Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:15, реферат
По результатам изучения темы можно сказать, что кейнсианская теория изменила задачу экономического анализа. Если традиционно перед экономистами ставился вопрос оптимального распоряжения ограниченных ресурсов, то Кейнс рассматривал депрессивную экономику, где наблюдается избыток ресурсов: высокий уровень безработицы, неполная загрузка производственных мощностей, не превращающиеся в инвестиции сбережения, нераспроданные товары. Были также представлены новые аргументы в защиту тезиса о неспособности капиталистической системы к саморегуляции. Автор считает, что в денежной экономике часть доходов сохраняется в виде сбережений, тем самым, уменьшая объем совокупного спроса.
Введение
КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - взгляды Кейнса на функционирование экономической системы, развитые и дополненные его последователями.
Великая депрессия 30-х годов явилась крупнейшей экономической катастрофой в современной истории. В течение 1929-1932 годов промышленное производство во всём мире было в значительной степени свёрнуто, сократившись почти наполовину в США, на 40% - в Германии, примерно на 30% во Франции и лишь на 10% - в Великобритании, где экономический кризис начался ещё в 20-х годах.
Промышленно-развитые страны столкнулись также с уникальной по своим масштабам дефляцией, в результате которой цены упали почти на 25% в Великобритании, на 30% – в Германии и США, и более чем на 40% во Франции. Однако величайшие потери человеческого капитала выражались в безработице. Великая депрессия стала глобальным явлением, перекинувшись из развитых стран в развивающиеся.
Чем же был вызван столь крупномасштабный, всеобъемлющий кризис? Дж.М.Кейнс был первым, кто дал рациональное объяснение этому феномену. В своей книге «Общей теории занятости, процента и денег» (1936г.) Кейнс проанализировал макроэкономическую среду, что позволило объяснить хроническую безработицу того времени, а также предложить действия, превращавшие фискально-денежную политику в орудие антикризисной борьбы.
В течении первых 25 послевоенных лет популярность политических рекомендаций Кейнса росла во всём мире. В этот период крепла уверенность в том, что государство способно предотвращать экономические спады, активно манипулируя бюджетно-денежными рычагами. Экономика большинства стран переживала период быстрого роста, не сталкиваясь со сколько-нибудь серьёзными спадами или высоким уровнем безработицы. Жизнь, казалось, подтверждала наступление новой эры макроэкономической стабильности.
Однако в 70-х годах картина экономической жизни стала более мрачной, и вера в экономическое учение Кейнса стала убывать. Многие страны столкнулись со стагфляцией - сочетанием инфляции и стагнации экономики (последняя означает низкие или отрицательные темпы роста в совокупности с высокой безработицей). Для последователей кейнсианской теории эта экономическая проблема оказалась загадочной, и они не могли найти какой-либо способ использования макроэкономических рычагов, позволивший бы удержать экономику в стабильном состоянии.
Многим, как экономистам, так и не экономистам, начало даже казаться, что главным источником вновь возникшей нестабильности фактически является сама политика стабилизации. Так началась «контрреволюция», в ходе которой вину за стагфляцию люди стали взваливать на активную политику государственного вмешательства. Свой вклад в эту «контрреволюцию» внёс ряд блестящих мыслителей оказавших значительное влияние на развитие науки, наиболее выдающимся среди них является американский экономист Милтон Фридмен. Вместе со своими коллегами по Чикагскому университету Фридмен выдвинул альтернативную кейнсианству доктрину, получившую название “монетаризм”. Монетаристы считают, как и классики, что рыночное хозяйство стремится к самоналаживанию, а государственное вмешательство ведёт к нарушению нормального хозяйствования.
В действительности линия, разделяющая современных кейнсианцев и монетаристов, не столь четкая. Но в крайних направлениях кейнсианские и монетаристские взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики. В их концепциях есть также и важные идеологические различия, касающиеся, в частности, роли государства в рыночной экономике.
Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков, которые до Кейнса вообще отрицались: большинство буржуазных экономистов до Кейнса считали кризисы случайными явлениями. В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы увеличения производства товаров, Кейнс на первый план поставил вопрос об «эффективном спросе», т.е. о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос. Он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами - национальным доходом и накоплениями.
Основное содержание общей теории занятости Кейнса сводится к следующему: Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережению. Т.е. по Кейнсу психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.
Кейнс не считал безработицу и кризисы неизбежным явлением в капиталистическом обществе. Он считал, что сам механизм капиталистической системы хозяйства оказывается не в состоянии автоматически обеспечивать «устранение» этих явлений. Возникает «жизненная необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне, в основном предоставлены в частной инициативе...», - пишет Кейнс.
В качестве решающего средства для повышения общего объема занятости Кейнс выдвигает увеличение частных и государственных капиталовложений (инвестиций). В качестве средства для стимулирования частных инвестиций Кейнс предлагал регулирование нормы процента. Норма процента по Кейнсу (плата за заем), «есть вознаграждение за расставание с ликвидностью на определенный период», т.е. за расставание с ликвидной, денежной формой богатства. Кейнс считал, что государство имеет возможность регулировать уровень процента путем увеличения количества денег в обращении. Проводя «политику экспансии», государство должно взять на себя стимулирование частных инвестиций за счет снижения налогов и увеличивать свои расходы путем расширения государственного сектора или увеличения дотаций потребителям (пенсий, пособий, стипендий). Особые надежды возлагаются на дефицитное финансирование из бюджета, покрываемое за счет выпуска и размещения на рынке крупных правительственных займов. Путем дополнительного выпуска денег в обращение государство может влиять на снижение нормы процента. Все это повышает покупательную способность в экономике и, следовательно, общий объем спроса. При этом возникает эффект мультипликатора: первоначальный стимул «умножает сам на себя». Рост покупательной способности вызывает рост производства и занятости, что еще больше увеличивает рост спроса.
Особо практическое значение теории Кейнса проявилось при разработке «плана Маршалла», т.к. в послевоенный период кейнсианский подход к экономическому регулированию - стимулирование спроса через достижение полной занятости путем государственного манипулирования налогами и расходами стал весьма актуален.
Проводя кейнсианскую экономическую политику, многие государства Запада вскоре после Второй мировой войны на определенный период добились безусловного успеха в борьбе с циклическими кризисами, но впоследствии этот механизм стал давать сбои. Вновь возникла массовая безработица, страны начали «вползать» в новое состояние — стагфляцию. Ряд положений Кейнса был скорректирован, возникло течение неокейнсианства, ряд ученых попытались найти возможности соединения идей кейнсианства и неоклассицизма.
Важным считается стремление Дж. Кейнса «...сформулировать теорию в форме моделей, в которых ключевые переменные и взаимосвязи были выражены таким образом, что их можно было бы квантифицировать и проверить. Стимулы, которые дала «Общая теория...» для создания проверяемых моделей экономического поведения, являются одной из причин успеха кейнсианской революции».
неоклассиков, кейнсианцев и классиков
В ХХ веке основными теоретическими конкурентами в экономике выступали два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Узловым пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. А именно: должно ли оно вмешиваться в экономику и, если да, то как и в какой степени?
Первыми на этот вопрос начали отвечать неоклассики. Неоклассическое направление возникло ещё в 70-х годах ХIХ века. Одним из видных его основателей был английский экономист А.Маршалл. Оправдывая своё название, новые классики (нео: от греч. neos-новый), обосновывали и защищали известный классический принцип laisser faire в экономике. Главная неоклассическая идея состоит в том, что частнопредпринимательская рыночная система (её автоматическими регуляторами и стимулами) способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия.
Неоклассические доктрины пользовались большой популярностью до 30-х годов ХХ века, когда их потеснило кейнсианство. Дело в том, что разрушительный мировой экономический кризис 1929-1933 годов подвёл ряд экономистов к новым выводам: рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем, поэтому государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. В этом суть кейнсианских идей. Наибольшее распространение кейнсианство и его разновидности (модификации) получили в 50-60 годы, когда они помогли смягчить кризисные явления в экономике. Однако на рубеже 70-80 годов в развитых странах назрела новая корректировка экономического курса - теперь уже опять на неоклассической базе. И эта корректировка дала положительный результат.
Таким образом, очевидно, что экономическая политика должна быть гибкой, разумно меняющейся в соответствии с переменой условий. Не случайно большинство западных экономистов сошлись на идее так называемого кейнсианско - неоклассического синтеза, который соединяет в себе рациональные зёрна как неоклассического, так и кейнсианского направлений. Суть в том, что, бесспорно, существующая рыночная самонастройка должна по мере надобности дополняться государственным регулированием. Важно каждый раз добиваться оптимального соотношения стихийных сил рынка и сознательного регулирования, не допуская чрезмерности последнего и подрыва рыночных стимулов.
Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
С позиций неоклассической теории
Мировой экономический кризис 30-х гг. XX в. нанёс тяжёлый удар по центральной концепции неоклассиков о стихийном рыночном регулировании капиталистической экономики, отвергающей государственное вмешательство. В новых условиях существования крупных монопольных гигантов свободное предпринимательство приводит рыночную экономику к краху.
Тем не менее, после второй мировой войны неоклассическая школа начинает возрождаться. Представители неоклассиков указывают на противоречия регулирования экономики по кейнсианским рецептам, настаивают на том, что социалистическая экономика менее эффективна рынка, хотя последний не идеален, но его лучше регулировать с помощью политического, а не экономического вмешательства.
Наиболее видные теоретики неоклассического направления были представителями новой австрийской школы. К представителям неоклассиков того периода можно отнести Лайонела Чарлза Роббинсона. Возрождение неоклассической школы также происходит благодаря исследованиям в области теорий экономического роста, основоположником этой теории были Джеймс Эдуард Мид, Роберт Солоу.
В первые два десятилетия после второй мировой войны неоклассики вырабатывают концепцию теории роста, которая критически оценивала неокейнсианскую теорию роста, которая, прежде всего, предусматривала государственное вмешательство с целью решения проблем расширенного воспроизводства.
Методологически неоклассики использовали обновлённые постулаты классической теории. Например, теория факторов производства, фокусировавшая внимание на компонентах успешного экономического развития и роста, правильному соотношении факторов производства, которое выбирает предприниматель. На рубеже 50—60-х гг. XX в. появляются концепции экономического роста. Один из виднейших классиков Роберт Солоу показывает связь роста экономики и технического прогресса. Ни Джеймс Мид, ни Роберт Солоу не связывают экономический рост и экономическую политику государства, подчёркивая важность предпринимательства.
Теоретики неоклассики базируют свои модели экономического роста на теории производственной функции и её экономической интерпретации.
В 1970-е годы в виду экономического кризиса неоклассики триумфально возвращаются в качестве основного течения экономической мысли, вытесняя кейнсианцев. В 1970-е и 1980-е проводятся жесткие реформы, направленные на уменьшение роли государства в экономике, в ряде стран проводится полномасштабная приватизация. Неоклассики выдвигают идею о том, что главным способом регулирования экономики может быть только монетарная политика или политика регулирования денежной массы. Тем не менее, после кризиса 2001 года доткомов в США и Великой рецессии 2008 года кейнсианское течение в экономике опять возвращается в качестве мейнстрим. Однако за 30 с лишним лет концепции неоклассиков и кейнсианцев сближаются, устраняются «слабые места», различия между двумя концепциями, которые были разительными в начале XX в., начале XXI в. стираются.
С позиций австрийской школы
Австрийская школа
в экономике в 1940—60-е годы публикует
значительную часть трудов, иногда
течение экономической мысли
в этот период в Австрии
называют «новоавстрийской