Конкурентоспособность Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 08:22, диссертация

Краткое описание

6 февраля Банк Англии и ЕЦБ оставили ставки без изменений. Ожидается длительный период низких ставок на фоне низкой инфляции и применение всех законных мер в борьбе с дефляцией. Конкретные действия были отложены до выхода данных по ВВП Еврозоны за 4 квартал 2013 года в начале марта 2014 г.
Рынок золота остаётся на уровне 1255-1263$ за одну тройскую унцию. Колебания цен носят ограниченный характер, физический спрос вялый в связи с праздниками в Азии. Спрос на золото в Китае, крупнейшем потребители в мире, как правило, поднимается перед Лунным новым годом, который приходится на 31 января в этом году.

Прикрепленные файлы: 1 файл

МИРОВОЙ ОБЗОР - февраль (НА САЙТ).doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

 

Обзор отдельных мировых товарных рынков

по отдельным товарным позициям

(информация подготовлена на базе информационных ресурсов Интернета)

 

Золото

 

Рынки драгоценных металлов слабо подрастают под влиянием укрепления доллара США, но рост остаётся невыразительным. Цены на золото почти не изменились с начала года, так как сохраняющиеся признаки сильного физического спроса со стороны Китая оказывают поддержку котировкам.

 

Динамика цен в январе-феврале 2014 года

 

 

6 февраля Банк Англии и ЕЦБ оставили ставки без изменений. Ожидается длительный период низких ставок на фоне низкой инфляции и применение всех законных мер в борьбе с дефляцией. Конкретные действия были отложены до выхода данных по ВВП Еврозоны за 4 квартал 2013 года в начале марта 2014 г.

Рынок золота остаётся на уровне 1255-1263$ за одну тройскую унцию. Колебания цен носят ограниченный характер, физический спрос вялый в связи с праздниками в Азии. Спрос на золото в Китае, крупнейшем потребители в мире, как правило, поднимается перед Лунным новым годом, который приходится на 31 января в этом году.

По прогнозу банка ANZ, стоимость золота в конце 2014 г. составит 1450$. После сильного падения стоимости в прошлом году золоту ещё предстоит утвердиться в роли защитного инфляционного актива и инструмента диверсификации инвестиций. При том, что для российских золотодобытчиков 2013 г. стал успешным: по объёму производства золота Россия вышла на третье место в мире, после Китая и Австралии, обогнав США.

Цены на драгметалл №1 неуклонно росли в течение 12 лет, но в 2013 г. эта тенденция не продолжилась: за прошлой год золото подешевело на 29%.

На радикальное удешевление золота в первом полугодии 2013 г. повлияло масштабное закрытие спекулятивных позиций по так называемому “бумажному золоту“ вкупе с массовым исходом инвесторов из ETF-фондов. Система ETF-фондов успешно функционировала с 2003 г., но в 2013 году инвесторы начали активно выходить из неё, вследствие чего на рынки поступило 700 тонн физического золота, то есть порядка одной трети от общего объёма в 2100 тонн. И третий завершающий удар по золоту нанесли в декабре денежные власти США, объявив о сокращении программы количественного смягчения.

Помимо ожиданий свертывания программы количественного смягчения в США на удешевление золота в 2013 г. также повлияло снижение спроса на него со стороны Центробанков. А поскольку, воздействие этих двух факторов сохранится и в 2014 году, ожидать подорожания золота не следует. Очевидно, цены на него будут колебаться в пределах $1000-1100 за тройскую унцию.

 

Динамика цен в 2013 году

 

 

В конце года цены на февральские фьючерсы приближались к $1200 за тройскую унцию, тогда как в начале этого года некоторые аналитики не исключали достижения новых исторических максимумов на уровне $2000 за унцию.

В 2014 г., возможны два сценария: пессимистический, с падением “золотых“ цен ниже $1000 за тройскую унцию до трёхзначных величин, и более сдержанный, подразумевающий дальнейшие колебания ценового графика выше указанного уровня - наиболее реалистичным сегодня представляется диапазон в $1100-1200 за унцию.

 

Динамика цен за последние 5 и 10 лет

 

 

 

 

Уголь

 

На фоне уверенно растущих показателей нефтяных и газовых компаний России угольная отрасль наряду с электроэнергетикой показала спад производства. Угольщикам удалось нарастить экспортные поставки, но мировые цены на энергетический уголь упали на 11%.

Итоги 2013 года в отраслях ТЭКа - добыча нефти и газового конденсата в 2013 году установила рекорд поднявшись на 0,9%, до 523,2 млн. тонн, добыча газа выросла на 2%, до 668 млрд. куб. м. Поставки газа на экспорт с учетом СПГ выросли на 10,4%, до 205,6 млрд. куб. м. Ожидаемый спад показала ориентированная на внутренний спрос энергетика: потребление упало на 1,4%, до 1,01 трлн. кВт/ч. Снижение производства зафиксировано и в угольной отрасли: в 2013 году компании добыли 352 млн. тонн, что на 0,78% меньше, чем в 2012-м.

Падение объема поставок угля на внутренний рынок (на 5,1%, до 178 млн. тонн) было компенсировано ростом экспорта на 12,6%, до 142,9 млн. тонн. Но около 30 млн. тонн угля все равно осталось на складах (40 млн. тонн - 2012 год). Спрос на энергетический уголь сократился на 10 млн. тонн.

 

                      

 

 

Падение спроса на энергетический уголь в стране, связано, прежде всего, с природными явлениями. На спрос повлияла высокая выработка ГЭС в Сибири, где сосредоточено около половины российской угольной генерации. В объединенной энергосистеме Сибири, где 94% ТЭС — угольные станции, снижение выработки по итогам года составило 14%. В среднем по России выработка угольных станций сократилась примерно на 9%.

При этом в 2014 году Минэнерго России ожидает ввода 8,3 млн. тонн новых мощностей по добыче угля. Минэнерго России постарается поддержать инвестиции, прежде всего в новые центры угледобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Тува, Якутия, Забайкалье) за счет "адресной господдержки, инвестиционных налоговых льгот, использования накопительной части пенсионных фондов, а также Фонда национального благосостояния".

При развитии мирового рынка по сценарию неблагоприятной конъюнктуры к 2030 году на Дальнем Востоке можно ожидать только плавного роста на 12,2% по сравнению с 2012 годом, в Восточной Сибири - стагнации, а в Западной Сибири с ее Кузбассом - даже падения добычи на четверть. В совокупности к 2030 году добыча угля станет на 112 млн. тонн в год меньше, чем предусмотрено отраслевой программой 2011 года.

Экспорт: транспортный барьер. Главное - поиск возможностей увеличения сбыта. Варианта всего два - экспорт или наращивание внутреннего потребления. Для российской угольной промышленности экспортные поставки имеют важнейшее значение. На протяжении многих лет экспорт рос опережающими темпами по сравнению с отраслью в целом. С 2002 по 2012 годы прирост добычи угля в стране составил 78 млн. тонн, или 32%, а экспорт вырос на 81,8 млн. тонн, или на 166%.

К настоящему времени экспортная квота в российской угольной отрасли превысила 40% (более высокие показатели только у Индонезии и Австралии, опережающих нас и по общему объему вывоза), тогда как внутреннее потребление угля уже третье десятилетие фактически стагнирует.

Многие российские угольные компании ставят экспорт в число приоритетов своего развития. Сегодня российский уголь идет в два основных сегмента мирового рынка. Можно говорить о западном, атлантическом, и восточном, тихоокеанском, рынках угля.

Россия хорошо представлена на западном рынке, здесь доля российского угля достигает 32%. Но этот рынок небольшой, его объем — всего лишь 270 млн. тонн. К тому же он медленнее растет. И в перспективе будет только сужаться. США, как было указано выше, сами стали экспортером. А Евросоюз принял в разработку энергетическую программу «20–20–20»: на 20% меньше двуокиси углерода, на 20% меньше энергопотребления, 20% энергобаланса за счет альтернативных источников. Очевидно, это приведет к снижению потребления угля.

Восточный рынок, его объем - около 900 млн. тонн угля, в прошлом у него были более высокие темпы роста, и у него, в отличие от Европы, в принципе есть перспективы роста. Этот рынок, очевидно, был бы наиболее привлекательным для российских экспортеров. Но пока что доля российского угля там составляет всего 5%.

Таким образом, будущее российского экспорта будет зависеть от конкурентоспособности российского угля на восточных рынках. У российского угля есть три основных конкурентных преимущества. Первое — близость российских дальневосточных портов к рынкам сбыта - Японии, Китаю, Корее. За счет меньшего расстояния меньше ставки фрахта. Второе - у российского угля низкое содержание примесей, таких как азот или сера. Для многих потребителей это очень важно. Например, в некоторых странах есть законодательные ограничения по допустимому содержанию азота и серы, такой уголь, можно сжигать даже без сложных очистных сооружений. И третье - производственная себестоимость угля в России - одна из самых низких в мире.

Но все эти плюсы поглощаются двумя минусами: у российского угля несколько ниже калорийность (теплотворная способность), чем, например, у австралийского, а низкие ставки фрахта перекрываются высокими затратами на железнодорожные перевозки до портов. Большинство работающих угольных мощностей в России, в частности весь Кузбасс, на который приходится 70% страновой добычи, удалены от ближайших портов на несколько тысяч километров, тогда как многие угольные карьеры в Индонезии и Австралии расположены на побережье, в непосредственной близости от портов. Расходы на транспортировку угля до порта в России составляют в среднем 30 долларов на тонну, а в Австралии — всего лишь 5 долларов. Со временем инфраструктурный разрыв будет становиться все более угрожающим.

 

              

 

Внутренние резервы. Основным потребителем угля является тепловая генерация. Львиная доля электроэнергии в мире вырабатывается на тепловых электростанциях. Но все большее их число переводится на иные виды топлива, главным образом на газ. Проблема угля - сложившееся соотношение цен на разные виды топлива. Уголь оказывается конкурентоспособным в качестве топлива в том случае, если он дешевле газа в два с половиной, а лучше - в три раза в пересчете на условное топливо. Сейчас на внутреннем российском рынке газ дороже угля в 1,3 раза.

Внутренние цены на газ в России долгое время регулировались государством, в то время как уголь жил по законам рыночного ценообразования, все больше страдая от повышения железнодорожных тарифов.

В ближайшей перспективе предпосылками роста международной торговли углем являются развитие дешевой и безопасной добычи открытым способом в лидирующих странах – экспортерах, а также развитие экономик Индии и Китая.

В инерционном сценарии при быстром росте угольной энергетики самодостаточность по добыче угля в Китае и Индии не сможет быть обеспечена. К 2030 году межрегиональная торговля углем возрастет на 80% (с 400 до 700 млн. т н.э., или 11% мирового потребления).

В стагнационном и инновационном сценарии рост потребления угля до 2030 года будет гораздо более медленным, а после 2030 года сменится спадом.

 

Динамика потребления угля в решающей степени зависит от конкуренции со стороны других энергоносителей.

Ключевые тренды развития угольной отрасли в 2010-2050 гг. :

1) опережающий рост угольной  энергетики в Индии и в Китае,

2) рост международной торговли  углем,

3) развитие новых технологий  использования угля,

4) изменение экономических параметров  угольных электростанций,

5) воздействие климатической политики  на угольную энергетику.

 

Развитие угольной энергетики в 2010-2050 гг. может происходить по трем принципиально различным сценариям.

- В инерционном сценарии быстрый  рост сопровождается частичным  переходом на новые угольные  технологии.

- В стагнационном сценарии постепенное  сворачивание отрасли сопровождается  переходом к «чистому углю».

- В инновационном сценарии угольная  энергетика постепенно уступает  место атомной и возобновляемой  энергетики.

 

Ограничения развития угольной отрасли:

1. Высокие логистические издержки;

2. Низкая пропускная способность  железнодорожной сети;

3. Устойчивая тенденция стагнации внутреннего спроса на энергетический уголь в условиях конкуренции газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам (только в случае более чем двукратного повышения цен на газ, возможно возобновить интерес инвесторов к развитию угольной промышленности);

4. Отсутствие стимулов к повышению  качества и глубины переработки  угля, а также поучение новых  видов угольной продукции в  условиях невостребованности у  потребителей;

5. Высокая капиталоемкость и длительность разработки новых месторождений.

 

На азиатском рынке существенное значение для формирования ценовой конъюнктуры имеет поведение китайских импортеров угля. В течение января – начала февраля они достаточно активно осуществляли закупки для пополнения оперативных запасов накануне празднований нового года по лунному календарю. Такое поведение характерно для Китая, поскольку все еще относительно слабая транспортная инфраструктура страны при огромных объемах перевозок не всегда может обеспечить перевозки промышленных грузов в условиях резкой активизации миграции людей в праздничный период. И наоборот, начало празднований способствовало стабилизации угольных цен.

 

Уран

 

По данным The Ux Consulting Company, на спотовом рынке (наличный товар с немедленной оплатой и поставкой) стоимость концентрата закиси-окиси урана (промежуточный продукт переработки природного урана в ядерное топливо под названием "желтый кек") колеблется в пределах $35,0 за фунт.

Спотовые цены на уран упали до минимального уровня за последние годы. В последний раз такой низкий уровень цен наблюдался в марте 2006 года. Основные объемы урана реализуются по долгосрочным контрактам между потребителями ядерного топлива и его производителями. На спотовый рынок, участниками которого являются также финансовые инвесторы, попадает незначительная часть сырья, которую должны поставить в пределах 12 месяцев.

Информация о работе Конкурентоспособность Республики Бурятия