Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:24, реферат
Картелеподобная структура рынка (или "игра по правилам"), при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия или близкого к нему состояния.
Картелеподобная структура рынка (или "игра по правилам"), при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия или близкого к нему состояния.
Фирмы не вступают друг с
другом в соглашения, но подчиняют
свое поведение определенным неписаным
правилам. Такая политика, с одной
стороны, позволяет избежать юридической
ответственности, вытекающей из антикартельного
законодательства. А с другой —
уменьшить риск непредсказуемой
реакции конкурентов, т.е. оградить
себя от главной опасности, свойственной
нескоординированной
Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.
Лидерство в ценах очень распространено на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и в России, например, в автомобилестроении. Российская автомобильная промышленность — классический пример олигополии. Самостоятельных производителей автомашин в стране вообще немного (около десятка), а крупных фирм, оказывающих заметное влияние на рынок, и того меньше. Так, в производстве легковых автомобилей их всего три —АвтоВАЗ, ГАЗ и АЗЛК.
В 1991—1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал крупнейший производитель — АвтоВАЗ. А АЗЛК и ГАЗ следовали за ним. Это было время гиперинфляции, когда дорожало все. Решающее значение имела скорость повышения цен. И АвтоВАЗ задал весьма быстрый темп. Экономические возможно сти для этого были. С началом социального расслоения чуть ли не первой покупкой богатых людей стал именно автомобиль. К тому же много машин покупали и новые частные фирмы, где мобильность — главный залог успеха.
Лидерство АвтоВАЗа в ценах
фактически сводилась к их максимально
быстрому повышению, вполне устраивавшему
и других производителей. На рубеже
1993 г., однако, АЗЛК и ГАЗ отказались
повторить за лидером очередное
удвоение цен. Дело в том, что «Жигули»
в то время были конкурентоспособны
за границей и АвтоВАЗ мог ориентироваться
на более высокие цены за рубежом.
Завысив цены внутри страны и соответственно
потеряв часть российских потребителей,
он ничего не проигрывал — высвободившиеся
машины уходили на экспорт и приносили
заводу даже большие прибыли. Напротив,
сбыт "Москвичей" и "Волг" за
рубежом был невелик. Их производители
вынуждены были в большей мере
считаться с покупательной