Инновационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:44, доклад

Краткое описание

Идея широкого использования различных схем передачи технологий, разработанных в государственном секторе или при финансовой поддержке государства, промышленным предприятиям с целью повышения их конкурентоспособности получила к настоящему времени признание во многих индустриальных странах. Первыми на этот путь стали США, поэтому рассмотрим их практический опыт.

Прикрепленные файлы: 1 файл

инновационные технологии.doc

— 59.00 Кб (Скачать документ)

Идея широкого использования  различных схем передачи технологий, разработанных в государственном секторе или при финансовой поддержке государства, промышленным предприятиям с целью повышения их конкурентоспособности получила к настоящему времени признание во многих индустриальных странах. Первыми на этот путь стали США, поэтому рассмотрим их практический опыт.

До 1980 г. результаты финансируемых из госбюджета США научных исследований и разработок являлись федеральной собственностью. Это не создавало у ученых и инженеров, работающих в федеральных лабораториях или получающих финансовую поддержку от государства, особой заинтересованности в коммерческом применении полученных знаний. Обострение конкуренции на мировом рынке и ухудшение торгового баланса страны заставили конгресс пойти на изменение действующего законодательства.

Первый важный федеральный закон (Bayh-Dole Act), регулирующий процесс передачи технологий, был принят в 1980 г. Он предоставил университетам, бесприбыльным организациям и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое использование сделанных в ходе исследований при финансовой поддержке федерального правительства изобретений промышленным компаниям. Американские специалисты связывают с этим последующее быстрое увеличение числа подразделений при университетах, которые начали оказывать консультационные услуги по оформлению лицензий и внедрению новых изобретений.

Практически одновременно был принят закон, направленный на то, чтобы активизировать участие федеральных лабораторий в процессах научно-технической кооперации с промышленностью, главным образом за счет распространения информации о полученных научных результатах (Stevenson-Wydler Act). В соответствии с ним в федеральных лабораториях появились ответственные за это подразделения. Важное значение для вовлечения в процесс пере дачи новых технологий фирм малого бизнеса имел закон 1982 г. об инновационных исследованиях (Small Business Innovation Research Act). Он инициировал специальную программу, обеспечившую выделение всеми федеральными ведомствами с годовым бюджетом на НИОКР свыше 100 млн долл. не менее 1,25% этого бюджета на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса. Закон установил только обязательную нижнюю границу ассигнований. (Верхняя граница ассигнований не регламентировалась и поэтому оказалась у некоторых министерств даже выше.) За семь лет с 1983 по 1990 г. в эту программу включилось 11 федеральных министерств и ведомств, которые рассмотрели в общей сложности почти 100 тыс. заявок от малых наукоемких фирм и приняли к финансированию около 15 тыс. проектов. Механизмы передачи технологий малому бизнесу получили дальнейшее законодательное подкрепление в 1992 г. (Small Business Technology Transfer Act).

Другим важным событием, имевшим  большое практическое значение для ускорения процессов передачи технологий, стал утвержденный американским конгрессом в 1984 г. закон о кооперативных исследованиях (Cooperative Research Act), который вывел за рамки действия антитрестовского законодательства создание на доконку-рентных стадиях НИОКР совместных научно-исследовательских консорциумов с участием промышленных компаний (в том числе крупных) и университетов.

В конце 80-х гг. принятые ранее законы приобрели новое звучание после вступления в силу двух дополнительных нормативных актов: федерального закона 1986 г. о передаче технологий(Federal Technology Transfer Act) и закона 1989 г. о национальной конкурентоспособности (NationalCompetitiveness Act). Первый касался в основном федеральных лабораторий, находящихся в оперативном управлении правительства (GOGO). Второй — государственных лабораторий, находящихся под управлением неправительственных контракторов: университетов и промышленных фирм (GOCO). Новые законы определили, в частности, порядок заключения соответствующих лицензионных соглашений и разделения роялти. Они обеспечили промышленным компаниям США правовые гарантии на использование интеллектуальной собственности, возникающей в результате соглашений о кооперативных исследованиях с федеральными лабораториями, и дали последним право на роялти от практического применения их изобретений, созданных в рамках подобных соглашений.

Тем самым был открыт зеленый  свет для проведения кооперативных НИОКР совместно промышленными фирмами и финансируемыми из бюджета лабораториями (CRADAs). Если в 1989 г. количество таких проектов не достигало и 300, то уже к 1994 г. оно превысило 2600. В них принимали активное участие как малые, так и самые крупные промышленные компании.

Кроме того, в соответствии с Законом 1986 г. был создан Консорциум федеральных научных лабораторий (FLC) для оказания помощи промышленным компаниям и особенно малым фирмам в установлении контактов с компетентными в интересующих их вопросах федеральными научными подразделениями. В структуре FLC был создан один центральный и шесть региональных офисов, которые координировали работу своих представителей в 700 федеральных научных лабораториях по всей стране.

В ряду федеральных законодательных  актов, заложивших основы современной  инфраструктуры трансфера технологий, следует также упомянуть закон 1988 г. о торговле и сотрудничестве (Omnibus Trade and Competitiveness Act). Он сформулировал задачи по осуществлению программ передачи технологий для министерства торговли США и дал толчок к созданию Национального института стандартов и технологий (NIST).

В начале 90-х гг. в США под общим  руководством НАС А была сформирована Национальная сеть трансфера технологий, состоящая из головного Национального центра передачи технологий(NTTC) и шести расположенных в разных частях страны региональных Центров передачи технологий (RTTCs).

Помимо названных выше значительное число собственных программ в области трансфера технологий осуществляют такие федеральные министерства и ведомства США, как Национальный научный фонд, Национальные институты здравоохранения, Национальное агентство по исследованию космического пространства, министерство сельского хозяйства, министерство обороны, министерство энергетики и др., а также власти штатов и отдельные университеты.

Принятые меры способствовали активизации деятельности по трансферу технологий на всех уровнях и принесли определенные позитивные результаты, выразившиеся в увеличении поданных заявок на изобретения с участием федеральных лабораторий, количества выданных на них патентов и увеличении расходов частного сектора на поддержку научных исследований в университетах.

Заметную роль в формировании системы  трансфера технологий в Великобритании сыграликонсорциумы (клубы) промышленных компаний, образовательных учреждений и научных лабораторий для проведения совместных исследований на доконкурентных стадиях НИОКР. На рубеже 90-х гг. министерство торговли и промышленности оказывало поддержку более чем 100 подобным учреждениям в различных областях техники и новых технологий от квантовой электроники до биотехнологии.

Поскольку проводимые в клубах исследования не преследовали конкретных рыночных целей, проблем с правом интеллектуальной собственности на результаты НИОКР  в данном случае не возникало. Основные задачи клубов — установление связей между университетами, научными лабораториями и заинтересованными промышленными компаниями, а также распространение информации о новых перспективных технологиях.

Особое место в инфраструктуре передачи технологий в Великобритании занимают так называемые технологические брокеры, выступающие посредниками между продавцами и покупателями новых технологических разработок.

Крупнейшей структурой такого рода является Британская технологическая группа (BritishTechnology Group — BTG), созданная в 1981 г. как самоокупаемая государственная организация и приватизированная в 1992 г. Основная сфера деятельности BTG — это содействие передаче новых перспективных идей и разработок из университетов, политехникумов и различных исследовательских учреждений государственного сектора в промышленность на основе продажи лицензий.

Британская технологическая  группа проводит экспертизу коммерческой значимости предложений ученых, а также финансирует на коммерческой основе некоторые положительно оцененные инновационные проекты. Еще одно направление ее деятельности — патентование за рубежом изобретений английских ученых и защита в Великобритании зарубежной интеллектуальной собственности.

За первые девять лет  своего существования BTG полностью возвратила с процентами вложенные первоначально средства и принесла в бюджет страны в виде дивидендов 17,8 млн ф. ст. К моменту завершения приватизации в ее портфеле находилось около 1600 технических новшеств, 8000 патентов и 500 действующих лицензий [4].

Для трансфера в промышленность новых разработок, сделанных в рамках осуществления программ министерства обороны, совместными усилиями государства и консорциума компаний, в который вошли инвесторы венчурного капитала и технологические брокеры, была создана специальная компания: Предприятие оборонных технологий (Defence Technology Enterprises —DTE). Работа DTE строилась по принципу ассоциации или клуба, в который входили сотни промышленных компаний, заинтересованных в получении доступа к разработкам ученых министерства обороны. Помимо установления контактов и продажи лицензий DTE проводила консультации, экспертизу новых коммерческих проектов и предоставляла венчурный капитал малым фирмам.

По программе Techmart в Великобритании были организованы ежегодные встречи продавцов и покупателей новых технологий.

В Германии функции технологических посредников между научными лабораториями и промышленными компаниями выполняют различные научные общества и совместные исследовательские ассоциации в промышленности.

Ведущая роль принадлежит Фраунгоферовскому обществу. Сразу после объединения Германии в него вошли 37 исследовательских институтов ФРГ и 9 из бывшей ГДР. Их деятельность финансируется в равных долях за счет дохода от проведения контрактных исследований и за счет субсидий федерального правительства.

Главной задачей институтов Фраунгоферовского общества является оказание содействия внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Для облегчения доступа к услугам Фраунгоферовского общества малым фирмам правительство Германии предоставляло последним субсидии в размере до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.

Хорошая связь институтов Фраунгоферовского общества как  с промышленными фирмами, так и с университетами обеспечивает постоянный приток свежих идей, новых научных знаний и высококвалифицированных специалистов. Почти половина молодых специалистов этих институтов после выполнения исследований и получения ученых степеней приходит на работу в промышленные компании.

Другой характерной  особенностью организации процесса передачи технологий в Германии является активное участие местных органов власти, и в первую очередь правительств отдельных земель. Они вносят большой вклад в формирование научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития. Наряду с этим на местном уровне осуществляются и другие программы содействия трансферу технологий и развитию инновационной деятельности.

В отличие от большинства  других западноевропейских стран, особенно Великобритании, правительство Франции всегда стремилось оказывать активное влияние на развитие национальной промышленности, в том числе путем регулирования основных технологических изменений. Однако прямые дирижистские меры не всегда приносили желаемые результаты [1].

Так, например, в 1983 г. внутри Национального центра научных исследований (CentreNational de la Recherche Scientifique — CNRS) было создано подразделение, отвечающее за практическое использование полученных результатов научных исследований. Это подразделение использовало самые различные меры и стимулы для того, чтобы обеспечить более тесное сотрудничество ученых и промышленников. В каждом регионе были назначены специальные представители CNRS, ответственные за выявление перспективных прикладных разработок и установление контактов с промышленными фирмами. Одно время научные лаборатории даже получали за каждый новый заключенный контракт дополнительное финансовое вознаграждение. Однако вскоре выяснилось, что такой путь может нанести ущерб развитию фундаментальных исследований.

В результате был принят новый подход, основой которого стало  создание совместных лабораторий с  промышленными компаниями на принципах равноправного партнерства. В этих лабораториях, финансировавшихся совместно CNRS и фирмами, ученые проводили исследования, а представители промышленности отвечали за разработки. Контрактная форма сотрудничества сохраняется до настоящего времени (в середине 90-х гг. действовало около 4000 подобных контрактов), хотя акцент в этой области постепенно смещается в сторону крупных долгосрочных совместных проектов.

Так же, как в других странах  Западной Европы, правительство Франции  и власти на местах уделяют много внимания вопросам создания научных парков (технополисов). С середины 80-х гг. в стране существует разветвленная сеть специализированных региональных центров инноваций и трансфера технологий (Centres Re-gionaux d"Innovations et de Transfer de Technologies — CRITT).Они объединяют на региональном уровне всех участников процесса трансфера технологий и организуют их совместную работу.

Конечно, зарубежный опыт далеко не всегда может быть приемлем в российских условиях. Однако в нем содержатся ценные рацио нальные зерна, которые могут принести неплохой урожай и на отечественной почве. Если куда более богатые страны так пекутся о расширении практического применения полученных в сфере НИОКР новых знаний, то разве не должна быть еще больше заинтересована в реализации накопленного научно-технического потенциала страна, лишь относительно недавно вступившая на путь рыночных отношений. Тем более что российские предприятия не располагают и толикой тех средств, которые выделяют на проведение НИОКР в целях поддержания конкурентоспособности крупные зарубежные компании. Следовательно, одной из центральных задач государственной инновационной политики России должно стать стимулирование трансфера новых технологий промышленным предприятиям всех форм собственности. Заметный сдвиг в этой области может произойти после вступления в силу с 1 января 2008 г. части IV Гражданского Кодекса РФ, посвященной вопросам регулирования прав на интеллектуальную собственность.

Информация о работе Инновационные технологии