Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:28, контрольная работа
В последние годы всё больше развиваются всесторонние отношения России с Венесуэлой. Выбор темы обоснована тем, что Россия и Венесуэла, имеющие существенные различия в размерах и структуре экономик, отличающиеся методами реализации внешней и внутренней политики, ориентированные на разные рынки своей продукции, имеют много общих проблем в экономике. Одной из таких проблем является чрезмерная зависимость от топливно-энергетического сектора, за счет которого формируется значительная часть ВВП.
Целью работы является раскрытие характерных особенностей и проблем экономики Венесуэлы, как одной из крупнейших стран-экспортеров нефти.
Введение 3
I Внутренняя экономика Венесуэлы. 4
1.1 Общие сведения. Политика. Демография 4
1.2 Ресурсы. Импорт и экспорт. 5
II Интеграция страны в мировое хозяйство 11
2.1 Инвестиционная политика страны. Ввоз и вывоз капитала 11
2.2 Участие страны в процессах международной интеграции 15
2.3 Экономические взаимоотношения Венесуэлы и России 19
Заключение 29
Список используемых источников 30
Сегодня душевое производство молока составляет 42.4 литра в год, а это уровень ... 1952 года! [7] Импорт порошкового молока стабильно растет в течение 20 лет. Для восполнения дефицита некоторые правительственные круги предлагают увеличить импорт. Временно это может помочь, но чтобы гарантировать достаточный уровень производства молока, частные перерабатывающие заводы следует экспроприировать и национализировать под управлением рабочих и крестьян.
Среди главных проблем внутреннего развития страны можно выделить: высокая инфляцию (по ее уровню Венесуэла занимает одно из первых мест в мире), периодически возникающий дефицит товаров первой необходимости, недостаток жилья, ветшающая инфраструктура, разгул преступности и коррупции. Накапливающиеся в экономике проблемы - побочное следствие высоких государственных расходов и запутанной сети контроля над ценами, валютным курсом и процентными ставками. Поскольку отечественные частные производители - помимо всего прочего, страдающие от завышенного курса национальной валюты - не в состоянии удовлетворить мощный потребительский спрос, стимулируемый государственными пособиями и субсидиями, венесуэльский импорт с 2003 г. вырос в два раза. Экономисты опасаются, что рано или поздно приток валюты от экспорта нефти, который в последнее время сокращается, уже не позволит финансировать имеющийся спрос на импортные товары, в результате чего у Венесуэлы возникнет дефицит текущего баланса, грозящего приобрести неконтролируемые масштабы.
II Интеграция страны в мировое хозяйство.
Венесуэла является членом ООН (с 1945 г.), ОАГ (с 1948 г.), ЛАЭС (с 1975 г.), ЛААИ (с 1981 г.), Андского и Амазонского пактов, Группы Рио, ОПЕК ( с 1960г.)Несколько раз избиралась непостоянным членом Совета Безопасности ООН, в т. ч. на период 1992 — 93 гг., член Движения неприсоединения.
2.1 Инвестиционная политика страны. Ввоз и вывоз капитала.
Правительство Венесуэлы, как правительство любой развивающейся страны понимает необходимость и потребность национальной экономики в иностранных инвестициях.
В 1992 году Венесуэла подписала с Мировым банком программу для привлечения иностранных инвестиций. Соглашение защищает зарубежных инвесторов от потерь, вызванных изменением законодательства. Руководство страны, начиная с 1992 года, проводило многие политики, направленные на ликвидацию барьеров для иностранных инвестиций.[7]
В экономической системе Венесуэлы многие отрасли являются привлекательными не только для внутренних, но и для иностранных инвесторов. Лидирующие места среди них занимают нефтяная и горнодобывающая промышленность, а также в последнее время к ним относятся и телекоммуникации.
Так, например, в соответствии с принятым в 2003 году законом о телекоммуникациях в Венесуэле, была проведена регистрация инвесторов, заинтересованных в покупке лицензий на стационарную проводную связь после того, как ведущая телефонная компания Венесуэлы CANTV прекратила свое монопольное существование на рынке связи. Лицензии выдавались после проведения публичного аукциона. До 2003 года Венесуэла получила около 2 млрд. долл. инвестиций в сектор телекоммуникаций.
Развитие тяжелой промышленности в стране осуществляется в основном по инициативе правительства. Крупнейшим проектом явилось развитие базовых отраслей металлургии в районе венесуэльской Гуаяны (Сьюдад-Гуаяна), на реках Ориноко и Карони. Минеральные богатства района – значительные залежи железной руды и бокситов, а также богатые гидроэнергетические ресурсы и выход к морю (по реке Ориноко могут подниматься морские суда) позволили правительственной корпорации и частным иностранным фирмам построить здесь предприятия по производству стали и алюминия. Кроме того, правительство принимает также меры по развитию нефтехимической промышленности; крупный нефтехимический комплекс построен в городе Морон, к северу от Валенсии, еще один – на восточном берегу оз. Маракайбо.
Причем инвестиции означают не только денежные вливания, но и основание производства с участием иностранного капитала и технологий на территории страны.
Примером может служить подписание с компаниями ChevronTexaco, British Gas Group PLC, Statoil, TotalFinaELF, и BP соглашения о разработке газовых месторождений страны. Как заявил министр нефтепромышленности Венесуэлы, разработка будет вестись на пяти блоках месторождений, находящихся неподалеку от северо-восточного побережья страны. По приблизительным оценкам запасы природного газа у северо-восточного побережья Венесуэлы составляют более 1.1 трлн. куб. м. Доходы бюджета страны от реализации проекта составят около 4 млрд. долл. в течение первых 6-ти лет. Государственная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos de Venezuela по условиям договора получает до 35% доходов от добычи газа иностранцами.[7]
Очень важную роль в экономике страны играет вывоз капитала. Жители Венесуэлы традиционно много тратят на путешествия за границу; велики также выплаты как государственных, так и частных компаний иностранным кредиторам; кроме того, из страны уходят крупные суммы денег, которые иностранные рабочие посылают своим семьям.
Все эти статьи расхода практически сводят на нет чистый доход от экспорта, так что в итоге отток денег из Венесуэлы превышает поступления из-за границы. Более того, в 1980-х и в начале 1990-х годов многие состоятельные граждане Венесуэлы вкладывали большие средства в покупку недвижимости в других странах или хранили свои деньги в иностранных банках. Этот вывоз капитала финансировался за счет займов. В результате сумма иностранных долгов Венесуэлы резко подскочила; к началу 1983 она составила более 34 млрд. долл. и в 1993 оставалась на уровне почти 39 млрд. долл, а в 2009г внешний долг Венесуэлы — 43,4 млрд долл.
Правительство Венесуэлы активно пытается перераспределять доходы от нефтегазового сектора на социальные цели, но практически не использует их для развития экономики страны, ее диверсификации или новых инвестиций в нефтегазовой сфере. При этом надо помнить о том, что эффективность добычи за счет выработки углеводородов постоянно снижается, а следовательно растут издержки, снижается рентабельность и падает уровень доходов страны. Что, при растущих социальных расходах и внушительных внутреннем и внешнем гос.долгах может привести к дефолту в результате достаточно чувствительного обвала цен на нефть. Учитывая проблематичность внешних заимствований для Венесуэлы в связи с ее экономической политикой, единственным способом защитить страну от такого сценария развития событий (кроме ее развития), является повышение роли ОПЕК (участником которой является и Венесуэла) в ценообразовании.
В связи с этим, к достижениям Уго Чавеса можно отнести повышение роли ОПЕК в состоянии дел на рынке нефти. К моменту его избрания дисциплина в ОПЕК стала страдать: некоторые государства, включая Венесуэлу, регулярно нарушали свои квоты на добычу, что привело к обвалу цен. В 2000 году Чавес организовал саммит глав государств альянса (первый за 25 лет и второй в истории организации). Действия ОПЕК вновь стали влиять на рынок, что позволило альянсу сыграть на повышение цен. И хотя ОПЕК была одним из многих факторов, приведших к повышению цен в течение первого десятилетия XXI века, роль альянса была весьма заметной.
Впрочем, эта политика привела к конфликту между Чавесом и национальной нефтяной компанией (PdVSA). На протяжении десятилетий PdVSA привыкла не выполнять квоты, а добывать как можно больше нефти, чтобы максимизировать свои доходы. Сотрудники PdVSA в 2002 году провели забастовку, полностью остановив добычу нефти в стране (что убрало с рынка 3 млн баррелей в сутки, приведя к резкому скачку цен). Правительство уволило более 19 тыс. сотрудников компании, заменив их сторонниками Чавеса, но производство не могло полностью оправиться в течение всего последующего года.
Ограничения для иностранного капитала отрицательно сказались на состоянии основного для страны нефтегазового сектора. Дело в том, что PdVSA должна инвестировать не менее 3 млрд долларов ежегодно, чтобы поддерживать производство на старых месторождениях, на некоторых из которых добыча иначе будет снижаться на 25% в год. Но проблема заключается в том, что компания обеспечивает около половины доходов правительства и 80% экспортной выручки страны.
Отрадным для венесуэльской экономики и российских компаний исключением является достигнутая в 2009 году договоренность на разрешение российским компаниям разработки газовых месторождений и строительство газопроводов в Венесуэле.
Венесуэла планирует до 2013г. инвестировать 8 млрд.долл. в черную металлургию, чтобы нарастить производство стали до 7,8 млн.т. в год, заявил на выходных президент страны Уго Чавес. Для увеличения производства будет расконсервирован заброшенный рудник в Серро Боливар (Cerro Bolivar) на юго-востоке страны. Операции на руднике будет вести совместное венесуэльско-китайское предприятие.
2.2 Участие страны в процессах международной интеграции.
Интеграция как ценность, направленность и политика всегда была константой во внешнеполитическом курсе Венесуэлы. Начиная с 60-х годов, интеграционная политика осуществлялась исходя из закрепленного в Конституции принципа усиления демократии и развития сотрудничества с латиноамериканскими странами.
На протяжении 36 лет, прошедших с 1960 г., подобная направленность по-разному преломлялась во внешней политике государства. Первоначально, следуя рекомендациям ЭКЛАК, эксперты которой рассматривали осуществление интеграционного процесса в регионе как одну из важнейших задач, стоящих перед странами континента, были созданы Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ).
При том, что принципы и стратегия экономического и политического развития неизменно отражает заинтересованность Венесуэлы в сближении с остальными странами региона, следует вспомнить, что ее присоединение к ЛАСТ в1966 году и к Андскому пакту в 1973 году было обусловлено такими важными факторами как:
экономика, опиравшаяся в основном на развитие нефтяной индустрии, мало диверсифицированная и очень зависимая от торговли с США;
неоднозначное внимание со стороны руководства к различным сферам экономики, политики и к интеграции, что напрямую зависело от внутренней и международной социально- политической обстановки;
ответственная преемственность в приоритетах.
Иными словами, Венесуэла всегда выступала за максимальное сотрудничество и согласованность действий стран региона во всех сферах.
Указанные три фактора объясняют специфику и одновременно облегчают понимание современной интеграционной политики страны в латиноамериканском регионе и в Западном полушарии, которая, конечно, претерпела изменения за прошедшие десятилетия.
В 1989 г. к власти в стране пришло правительство Карлоса Андреса Переса.
Поставленные задачи нашли выражение в конкретных мерах, которые следует назвать, поскольку они являются составной частью интеграционной политики Венесуэлы:
стимулирование деятельности Андской группы, чему способствовало проведение в 1989 году встречи на островах Галапагос;
создание в 1990 г. Группы трех совместно с Мексикой и Колумбией, что расширило возможности политической координации и экономической интеграции с ориентацией на страны Карибского бассейна:
укрепление Группы Рио и выработка общих позиций в ответ на выдвинутую в 1990 г. США “Инициативу для Америки”.
переговоры по соглашениям о свободной торговле со странами ЦАОР и КАРИКОМ;
создание государственных институтов по развитию сотрудничества и зоны свободной торговли между Колумбией и Венесуэлой в 1992 г. При этом отношениям с Колумбией придавалось стратегическое значение в плане подписания пакета соглашений по координации действий в политике и экономике;
придание импульса переговорам, которые Венесуэла вела с латиноамериканскими странами по заключению соглашений об экономической взаимодополняемости;
подписание в апреле 1991 г. рамочного соглашения с США о торговле и инвестициях, которое дало возможность приступить к обсуждению вопросов по развитию интеграции в рамках Западного полушария.
Выдвинутые Венесуэлой инициативы преследовали цель заключить целый ряд соглашений, которые, в конечном счете, заложили бы прочный фундамент интеграции в полушарии. Речь в данном случае шла об усилении многосторонности в политике, что способствовало бы расширению существовавших и подписанию новых региональных и субрегиональных соглашений. Одновременно это создавало бы благоприятную обстановку для ведения переговоров в контексте “Инициативы для Америки” и НАФТА.
Следующий этап интеграционной политики сопровождался трудностями, которые, однако, не стали непреодолимым препятствием для ее продолжения. Ярким свидетельством того, что этим проблемам уделяется первостепенное внимание, являются серьезные меры, принятые Венесуэлой с 1994 г.:
участие во Встрече глав американских государств в декабре 1994 года и в рабочих группах, сформированных для выработки соглашения о свободной торговле в рамках Западного полушария:
создание в 1995 году Ассоциации карибских государств;
обновление институтов Андского пакта;
продолжение рабочих переговоров со странами- участниками Группы трех;
начало переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли с членами Меркосур.
Проводимый с 1994 г. Венесуэльский курс на избирательность в интеграционной политике включает два основных момента. С одной стороны, идет поиск стратегического равновесия в обязательствах, взятых на себя страной в соглашениях по региональной интеграции. С другой - повышается роль и увеличиваются политические и материальные ресурсы для реализации отдельных, имеющих особую важность соглашений.