственной продукции (13% объема мирового экспорта). Доля в экспорте зерновых поднялась до 8%. Экспорто-специализированными являются молочные продукты и яйца, мясо и мясопродукты, овощи и фрукты, сахар и изделия из сахара.

Наиболее конкурентоспособное  в Западной Европе — экспортное производство ФРГ. На нее приходится примерно 14% экспорта промышленно развитых стран и 25% экспорта региона. Второе место во внешней торговле принадлежит Франции. Она занимает ведущие позиции по размерам сельскохозяйственного экспорта, уступая на мировом рынке только США. Доля малых стран в общем экспорте Западной Европы значительно превышает их удельный вес в промышленном производстве.

Среди тенденций экономического развития Западной Европы на ближайшие 15-20 лет  следует выделить, во-первых, развитие интеграционных процессов в регионе вширь и вглубь. Эти процессы, безусловно, приведут к укреплению позиций западноевропейского «центра силы» в мировом хозяйстве. Особую роль в этом играет переход стран — членов ЕС к единой валюте — евро.

Интеграция способствует быстрой  регионализации хозяйственной жизни в Западной Европе. В ходе ее складываются прочные хозяйственные субрегиональные комплексы, например, по осям Баден – Вюртемберг — Бавария — Западная Австрия — Северная Италия или Север Бельгии и Нидерландов — Гамбург — Северная Европа. Связи по этим осям играют для их участников уже нередко большую роль, чем взаимодействие с другими регионами своих стран.

По имеющимся прогнозам, до 2015—2020 гг. ВВП Западной Европы будет расти  умеренными темпами, скорее всего в  пределах 2,5—3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответствующих показателей двух других «центров силы». При таких темпах экономического роста нынешняя острота проблемы занятости и безработицы сохранится или даже несколько увеличится. Численность занятых в Западной Европе, составившая в 2007 г. около 136 млн. человек, к 2015 г. возрастет, не более чем на 1—2 млн. человек. Поскольку можно ожидать гораздо большего роста само-1 деятельного населения региона, в основном за счет притока рабочей силы из третьих стран, на пути которого весьма затруднительно будет доставить непроницаемые «шлюзы» и барьеры, проблема безработицы, видимо, ляжет еще более тяжелым бременем на социальную и финансовую системы Старого Света.

 

 

2 Североамериканский центр: специфика и тенденции развития

Сегодняшний уровень развития экономики  США — результат длительного  развития. Страна имеет чрезвычайно  диверсифицированную экономику  с высокой степенью самообеспеченности сырьевыми материалами. Ее недра  содержат крупные запасы минеральных  ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствует ведению высокопроизводительного сельского хозяйства. Благодаря этому в стране производится почти весь спектр сельскохозяйственной продукции — ото ржи до цитрусовых.

Кризисные процессы середины 70-х годов подвели черту  под периодом экстенсивного экономического развития. В эти же годы происходят крупные перемены в позиции США  в мировом хозяйстве. Бывшие младшие партнеры — страны Западной Европы и Япония — становятся активными конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США. Наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают, хоть и в скромной мере, немецкая марка, японская иена и ряд других валют.

Третий период начинается с конца 70-х годов, когда  рост мировых цен на сырье вынудили экономику страны переходить на новые  технологии, а экономическое развитие страны стало в большой мере опираться на использование мировой экономической системы. Существенно повысилась роль денежной политики в регулировании экономики. Это привело к резкому росту учетных ставок, огромному притоку иностранного капитала и снижению уровня инфляции в первой половине 80-х годов.

В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической  и стратегической мощи США. Это охватило внутри- и внешнеэкономические сферы  страны. Администрация отдала приоритет  независимой политике над экономической  координацией с союзниками. Региональные и двусторонние соглашения признавались более эффективной формой обеспечения американских интересов. Исходили из того, что снижение позиций США в мировой экономике преувеличивалось, и что страна обладает уникальными сравнительными преимуществами. Реализация имперских целей началась через сферу денежно-кредитной и финансовой политики (высокие учетные ставки), что вызвало мощное долговременное воздействие на мирохозяйственные процессы.

Дефицит собственных  денежных ресурсов, сложившийся с начала 80-х годов, вызвал острую конкуренцию за доступ к ним между государством, которому они были нужны для покрытия бюджетного дефицита, корпорациями — для инвестиций и населением — для потребительского кредита и других целей. В итоге произошло резкое повышение процентных ставок, благодаря чему в США устремился иностранный денежный капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке. В конечном счете, это выразилось в том, что в течение всех 80-х годов инфляцию в США удалось удерживать в пределах 5% на годовом уровне. В 90-х годах уровень инфляции был на уровне 2,6—4% в год, что соответствовало уровню промышленно развитых стран в целом.

В 80—90-е годы в целом среднегодовые темпы  прироста ВВП в США были несколько  выше, чем в других странах. Данная тенденция проявилась, несмотря на то, что по уровню капиталовложений США уступали всем западным странам на 2-3 пункта. Валовые капиталовложения США в 1980 г. равнялись 20,2%, в 1985 г. - 20,7%, в 1990 г. - 17,4%, в 1994 г. -17,7% ВВП. Снижение доли капиталовложений исследователи связывают со снижением цен на инвестиционные товары относительно других составных частей ВВП. Подсчеты частных капиталовложений в основной капитал на базе неизменных цен показывают, что их доля остается относительно стабильной в течение последних 35 лет.

В результате относительно низкого уровня инвестиций в США разрыв с другими странами в объеме капитала, приходящегося  на одного рабочего, снизился. В Японии показатели капиталовооруженности  труда в обрабатывающей промышленности повысились с 39% от уровня США в 1970 г. до 69% в 1988 г., в ФРГ — с 55 до 82%.

Несмотря на негативные тенденции, за последние 20 лет американская экономика стала  более продуктивной и конкурентоспособной, реальная зарплата фактически не повышалась, возросло неравенство доходов, но возросла и занятость. В течение 80—90-х годов удавалось удерживать безработицу на более низком уровне, чем в других индустриальных странах. В 90-е годы уровень безработицы составлял 6,3%.

США продолжают оставаться крупнейшим в мире производителем продукции высоких технологий, или, как ее принято называть, наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х годов свыше К.%, (доля Японии — свыше 20%, ФРГ — около 9,0%).

Перспективы дальнейшего экономического развития США во многом зависят от складывающихся условий накопления научно-технического потенциала. Администрация США рационально использует сокращение доли военных расходов в государственном бюджете для поддержки инвестиций в основной капитал наукоемких отраслей. Росту научно-технического потенциала страны и сохранению уровня конкурентоспособности американских товаров и услуг на мировых рынках, несомненно, способствуют предоставление налоговых льгот и увеличение ассигнований из бюджета на образование и подготовку научных кадров. Кроме того, администрация США проводит целенаправленную иммиграционную политику по привлечению научных, инженерных и управленческих кадров со всего мира.

 

 

3 Азиатско-тихоокеанский центр: динамика и тенденции развития

Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув наивысшего значения в 50-х гг. (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), показали долговременный понижающийся тренд: в 60-х гг. - 11,3%; 70-х - 4,5%; 80-х - 3,8%; 90-х- 1,8% (оценка). За понижающимися темпами роста стоит смена эталон экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: реформы первых послевоенных лет (1946—1952 гг.), период высоких темпов (1955—1973 гг.), период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974—1989 гг.) и структурный кризис 90-х гг.

Информация о работе Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития