Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:54, доклад
Отличительной особенностью оффшорных зон по сравнению со многими государствами, имеющими низкую или нулевую налоговую ставку на все или определенные категории дохода и обеспечивающие определенный уровень банковской и коммерческой секретности, является наличие особых законодательных гарантий финансовой секретности и возможностей для налогового планирования.
Оффшорная зона является одной из разновидностей свободных экономических зон
В используемых классификациях их относят к сервисным свободным экономическим зонам, особенностью которых является создание для предпринимателей благоприятного валютно-финансового, фискального режима, высокого уровня банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования.
Термин "оффшорная зона" в общем виде подразумевает любую страну с низкой или нулевой налоговой ставкой на все или отдельные категории доходов, определенный уровень банковской или коммерческой секретности, и минимальное или полное отсутствие резервных требований центрального банка, или ограничений по конвертируемости валюты. Кроме того, большинство оффшорных зон имеют относительно простые требования по лицензированию и регулированию финансовых и иных компаний и фирм.
Отличительной особенностью оффшорных зон по сравнению со многими государствами, имеющими низкую или нулевую налоговую ставку на все или определенные категории дохода и обеспечивающие определенный уровень банковской и коммерческой секретности, является наличие особых законодательных гарантий финансовой секретности и возможностей для налогового планирования.
Рассмотрим более подробно особенности оффшорных зон.
1. Налогообложение. Многие оффшорные юрисдикции взимают налоги. Однако все они или не взимают подоходный налог вообще, либо взимают его только с определенных категорий дохода, либо взимают налог более низкий, чем в той стране, где плательщики являются налоговыми резидентами.
Отсутствие подоходного налога, как правило, является частью политики привлечения иностранного капитала. В ряде случаев подоходный налог не вводится по причине бедности значительной части населения. Многие налоговые убежища в бассейне Карибского Моря представляют собой небольшие, малоразвитые страны с бедными жителями. В этих условиях страна может иметь значительно больший доход при низком уровне налогов и сборов.
Важной особенностью
большинства оффшорных
2. Финансовая секретность. Опреде
С этой точки зрения различают две категории оффшорных юрисдикций:
Степень секретности и масштаб этих ограничений различны в различных странах. Например, Бермуды разграничивают уклонение от уплаты налогов и другие преступные деяния. Они содействуют правоохранительным органам других стран в расследовании неналоговых преступлений, но отказывают в сотрудничестве в случаях уклонения от уплаты налогов. Во многих странах, таких как Багамские и Каймановы Острова, степень гарантированной секретности непосредственно связана с типом устава приобретенной или лицензированной корпорации. Эта секретность заложена или в общем, или в статусном праве.
Секретность особо обеспечивается в странах, которые были или все еще являются британскими колониями. Многие юрисдикции подтвердили или усилили уголовные санкции за нарушение секретности. Например, в 1976 году Каймановы Острова, которые уже имели систему строгой банковской секретности, усилили свои законы посредством добавления значительных санкций против лиц, раскрывающих большую часть банковской и коммерческой информации.
3. Валютный контроль. Оффшорные юрисдикции имеют, как правило, систему двойного валютного контроля. В ее основу положено различие между резидентами и нерезидентами, а также между национальной и иностранной валютами. Общее правило следующее: резиденты подвергаются валютному контролю, а нерезиденты валютному контролю не подвергаются. Однако нерезиденты подвергаются обычному контролю в отношении местной валюты. С компанией, созданной в оффшорной юрисдикции, принадлежащей нерезидентам и осуществляющей свою деятельность вне юрисдикции, обращаются как с нерезидентной с точки зрения валютного контроля. Соответственно, иностранное лицо может сформировать компанию в стране налогового убежища для осуществления бизнеса в других юрисдикциях. В этом случае компания не будет подвергаться валютному контролю в налоговом убежище постольку, поскольку она не осуществляет операции в валюте других юрисдикции и не занимается бизнесом в данной оффшорной юрисдикции.
4. Коммуникации. Большинство оффшорных юрисдикций имеют отличные средства связи, в особенности хорошие телефонные, кабельные и телексные услуги связи для соединения их с другими странами. Многие имеют также отличную воздушную связь.
Например, Каймановы Острова имеют отличные телефонные и телексные средства связи. Можно позвонить напрямую на Каймановы Острова из Соединенных Штатов и Канады. Имеются ежедневные беспосадочные авиарейсы между Майами и Каймановыми Островами и прямая линия между Хьюстоном и Гранд Кайманом. Использование английского языка в качестве основного языка в Карибских юрисдикциях и их близость к территории США также способствует тому, чтобы делать их особенно привлекательными для жителей США и Канады.
5. Легкость доступа к
зарубежной банковской системе.
Среди
преимуществ оффшорных зон
Оффшорные юрисдикции предоставляют широкие возможности для достижения как законных, так и незаконных целей практически не ограниченному кругу лиц в любом регионе мира. Рассмотрим наиболее типичные мотивы использования этих возможностей
А. Мотивы, не связанные с совершением преступлений. Наиболее часто оффшорные зоны используются предпринимателями в целях налогового планирования, то есть легальной оптимизации налоговых платежей. Налоговое планирование связано с осуществлением сделок, которые имеют налоговую мотивировку, но соответствуют букве и духу закона.
Другой
важной причиной использования оффшорных
схем является защита активов бизнеса
и минимизации риска их экспроприации
при осуществлении
Существуют
причины использования
Б. Использование оффшорных зон для облегчения уклонения от налогов. Оффшорные юрисдикции открывают возможности для бесчисленного множества схем уклонения от налогов. Рассмотрим некоторые оффшорные схемы, используемые для совершения и сокрытия налоговых преступлений.
Бартерные операции через посредничество оффшорной фирмы. Суть данной схемы состоит в том, что оффшорная компания выступает в качестве посредника между двумя фирмами, осуществляющими бартерный обмен товарами. При этом основной доход от сделок формируется у оффшорной компании. Доход оффшорной компании выводится из-под налогообложения при международных операциях. В ряде случаев это возможно и при работе в пределах границ одной страны. Применительно к России для этого понадобится, например, кипрская компания со счетом в российском банке и российский агент, или счет в Прибалтике.
Операции с долговыми обязательствами. Суть схемы состоит в том, что оффшорная компания покупает долговые обязательства с дисконтом с последующим их погашением по номинальной стоимости. Результатом является получение фирмой дохода, который освобожден от налогообложения или облагается по минимальной ставке.
Например, российская фирма занимается перевозками. Ее владелец регистрирует кипрскую компанию и открывает рублевый счет. Кипрская фирма выкупает за 80% стоимости вексель МПС, а затем предъявляет его МПС к погашению в качестве платежа за перевозку груза своего клиента из России, например, на Украину. В переговорах и подписании контрактов участвуют те же люди, что и раньше, но доход формируется не у российской фирмы, где есть большие налоги, а у кипрской.
Операции с ценными бумагами. Суть схемы состоит в приобретении оффшорной компанией ценных бумаг с последующей перепродажей их другому лицу по более высокой цене. В основном подобные операции применяются на зарубежном рынке ценных бумаг. Если это российские ценные бумаги (или другого государства СНГ), то компания открывает счет в российском банке, переводит на него деньги, а потом закупает и продает ценные бумаги, используя российское доверенное лицо, которое действует от имени и за счет своего "иностранного партнера"
Торговые операции при посредничестве оффшорной фирмы. Применительно к России возможны два варианта данной схемы.
В рамках первого варианта не регистрируется официального представительства оффшорной компании в России. Оффшорная компания открывает счет в прибалтийском банке, закупает с него товары у российских поставщиков за рубли по низким ценам, продает своей российской фирме (например, сырье и комплектующие для собственного промышленного производства) или своим обычным покупателям дороже. Прибыль российской фирмы уменьшается или вообще все обороты проходят не через нее, а через оффшорную компанию.
В рамках второго варианта оффшорная компания становится на налоговый учет в России и открывает счет в российском банке. Заключает через своего представителя договор с российской фирмой о совместной деятельности. Потом получает справку из Налоговой Службы Кипра об избежании двойного налогообложения в России.
При этом кипрская компания: представляет российскому партнеру ноу-хау на продукцию, которую будет изготавливать российская фирма и технологию производства; закупает оборудование для производства и размещает его на площадях российского партнера; закупает комплектующие и сырье для производства и поставляет их российской фирме уже по более высоким ценам, но не продает их; осуществляет контроль за производством продукции.
Российская компания: предоставляет производственные площади, трудовые ресурсы и управление производством; несет повседневные затраты; ведет учет совместной деятельности; получает выручку от продажи продукции и перечислять часть доходов (доход иностранного партнера) на его рублевый счет.
В России кипрская фирма не платит налоги с дохода от подобной деятельности, а также налоги на имущество и от его использования (деятельность кипрской компании не выходит за рамки Соглашения об избежания двойного налогообложения).
1 способ: Предположим, заключен контракт на импорт в России трех видов товаров со ставками ввозных таможенных пошлин 5%, 10% и 20%. Реальная стоимость товаров, установленных продавцом (например, норвежским): товара № 1 – 300 тыс. долл.; № 2 – 200 тыс. долл.; № 3 – 500 тыс. долл. США.
Российский резидент поставил своей задачей:
- расплатиться с иностранным контрагентом (1 млн. долл.);
- вывести за рубеж 250 тыс. долл.;
- минимизировать подлежащие уплаты таможенные платежи.
Для решения этих задач российский импортер заключает фиктивный контракт на поставку норвежской продукции с фирмой, зарегистрированной в «оффшорной зоне» (например, Британские Виргинские острова), который предоставляется в уполномоченный банк для оформления паспорта импортной сделки и в таможенные органы.
В этом контракте стоимость товара № 1 завышается вдвое и заявляется как 600 тыс. долл, при этом уплачивается на 15 тыс. долл. больше таможенной пошлины; стоимость товара № 2 завышается в 1,5 раза и заявляется как 300 тыс. долл., при этом уплачивается на 10 тыс. долл. больше таможенной пошлины; стоимость товара № 3 занижается в 1,43 раза и заявляется как 350 тыс. долл., при этом уплачивается на 30 тыс. долл. меньше таможенной пошлины.
Таким образом, на счета банка оффшорной фирмы (в БВО) вполне официально, в рамках паспорта импортной сделки, переводится не 1 млн. долл. (которые должен получить за свои товары норвежский экспортер), а 1,25 млн. долл.
Выгоды для российского импортера:
Уплачено на 5 тыс. долл. меньше таможенной пошлины.
За рубеж «ушло» 250 тыс. долл.
2 способ: заключается контракт на поставку в Россию какого-либо товара, предусматривающий авансовый платеж. После того, как предоплата произведена, фирма – импортер («однодневка») исчезает.