Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:29, контрольная работа
Предметом исследования данной работы является международный научно-технический обмен как форма международно-экономических отношений.
Объектом исследования является общественные международные общественные отношения между странами при международном научно-техническом обмене.
Целью исследования является подробное изучение и анализ международного научно-технического обмена как формы международно-экономических отношений.
Сложившийся на сегодняшний день мировой рынок технологий имеет свои особенности.
1. Мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики в целом.
2. Главными субъектами выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального.
3. Крупнейшие ТНК (например, «Кодак Истмен», «Боинг», «Форд Моторс» и др.) сосредотачивают исследование в своих руках, что способствует монополизации международного рынка технологий. Так, уровень монополистического контроля в области технологии достигает 80 – 90%, а расходы на НИОКР 300 ведущих ТНК мира в 1997 г. составили 216 млрд. долл.
4. Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется жизненным циклом технологии: 1 этап – предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализуются новые идеи, 2 этап – технологический обмен сопровождается или осуществляется в форме ПЗИ, 3 этап – чистое лицензирование, т.е. уступка прав собственности на технологи, ее использование. Таким образом, новейшие технологии в основном используются в стране базирования, а по мере их устаревания передаются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий (это дает около 15% прибылей ТНК).
5. начиная с 80-х годов около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменные трансферт технологий ТНК. На долю внутрикорпорационных поступлений приходится свыше 60% лицензионных поступлений промышленно – развитых стран: причем в США – 80%, в Англии – 50%.
6. технологический разрыв, существующий между различными группами стран, влечет за собой многоступенчатую структуру мирового рынка технологий:
a. высокие технологии (уникальные и прогрессивные) обращаются между промышленно развитыми странами. Причем лидирующие позиции здесь принадлежат США, расходы на НИОКР которых составляют столько же, сколько у Германии, Франции, Англии, Италии и Японии вместе взятых (97 млрд. долл. В 1997 г.);
b. низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся и бывших социалистических стран. Причем зачастую передаваемая сюда технология плохо приспособлена к возможностям этих стран, поскольку разработана применительно к уровню развития и структуре промышленно развитых стран с учетом развитой инфраструктуры и высококвалифицированного персонала.
Технологии, создаваемые в развитых странах, – трудо- и ресурсоемкие, но капиталосберегающие; технологии развивающихся стран – трудосберегающие, но ресурсо- и капиталоемкие. Таким образом, международная торговля технологиями на практике ограничена развитием адаптационных возможностей в их применении в той или иной стране.
Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно – правовую базу своего функционирования – Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).
4. Российские компании на мировом технологическом рынке.
Постепенное формирование новой модели производства и соответствующего ей общества привело к тому, что международное разделение труда затронуло все отрасли страновых экономик. Возникло международное разделение труда не только на основе производственного критерия, но и технологического. Таким образом, сформировались технологические очаги - страны и опережающим технологическим уровнем. Создавшееся неравномерное распределение технологий вызвало бурное развитие рынка технологий. Сам по себе мировой рынок технологий представляет собой всю совокупность технологических решений, имеющих производственное значение и пригодных для воспроизведения не только на предприятии - разработчике. Выстраивается схема взаимодействий, при которой разработчик является традиционно разработчиком для предприятия производителя, первоначально применившем данную технологию, а также консультантом по отношению к предприятию, получившему данную технологию впоследствии. При этом все три лица данной схемы могут быть объединены в любой комбинации. В таких условия, соответственно, возникли новые формы документарного оформления процесса передачи технологий. Так многонациональные предприятия и транс национальные корпорации являются на сегодняшний день лидерами в создании новых форм организации передачи производственных процессов. При этом имеется общая черта, сводящая данные процессы к внутрифирменной торговле, и тем самым выводящая данную форму экономической активности из поля зрения контролирующих государственных структур.
Одновременно, государства ужесточают технологическую политику, провозглашая технологические доктрины, направленные на недопущение потери темпов технологического и научного развития отраслей собственной экономики. При этом всячески поощряется закупка технологий за рубежом, но при условии, что собственные предприятия не будут переходить в собственность иностранных акционеров. В отношении ТНК государства стараются придерживаться по возможности норм антимонопольного законодательства и строго контролировать процесс смены прав на результаты интеллектуальной деятельности между государственным и частным сектором как внутри страны, так и за рубежом.[2]
В 90-е годы прошлого века возник прецедент отхода от документарных форм передачи технологической документации. В первую очередь это произошло в секторе информационных технологий, в частности в появлении оффшорного программирования и создания встраиваемых идентификационных модулей, содержащих текст лицензионного соглашения в электронном виде в программные блоки собственных разработок, ориентированных на конечного пользователя. С расширением сети Интернет и развитием технологии оптического копирования данных в цифровом формате, возникли совершенно новые условия функционирования технологического рынка. В настоящий момент на мероприятия по защите цифровых копий документации технологических процессов оттягивается до 20% бюджетов технологических сделок. Вместе с этим, развитие международного финансового рынка и глобализация мировых финансовых потоков, путем всеобщего применения электронных систем передачи финансовых данных, привело к модернизации существовавших форм лицензионных договоров. Лицензиар и лицензиат получили широкий выбор форм оплаты передаваемой лицензии. Так была реанимирована форма расчета за переданную лицензию на основе учета объема проданной продукции, произведенной на основе лицензии. В этом заслуга так называемых "умных магазинов" широко распространившихся в Японии. Суть в том, что одновременно с оплатой товара в розничной сети, покупатель получает не только кассовый чек, но и запись в своей директории базы данных данной сети магазина. Одновременно формируется сообщение, автоматически передаваемое на оптовые склады, сбытовые отделы производственных предприятий, в систему городской коммунальной службы, а также целому ряду отдельных подразделений, находящихся в системе данной сбытовой сети. Таким образом, продукция, произведенная по лицензии, на ряду со всей прочей находится под постоянным контролем на всем пути от производства до конечного потребителя. Данные по каждому товару в электронном виде попадают как к лицензиату, так и к лицензиару. При этом отсутствуют механизмы влияния на показатели, содержащиеся в отчетности сбытовой сети. Данная ситуация циклического развития формы оплаты за лицензию своей диалектичностью перекликается с новым технологическим принципом, примененным в США. Это так называемый принцип «модернизации по спирали».
Суть данной концепции состоит в том, что при проектировании новой техники и нового технологического процесса принимается во внимание временной отрезок в 40 лет: 20 лет до и 20 лет после настоящего момента. Это позволяет конструировать полностью взаимозамещаемые узлы и агрегаты, применяемые в сложных комплексных системах. Таким образом, достигается срок службы несущей конструкции (флот, авиация, обработка поверхностей) в два - три раза превышающий данный отрезок при традиционном подходе. Данный принцип внес в технологическую торговлю фактически бессрочные договора. В традиционном лицензионном договоре крайний срок взаимодействия сторон достигал общего срока действия патента на предмет договора. В данной ситуации подразумевается технологическое сотрудничество не ограниченное периодом действия патента и даже, цикла технологического замещения.
Таким образом, технико-экономический смысл закупки лицензии приобретает дополнительный смысл за счет перспективы сотрудничеств в новых областях развития технологии за пределами одного технологического принципа. Ранее никогда такой возможности предприятия не имели. Фактически создаются долгосрочные научно-производственные альянсы, имеющие тенденцию к взаимному инвестированию как в форме нововведений, раздела рынков, так и прямого финансирования новых программ.[3]
Данный опыт особенно интересен российским технологическим компаниям. Не секрет, что большая часть российского хай-тека имеет научную базу, созданную в советский период на мощностях оборонно-промышленного сектора. Здесь вопросы конверсии, коммерциализации и определения прав собственности на интеллектуальную составляющую стоят достаточно остро. Однако мировая практика имеет массу примеров успешного выхода из данной ситуации, но надо помнить, что успешность можно определить по прошествию 10-15 лет с начала конверсионного процесса. Опыт российских предприятий свидетельствует, что при правильной постановке вопроса (бизнес-планирование, менеджмент) есть все условия для выхода на всероссийский и далее на мировой уровень в технологическом плане.
Вопрос выхода на мировой рынок технологической продукции возник перед нашей страной с середины 20-х годов. Молодому советскому государству остро требовались новейшие технологии. Однако сложившаяся международная обстановка привела к тому, что все последующее сотрудничество происходило не благодаря содействию международной общественности, а вопреки. Приходилось преодолевать массу искусственно созданных барьеров. Часть технологических направлений пришлось воссоздавать самостоятельно или же дублировать. Советские ученые работали практически во всех областях науки, стараясь соответствовать и определять мировой уровень технологического развития. Но, тем не менее, советская экономическая школа имела значительные методологические наработки в области лицензионной торговли, так методикой технико-экономического обоснования закупки лицензий пользуется весь мир.
В настоящий момент, в связи с введением частных прав на результаты интеллектуального собственности, возникло новое правовое поле. Также возник технологический менеджмент. Есть масса замечаний, по поводу того, что нет квалифицированных кадров, из России выкачивают технологии и т.п. При этом, сравнивают Россию со странами, где имеется огромный опыт частного технологического предпринимательства, в то время как до 1992 года в СССР существовал запрет на совершение внутренних лицензионных сделок. Таким образом, история присутствия России на технологическом рынке имеет 10 лет. Если помнить о том, что средний период согласования технологической сделки имеет срок в 3-5 лет, то фактически невозможно говорить о неудачах России в плане технологического сотрудничества. Наоборот, российские предприятия быстро пережили эпоху совместных предприятий (3-5 лет), в то время как Восточная Европа потратила на то же 15 лет, прежде чем в массовом порядке стали ликвидироваться данные формы сотрудничества в виду своей не эффективности. Далее российские предприятия перешли к инвестиционному сотрудничеству, прямым заказным контрактам на НИОКР, созданию дочерних предприятий на территории России и за рубежом. Фактически российскими предприятиями освоены все формы финансовых расчетов с иностранными партнерами. Наметился переход от модели "одна фирма - одна лицензия" к "одна фирма - одна лицензия - несколько торговых марок". Что позволяет российским предприятиям широко варьировать свои права и обязанности в рамках лицензионного договора.
Заключение
В процессе исследования данной темы были решены поставленные задачи: изучена история технологического сотрудничества, подробно исследованы сущность, предпосылки, экономическая целесообразность международно-технического обмена, охарактеризован мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития, рассмотрены российские компании на мировом технологическом рынке.
Тем самым была достигнута цель исследования подробно изучен и проанализирован международный научно-технический обмен как форма международно-экономических отношений.
Вопрос выхода на мировой рынок технологической продукции возник перед нашей страной с середины 20-х годов. Молодому советскому государству остро требовались новейшие технологии. Однако сложившаяся международная обстановка привела к тому, что все последующее сотрудничество происходило не благодаря содействию международной общественности, а вопреки. Приходилось преодолевать массу искусственно созданных барьеров. Часть технологических направлений пришлось воссоздавать самостоятельно или же дублировать. Советские ученые работали практически во всех областях науки, стараясь соответствовать и определять мировой уровень технологического развития.
19
[1]Акопова Е.С. Воронкова О.Н. Мировая экономика и международные отношения: Серия «Учебники , учебные пособия». – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001г.
[2] Мировая экономика и международный бизнес: учебник/ под общ. ред. д-ра экон. наук проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук проф. Р.К. Щенина. – М.: КНОРУС, 2005г.
[3] Тэор Т.Р. Мировая экономика. – СПб.: Питер, 2002г.