Методы увеличения нефтеотдачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Классификация методов увеличения нефтеотдачи, принятая в международном общении, в основном опирается на понятия, сформулированные в США. Но и в США эти понятия оформились не сразу. В этой связи, прежде всего, следует обратить внимание на используемую в этой стране классификацию методов разработки, которая, по нашему мнению, определяется экономическими соображениями. В частности, в целях повышения экономической эффективности разработки, снижения прямых капитальных вложений и максимально возможного использования для этих целей реинвестиций весь срок разработки месторождения разбит на три основных этапа.

Прикрепленные файлы: 1 файл

zak4.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

Поэтому в США  экономические стимулы выступают  в двух формах - в виде финансовой поддержки правительства и в  форме системы федеральных и  штатных налоговых льгот. Такая  система действует уже примерно четверть века. Начало ее было положено в конце 70-х годов, когда нефтяной кризис и сопутствующие ему низкие цены на нефть угрожали свести на нет применение методов увеличения нефтеотдачи и привести к быстрому сокращению извлекаемых запасов нефти в стране. В этот период Конгресс США утвердил национальную программу стимулирования в области рационального использования недр. Эта программа, в частности предусматривала реализацию проектов испытаний и освоения методов увеличения нефтеотдачи. Отбор проектов осуществлялся на конкурсной основе. Активное участие в формировании и выполнении Федеральной программы принимал Национальный Институт США по исследованиям в области нефти и энергетики - NIPER. Участие в конкурсе могли принимать все недропользователи США.

Обычно при  выявлении победителей конкурса учитывается не только эффективность  технологии, но и то, насколько широкое  распространение она может получить в нефтедобывающей отрасли. Роль правительства при этом не сводится лишь к поддержке недропользователя в осуществлении определенного проекта и связанного с ним проведения научно-исследовательских работ. Конечной целью является организация распространения новой технологии и повышение технологического уровня отрасли в целом. При этом предусматривались следующие экономические стимулы:

    • Правительство через Министерство энергетики дотировало проекты победителя в размере до 40-50 % (в некоторых случаях до 80 %) капитальных вложений, а также научно-исследовательские работы;
    • Вводилось льготное налогообложение на нефть, добытую с помощью методов увеличения нефтеотдачи - 30 % против 70 % в случае  применения традиционных методов. При этом для всех проектов базовый уровень добычи исчислялся из расчета ежемесячного снижения в размере 2,5 %. Это означало, что уже спустя 4,5 года вся добытая нефть переходила в категорию полученной дополнительно за счет методов увеличения нефтеотдачи;
    • При существовавшем в США до 1981 г. контроле над ценами, нефть, добытую за счет методов увеличения нефтеотдачи, можно было продавать по мировым ценам;
    • Предусматривались также и штатные льготы. Так в штате Техас в 80-е годы был принят закон, согласно которому в случае применения методов увеличения нефтеотдачи штатная налоговая льгота составляла 50 % от традиционной и действовала втечение 10 лет. Важно  подчеркнуть, что снижение налогов привело к увеличению абсолютных поступлений в бюджет штата.

Федеральные программы  испытаний и освоения методов  увеличения нефтеотдачи периодически обновлялись. Так, в 90-е годы Правительство  США и штата Луизиана оказывали существенную финансовую поддержку в ходе реализации проекта испытаний и освоения нового термогазового метода на месторождении Вест Хакберри. Нужно подчеркнуть, что испытания и развитие этого метода, предложенного в СССР в 1971 г., осуществлялись в конце 80-х - начале 90-х годов в рамках Международного проекта СССР - США «Интернефтеотдача» на месторождениях США и СССР (Украина, Азербайджан). Государственная поддержка в США НК «Амоко», осуществлявшего упомянутый выше проект, заключалась в следующем:

    • Правительство США через Министерство энергетики предоставляло примерно половину всех финансовых средств, необходимых для осуществления проекта - около 6,7 млн. долл. США в течение 4 лет (1994-1997 г.г.). В основном, эти средства шли на исследования технологии закачки воздуха и на капитальные вложения;
    • НК «АМОКО» был предоставлен так называемый федеральный 15 % кредит. Это означало, что налог подсчитывается обычным путем, но уменьшается на величину 15 % от расходов на закачку воздуха;
    • НК «АМОКО» получила также штатную налоговую льготу в виде освобождения от так называемого «серванс» налога, который составляет 12,5 % от стоимости добытой нефти.

В результате проект закачки воздуха на месторождении  Вест Хакберри оказался весьма рентабельным и привлекательным и не случайно, что его реализация прошла успешно.

Нужно отметить, что и в СССР реализация аналогичного проекта испытаний нового метода на месторождении Гнединцы (Украина) во второй

половине 80-х  годов также получала финансовую поддержку Правительства в виде полной компенсации капитальных затрат из существовавшего тогда «Фонда нефтеотдачи». В значительной мере благодаря этому проект был осуществлен успешно.

Судя по результатам, формирование и реализация Федеральных  промысловых программ сыграли важную роль в кардинальном улучшении использования запасов нефти, даже в условиях нефтяного кризиса. Именно в этот период дополнительная добыча нефти за счет применения методов увеличения нефтеотдачи выросла почти в 3,0 раза и достигла годового уровня порядка 40 млн. тонн (рис. 19). За этот период на 30 % выросла и нефтеотдача, которая в 2000 г. достигла 41 %. В настоящее время, когда основной акцент делается на расширении масштабов применения уже прошедших испытания и освоение методов увеличения нефтеотдачи, государственные стимулирующие рычаги в основном концентрируются на применении гибкой фискальной системы.

Система налогообложения - главный экономический фактор, с помощью которого государство  регулирует деловую активность нефтедобывающих  компаний, в том числе и в  области повышения нефтеотдачи. В нефтедобывающей отрасли США действуют налоги трех типов: местный (муниципальный), штатный и федеральный.

Местный налог  или налог на собственность устанавливается  владельцем участка в зависимости  от ценности земли и ее недр. Этот налог взимается ежегодно в течение всего времени аренды участка. Величина налога в разных районах США изменяется от 0,1 % до 1,5 % от стоимости основных фондов нефтяных компаний. Это обуславливает невыгодность для компании заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и    затягивать   работы   во    времени.    Важно   подчеркнуть,   что   это    же обстоятельство является побудительным мотивом для повышения нефтеотдачи и, вследствие этого, увеличения уровня добычи нефти и величины дохода предприятия.

Штатный налог  состоит из двух частей - налога на эксплуатацию недр (роялти на добычу) и корпоративного подоходного налога. Величина роялти, обычно объявляемая при торгах участками, изменяется от 0,5 % до 12,5 % от

рыночной стоимости  добытой продукции независимо от того, получила компания прибыль или нет.

 

 


 

Важно подчеркнуть, что размер штатных налогов устанавливается  властями штатов в зависимости от их политики в стимулировании применения методов увеличения нефтеотдачи.

Федеральный налог  устанавливает конгресс США. Он одинаков по всей стране и составляет 34 % от налогооблагаемой прибыли. Эта прибыль равна остатку от валовых доходов от добычи нефти после вычетов затрат на арендные платежи (земельной ренты), роялти, местные и штатные налоги, эксплуатацию, амортизацию оборудования и других основных фондов.

Имеется возможность  списывать капитальные вложения в зависимости от кратности запасов. Чем она ниже, тем больше можно  списывать. Кроме того, устанавливается  минимальная роялти, пока проект не станет рентабельным.

Рынок ценных бумаг  формирует стоимость акций нефтяных компаний в прямой зависимости от величины дивидендов, которые в свою очередь зависят от рентабельности, а последняя - от уровня добычи, которая  при принятых в США ограничениях напрямую зависит от доказанных извлекаемых запасов и нефтеотдачи.

Как уже отмечалось, в США функционирует жесткий  контроль недропользователей в отношении  рационального использования запасов  нефти. Этот контроль сводится к установлению технологических критериев, выполнение которых является обязательным для нефтедобывающих компаний. Главными из них являются следующие:

    • необходимость ежегодного пересчета извлекаемых запасов нефти и их аудит;
    • необходимость ежегодного представления в Комиссию по ценным бумагам и биржам результатов ежегодного пересчета извлекаемых запасов и их независимой экспертизы;
    • обязательное ежемесячное представление в железнодорожные комиссии основных параметров добычи флюидов по скважинам, пластам, объекту (дебит нефти, обводненность, газовый фактор, забойное и пластовое давления, объем закачки вытесняющих агентов и т.п.);
    • согласование мест бурения скважин;
    • ограничение расстояния между скважинами;
    • ограничение верхнего предела дебита скважин;
    • ограничение нижнего предела темпа отбора  нефти  от текущих извлекаемых запасов;
    • регламентация качества вскрытия пласта;
    • регламентация частоты проведения исследований скважин.

Все эти меры прямо или косвенно направлены на повышение эффективности разработки месторождений и, в первую очередь, на повышение нефтеотдачи и извлекаемых запасов.

Невыполнение  перечисленных выше требований влечет за собой серьезные штрафные и  административные санкции. Кроме того, если нефтедобывающая компания не предоставит  к определенному времени в  Комиссию по ценным бумагам и биржам результаты пересчета извлекаемых запасов и их независимой экспертизы, акции этой компании не смогут быть размещены на бирже с целью привлечения инвесторов.

Оптимизация соотношения  принудительных и стимулирующих  мер, в конечном счете, и определяет действенность государственного управления рациональным использованием запасов нефти.

В этой связи  следует подчеркнуть, что в США  в течение длительного времени  нефтеотдача растет, хотя структура  запасов ухудшается. Рост нефтеотдачи  в США является основным фактором стабилизации величины извлекаемых запасов, так как прирост запасов за счет геологоразведочных работ не покрывает добычу нефти. Это свидетельствует о том, что действующий в США механизм государственного управления рациональным использованием запасов нефти в целом эффективен, и опыт этой страны целесообразно учитывать при формировании соответствующего механизма в нашей стране, где нефтеотдача уже в течение нескольких десятилетий падает, а в последнее десятилетие величина извлекаемых запасов существенно сокращается.

На основе анализа  сведений о деятельности различных  американских органов управления нефтяным бизнесом, можно представить структуру  государственного управления рациональным использованием запасов нефти в  США, принципиальная схема которого представлена на рис. 20.

Структура государственного управления рациональным использованием запасов нефти в США непрерывно совершенствуется, однако при этом основные ее компоненты сохраняются. Именно это обстоятельство было использовано нами в формировании механизма и  структуры государственного управления рациональным использованием запасов нефти в России.

 


Рис. 20. Структура управления и контроля рационального использования запасов  нефти в США

 

Основные положения

«Концепции государственного управления

рациональным использованием запасов  нефти» в РФ

 

Предлагаемая «Концепция» предусматривает  достижение следующих основных целей:

    • кардинальное повышение эффективности использования сырьевой базы нефтедобычи - национального достояния страны;
    • формирование действенного механизма повышения нефтеотдачи на основе гармонизации объективно противоречивых экономических интересов  государства как хозяина недр, недропользователей  и инвесторов;
    • создание условий востребованности и стимулирования применения отечественных достижений научно-технического прогресса в области повышения нефтеотдачи;
    • преодоление негативной многолетней тенденции снижения нефтеотдачи, принявшей угрожающий характер для экономической безопасности страны;
    • обеспечение условий стабильного долговременного поступления в бюджет государства для решения социально-экономических задач.

Для достижения этих целей необходимо формирование механизма управления рациональным использованием запасов  нефти со следующими основными компонентами:

    • гармонизация экономических интересов государства с субъектами Федерации, недропользователей и инвесторов;
    • формирование комплекса экономических стимулов, побуждающих недропользователей применять технологии и технические средства кардинального повышения нефтеотдачи (недропользователям должно быть выгодно применять МУН!);
    • обеспечение формализации, прозрачности и равнодоступности экономических стимулов для максимально возможного исключения лоббирования и злоупотреблений;
    • формирование конкурсных Федеральных программ испытаний и освоения отечественных технологий и технических средств увеличения нефтеотдачи;
    • формирование Государственного фонда нефтеотдачи для компенсации (частичной или  полной) повышенных затрат при реализации проектов Федеральной программы;
    • создание системы контроля правильности использования экономических стимулов;
    • формирование критериев недропользования, не допускающих выборочную выработку запасов, ведущую к существенному снижению нефтеотдачи;
    • формирование структуры государственного управления и контроля рационального использования запасов нефти, способной реализовать механизм стимулирования и обязательного применения достижений научно-технического прогресса в целях кардинального увеличения нефтеот

Информация о работе Методы увеличения нефтеотдачи