Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:38, контрольная работа
Капитал как экономический ресурс подразделяется на реальный и денежный. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, рассматриваемый в данной главе, представляет собой финансовые ресурсы (финансовые активы, финансы).
Финансовые ресурсы принадлежат частным лицам, компаниям, национальным и международным организациям, государствам. Они неравномерно распределены между странами и поэтому постоянно перемещаются между ними. Это движение финансовых активов принимает форму международного движения капитала. Одновременно часть финансовых ресурсов занята в обслуживании платежей, возникающих в ходе международной торговли товарами и услугами, передачи знаний и международной миграции рабочей силы. Это движение финансовых активов в мире принимает форму международных валютно-расчетных отношений.
Финансовые ресурсы мирового хозяйства
3
Стратегия социально-экономического развития развивающихся стран
10
Библиографический список
16
К подобной периферии можно отнести развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Рынки капитала этих стран называют возникающими, или нарождающимися рынками (emerging markets), в отличие от рынков капитала в развитых странах (mature markets). Крупнейшими из нарождающихся рынков капитала, если судить только по рыночной капитализации акций, являются в Европе рынки Польши, Чехии, Венгрии и России, в Азии - Индии, Индонезии, Южной Кореи, Малайзии, Таиланда, Тайваня, Филиппин и особенно Китая с Гонконгом, в Африке - Южно-Африканской Республики, в Латинской Америке - Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, Чили.
Величина этих рынков невелика, но колебания конъюнктуры и другие риски - значительны. Однако высокий уровень доходности и быстрые темпы роста делают многие из этих рынков привлекательными для иностранных инвесторов. В 1996 г. чистый приток капитала на эти рынки из-за рубежа превышал 200 млрд. долл. в год, но в 1997-1999 гг. он снизился из-за финансового кризиса, охватившего многие из возникающих рынков.
Анализ экономики России
за последние несколько лет
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мировые финансовые ресурсы являются неотъемлемой частью денежных мировых отношений и играют огромную роль в формировании, распределении мировых денежных средств. Также можно сказать, что мировые финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость мировых финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без мировых финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать мировую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие мировые потребности.
В работе мною были рассмотрены функции мировых финансов, а именно: распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Таким образом, в работе я сделал попытку раскрыть следующие вопросы: необходимость и сущность мировых финансов, функции финансов и мировая финансовая политика в современных условиях.
Перед развивающимися странами стоят прежде всего проблемы укрепления и роста экономики, преодоления отсталости, повышения жизненного уровня населения и изменения позиций в мировом хозяйстве.
Решение этих проблем
национальные правительства связывали
с проведением
Политика индустриализации формировалась в развивающихся странах с учетом уровня развития, над елейности ресурсами каждой из них. Но за этой спецификой прослеживаются две модели, в той или иной степени типичные для подавляющего большинства этих стран.
В силу объективных условий на первых этапах чаще всего реализовывалась модель импортозамещающей индустриализации, т.е. развития местной обрабатывающей промышленности под защитой высоких тарифов (протекционизм) для удовлетворения внутреннего спроса, сокращения импорта, особенно потребительских товаров. Эта модель позволяла за счет освоения внутреннего рынка укрепить национальное предпринимательство, защитить молодую промышленность. На ее основе в 60-е гг. среднегодовые темпы роста промышленности в развивающихся странах превысили 6%.
В то же время выявились существенные просчеты политики замещения импорта, основными из которых были низкий платежеспособный спрос внутреннего рынка, хроническая недогрузка (до 50%) промышленных мощностей, рост импорта новой техники и соответственно давление на валютные резервы, низкая конкурентоспособность продукции, созданной в «тепличных» условиях защищенного внутреннего рынка. Из-за сохранения отсталых форм землепользования и высоких цен на сельскохозяйственную технику местного производства не был модернизирован аграрный сектор. Рост промышленного производства не вызвал заметного увеличения спроса на рабочую силу (2,5—3% в год). Эта совокупность причин не позволяла улучшить социальные показатели развития; росло неравенство в распределении национального дохода.
Другая модель ориентирована на экспорт национальной промышленной продукции, завоевание позиций на внешнем рынке. Отсюда ее название — экспортоориентированная индустриализация. Она основана на открытости экономики, активном участии в международном разделении труда, использовании мировой торговли для увеличения финансовых ресурсов страны и модернизации структуры хозяйства.
Это направление индустриализации оказало сильное влияние на стратегию развития в третьем мире благодаря успехам четырех азиатских стран (Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи), которые, не имея богатых природных ресурсов, сделали ставку на экспорт готовой продукции, используя дешевую дисциплинированную рабочую силу. Экономическому подъему во многом способствовали тесные экономические связи с Японией на основе модели «летящие гуси». Суть последней состояла в том, что страна-лидер (в данном случае Япония) через свои инвестиции, а также новые технологии, опыт менеджмента и маркетинга приобщала их к современному производству, расширяя экспортные возможности. Как уже отмечалось, эти страны перешли в группу развитых, доказав тем самым возможность прорыва, преодоления экономической отсталости в короткие сроки.
На основании обследования 40 развивающихся стран Всемирный банк выявил, что в 1963-1973 гг. большая часть этих стран придерживалась импортзамещения, в 1973—1985 гг. их число несколько снизилось, а с конца 80-х гг. и особенно в 90-е гг. быстро растет число развивающихся стран, в первую очередь в Азиатскотихоокеанском регионе, проводящих политику стимулирования экспорта.
В чистом виде два указанных основных направления индустриализации трудно найти. Обычно они взаимодействуют в разных соотношениях. В зависимости от внутренних экономических условий и мировой конъюнктуры на первый план выходит то или иное направление.
Для большинства развивающихся стран характерно активное участие государства в экономике. Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно усиливали роль государства как хозяйствующего собственника.
Государственный сектор создавался прежде всего путем расширения его позиций за счет нового строительства в инфраструктуре и промышленности, частично — национализации. Доля государственных предприятий в ВВП составляла в 90-х гг. в среднем 11 % (в развитых странах — 5%). Государство заметно усиливало свое влияние и в социальной сфере (особенно в образовании), наращивая бюджетные ассигнования на его развитие.
Усилению экономической роли государства способствовали перспективные планы, принятые в большинстве развивающихся стран под влиянием советского опыта планирования. По некоторым оценкам, за 1950-1980 гг. было утверждено более 300 планов, однако многие из них существовали скорее как заявления о намерениях правительства. Вместе с тем некоторые страны третьего мира, например Индия, продолжают осуществлять пятилетние планы, способствующие росту современной промышленности и инфраструктуры.
Участие государства не отменяло в большинстве развивающихся стран рыночные механизмы, хотя оно нередко пыталось их ограничивать путем контроля над частным предпринимательством. Например, в Индии промышленность государственными указами была разделена на три группы с разной степенью разрешенного участия частных предпринимателей. Некоторые производства (оборонные, стратегически важные) были для них закрыты. В еще большей степени такого рода ограничения относились к частному иностранному капиталу. Эта стратегия формировала смешанную экономику на основе взаимодействия государственного и частного секторов.
Масштабы государственной собственности в развивающихся странах, увеличивавшиеся в 50-70-х гг., затем начали постепенно сокращаться, в первую очередь в Латинской Америке и Азии. Это было вызвано укреплением национального предпринимательства, ростом его влияния в экономике и политике, неэффективностью большинства государственных предприятий, усиливающей бюджетные дефициты (например, в ряде стран Латинской Америкиони достигали 4-16% ВВП).
Заметное влияние на ограничение государственного сектора оказала политика МВФ и Всемирного банка, настаивающих на отказе государства от убыточных предприятий, а также пример приватизации в развитых странах в 80—90-е гг.
В развивающихся странах приватизация затронула прежде всего энергетические отрасли, телекоммуникации. Право покупки получил как местный, так и иностранный частный капитал. Крупнейшие продажи были проведены в ) 988—1997 гг. в Бразилии — на сумму 32 млрд долл., Мексике — 29 млрд долл., Аргентине — )9 млрд долл., а также в Индонезии, Перу, Филиппинах. Приватизация должна была существенно укрепить финансовую базу государства и улучшить управление предприятиями. Однако поступления от приватизации оказались ниже ожидаемых (особенно в странах Африки из-за слабости местного капитала и незначительной заинтересованности иностранных инвесторов).
Низкие темпы
роста ВВП, слабые положительные
изменения в уровне подушевого дохода
и социальных показателях побудили
ряд развивающихся стран, в первую
очередь Латинской Америки
Программы структурной адаптации с разной степенью последовательности проводились в Боливии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили и некоторых других странах. Существенное место в этих программах заняли ограничение социальных расходов в бюджетах государств, попытки жесткого финансового курса, санация государственного сектора. Они натолкнулись на недоверие местных инвесторов, которые, боясь очередной девальвации национальных валют, предпочитали спекулятивные операции на фондовых рынках, а не вложение средств в производство. Технологическое отставание производства тормозило экспорт и вело к нарастанию внешнеторговых дефицитов, что требовало привлечения краткосрочных кредитов («горячих денег») извне. Программы не решали социальных задач, заметно увеличилась безработица в Боливии, Чили, Мексике. Кризис экономики Мексики в 1994—1995 гг., финансовый обвал в Бразилии в начале 1999 г. стали проявлениями слабости структурных изменений, неустойчивости денежно-кредитных систем.
Повышение доли накопления в ВВП — необходимое условие ускорения развития. В странах третьего мира оно было осложнено ограниченностью внутренних ресурсов и необходимостью одновременно решать задачи, требующие массированных капиталовложений. Большинству развивающихся стран за счет ограничения темпов роста потребления, увеличения доходов от экспорта и местного производства удалось поднять долю инвестиций в ВВП с 15-17% в 50-х гг. до 30% в 90-х гг. Вместе с тем половина НРС не смогли перейти даже 15%-ный рубеж. Рост доли накопления тормозится в развивающихся странах высоким уровнем инфляции (36% в 80-е гг.), которая начала снижаться к концу 90-х гг. (8-10%), но финансовый кризис способен вновь подтолкнуть этот процесс. Также негативно может повлиять на уровень накопления сокращение экспортных поступлений в результате спада спроса на мировом рынке как следствие кризиса.
Развивающиеся страны добились определенных положительных сдвигов в социальной сфере. Повысилась продолжительность жизни: с 30-35 лет в 50-х гг. до 52 лет в 90-х гг. — в странах Тропической Африки, 62 — Южной Азии, 68 — Юго-Восточной Азии, 70 лет — Латинской Америки (в развитых странах она составляет 77 лет).
Начальным образованием охвачено до 95% соответствующей возрастной группы, однако продолжительность школьного обучения в большинстве развивающихся стран в два, а в Тропической Африке — почти в три-четыре раза короче, чем в развитых государствах. Сохраняется отставание в доступе к образованию (даже начальному) девочек, они составляют основной отсев учащихся.
Социальные проблемы в третьем мире остаются весьма острыми. Об этом говорит тот факт, что подавляющее большинство развивающихся государств попадает в группу стран с низким уровнем индекса человеческого развития.
Информация о работе Контрольная работа по "Мировая экономика"