Европейская валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Первоначально возникла национальная валютная система – это форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями международного права.
Мировая и региональная валютная системы носят международный характер и обслуживают взаимный обмен результатами деятельности субъектов национальных экономик.
Региональная валютная система – это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании международных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня – Европейская валютная система.

Содержание

Введение
Европейская валютная система
Создание Европейского Союза
Структурные принципы ЕВС и их развитие.
Единая европейская валюта Евро и ее перспективы.
Этапы введения Евро
Проблемы, связанные с развитием ЕВС
Цели создания ЭВС
Юридический статус евро
Курс евро
10.Преимущества единой валюты
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

 Крайне неоднородна и ситуация  по уровню безработицы внутри  стран зоны евро. Например, в декабре 1999 г., при среднем по странам  ЭВС уровне безработицы в 9,6%, его  показатели значительно варьировались – от 2,6% в Нидерландах и Люксембурге до 15,0% в Испании.

 Одна из главных проблем  заключается в том, что внутри  зоны евро существуют значительные  различия и по уровню производительности  труда. По данным американского  инвестиционного банка "Голдмэн  Сакс"[3], в 1990 г. производительность  труда в Италии была на 33% ниже, чем в ФРГ, в Испании – на 42, в Португалии - на 80%. За последние 10 лет ситуация изменилась незначительно: соответствующие цифры в 1999 г. составили в Италии - 25%, Испании - 35, Португалии - 76, в то время как в других странах зоны евро аналогичный показатель не превышал 10%. При сохранении этих темпов роста для того, чтобы догнать остальные страны ЭВС, Италии понадобится 18 лет, Испании - 34, Португалии - 74 года.

 Таблица. А по отдельным демографическим  группам уровень безработицы  еще выше: в 1999 г. среди молодежи до 25 лет доля безработных составляла в Италии 32,5%, в Испании 28,4, во Франции 24,4%. Абсолютное число безработных в странах валютного союза в сентябре 1999 г. достигло 12,8 миллиона человек, причем 40% из них не имели работу в течение длительного периода времени (в США – 11%).

 Государствам-членам ЭВС все  труднее обеспечивать своему  населению надежные гарантии  занятости, короткую рабочую неделю  и при этом высокий уровень  заработной платы. Наличие валютного  союза оказывается несовместимым с щедрыми пособиями по безработице, высокими налогами, значительными ограничениями для работодателей в трудовом законодательстве. Для многих становится очевидным, что появление евро, который облегчает анализ финансово-экономического положения европейских компаний, оказалось катализатором дальнейшей концентрации капитала. Этот процесс, уже набравший высокие темпы в условиях глобализации, приобрел еще более ярко выраженный характер.

 В то же время трудно  установить четкую взаимосвязь  между созданием валютного союза и уровнем безработицы. Например, данные, опубликованные в феврале 2000 г., говорят о том, что за первый год после введения евро уровень безработицы в целом по странам ЭВС снизился (до 9,6%). Высокий уровень безработицы, сохраняющийся в отдельных государствах и регионах ЕС, определяется чаще всего внутренними структурными факторами, а не введением евро. Более того, макроэкономическая стабильность, потенциально заложенная в валютном союзе, является незаменимой для поддержания экономического роста на уровне, достаточном для создания новых рабочих мест.

 Кроме того, следует обратить  внимание на тот факт, что в  ЕС входят 15 государств – Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.

 За пределами ЭВС остаются  ряд западноевропейских государств-членов  Евросоюза: Великобритания, Дания и  Швеция, которые с момента создания  ЭВС, предпочли не участвовать  в нем, а также Греция, хотя  и желающая вступить, но дока не удовлетворяющая некоторым критериям конвергенции.

 Фактическое разделение ЕС  на страны, входящие (инсайдеры) и  не входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет  в себе серьезные экономические  и политические проблемы. Вступление  в валютный союз представляет  собой достаточно рискованный шаг со стороны европейских государств и очень велика связанная с ним неопределенность: в этой ситуации страны, проявившие осторожность и решившие подождать, вряд ли можно рассматривать как отстающие на пути европейской интеграции. В связи с этим формирование отношений с государствами-аутсайдерами является одной из наиболее важных задач, стоящих перед ЭВС.

 С одной стороны, члены ЕС, оставшиеся вне зоны евро, не  без оснований опасаются, что  они могут потерять влияние  в принятии экономических и политических решений, касающихся ЕС в целом: по поводу единого внутреннего рынка, бюджетно-налоговой политики и др. Хотя все экономические решения, не касающиеся единой кредитно-денежной политики, принимаются официальным органом — Советом министров финансов и экономики стран ЕС, но на практике введение единой валюты может привести к более тесной координации экономической, бюджетно-налоговой, социальной политики стран-членов ЭВС. Например, страны зоны евро могут прибегнуть к таким средствам, как общая бюджетно-налоговая политика и усиление гармонизации в налоговой сфере и в экономическом законодательстве. В Совете министров финансов и экономики стран ЕС государства ЭВС также будут составлять большинство, что может отрицательно отразиться на интересах аутсайдеров в случае разногласий.

 Более того, статус аутсайдеров  может привести к негативным  экономическим последствиям: ослаблению  конкурентоспособности фирм этих  стран на товарных рынках и  привлекательности для иностранных  инвесторов, снижению кредитного рейтинга правительств и частных компаний на финансовых рынках.

 

 Положение аутсайдеров обладает  и рядом ценных преимуществ. Они  сохранят возможность самостоятельного  проведения кредитно-денежной и  валютной политики. Одним из главных  преимуществ аутсайдеров будет свобода установления валютного курса, в частности возможность проведения "конкурентных девальваций" в отношении евро. Например, если евро будет укрепляться относительно других европейских валют, конкурентоспособность стран зоны евро неизбежно снизится, тогда страны-аутсайдеры получат конкурентное преимущество. Негативный эффект для стран-инсайдеров усилится, если это будет сопровождаться снижением экономического роста в зоне евро и ростом производства в остальных странах ЕС. Другим преимуществом является свобода проведения кредитно-денежной политики, особенно в сфере учетных ставок, что дает возможность привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, в том числе из зоны евро. Таким образом, аутсайдеры получат в свои руки сильное средство конкурентной борьбы, которое могут использовать в случае расхождения экономических интересов с государствами валютного союза.

 Страны ЭВС заинтересованы  в том, чтобы уменьшить расхождения  экономических интересов среди  стран ЕС в целом, создать условия  для кооперации с аутсайдерами, особенно в кредитно-денежной сфере, поскольку и члены ЭВС, и страны-аутсайдеры являются участниками единого внутреннего рынка и вынуждены поддерживать разумную экономическую дисциплину.

 Причины, по которым ряд европейских  государств пока не участвует в ЭВС, различны. Из стран ЕС, не присоединившихся к ЭВС, лишь Греция не смогла вступить из-за невыполнения Маастрихтских критериев, но она уже добилась значительных успехов на пути макроэкономической конвергенции с государствами ЭВС. Она заявила о своем намерении привязать драхму к евро в рамках нового МОК и вступить в валютный союз в 2001 г. Это, однако, потребует последовательного проведения жесткой кредитно-денежной и валютной политики в стране для того, чтобы соответствовать критериям конвергенции и поддерживать стабильность валютного курса.

 Дания, Швеция и Великобритания  в 1997 г. выполняли критерии конвергенции  в области инфляции и процентных  ставок и ни одна из них  не имела излишнего бюджетного  дефицита. (Однако шведская крона  и фунт стерлингов не участвовали в МОК со времени кризиса 1992 г. и находились в режиме свободного плавания.) Несмотря на это, все три государства сочли нужным воздержаться от присоединения к ЭВС, по крайней мере на первом этапе, воспользовавшись таким правом по Маастрихтскому договору. Эти решения были продиктованы не только политическими соображениями, но и серьезным экономическим анализом.

 В случае Швеции эксперты  пришли к выводу, что потенциальные  издержки участия в ЭВС могут  быть значительными, особенно в  области стабилизации, где утрата рычагов антициклической и структурной политики может привести к негативным последствиям. (Неясен также эффект ЭВС в области среднесрочных сравнительных издержек, процентных ставок, конкуренции, инфляции.) Шведская позиция во многом определялась и текущими экономическими и политическими проблемами страны, в том числе высоким уровнем безработицы, хрупкостью государственных финансов, а также недостаточной поддержкой населения. Но поскольку стратегические интересы Швеции связаны с Европейским Союзом, участие Швеции в ЭВС очень вероятно. Кроме того, шведские межнациональные корпорации, имеющие значительный объем продаж в странах зоны евро, также заинтересованы в присоединении к валютному союзу.

 Аналогичную политику по  отношению к ЭВС проводит и Дания. Датская крона уже была некоторое время привязана к немецкой марке в рамках МОК и, видимо, будет привязана к евро в рамках нового МОК. Валютная политика этой страны направлена на поддержание стабильности обменного курса, что предполагает поддержание темпов инфляции на уровне других европейских стран — членов ЭВС.

 Единственной страной-аутсайдером, которая может создать серьезные  проблемы для ЭВС, является Великобритания. Важнейшим аргументом британских  противников валютного союза  является потеря независимости в кредитно-денежной политике и отказ от своей валюты. Усиление интеграции с Европой может означать для Великобритании потерю тех преимуществ, которые были достигнуты в экономике за последние двадцать лет. Кроме того, потеря гибкости в валютной политике в случае падения курса доллара по отношению к евро может негативно сказаться на конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей промышленности Великобритании. Ведь несмотря на то, что британская промышленность во многом интегрирована в экономику Западной Европы, она сохраняет и более глобальную ориентацию (в отличие от стран континентальной Европы) благодаря более тесной связи курса фунта стерлингов с долларом.

 

7. Цели создания ЭВС

 

 Валютный союз – исключительно  трудный и рискованный проект. Его реализация связана с массой непредвиденных сложностей, огромных затрат сил и финансовых средств. Общий баланс прибылей и убытков может по-разному сложиться для различных стран, слоев населения и отраслей. ЭВС основан на четырех основных элементах:

 едином рынке, обеспечивающем  полную свободу движения людей, товаров, услуг и капитала;

общей политике конкуренции и других мерах, нацеленных на усиление рыночной конкуренции;

общей политике структурных изменений и регионального развития;

координация макроэкономической политики, включая обязывающие правила бюджетной политики.

 В основы функционирования  ЭВС входят такие вопросы, как: проведение общей внешней политики, политики безопасности, а именно: внутренние дела, юстиция и пограничный  контроль, в которых Европейское Сообщество уже накопило значительный опыт и где достигнуты ощутимые успехи. Все 11 участников ЭВС добровольно делегируют ряд суверенных прав, а именно проведение валютной, эмиссионной, бюджетной, налоговой политики, единым органам ЕС для решения этих вопросов на централизованном или коммуникативном уровне.

 Так, общая экономическая политика  нужна, чтобы сформировать единое  экономическое пространство, в рамках  которого компании и население  повсюду имели бы одинаковые  условия для хозяйственной деятельности. А для хозяйственной деятельности нужна общая валютно-финансовая, политика и денежная единица. Поэтому сам валютный союз немыслим без общей экономической политики, так как единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.

 Еще только начиная работу  по созданию проекта экономического  и валютного союза, все участвующие  комитеты были единодушны в  вопросе о конечной цели ЭВС, которая состояла в том, чтобы:

полностью либерализовать движения капиталов в так называемой "зоне евро";

полностью интегрировать финансовые рынки;

иметь полную и необратимую конвертируемость всех валют, основанную на не подлежащей пересмотру фиксации валютных паритетов. Причем это должно быть достигнуто путем отмены лимитов колебаний внутри Европейской валютной системы и в конечном итоге замены национальных валют единой валютой;

Фрмирование единого рынка, который был бы сопоставим с рынками США и Японии.

- устранение валютных рисков для упрощения и стимулирования торговли;

- ускорить процесс унификации в рыночной практике;

- увеличение прозрачности в процессе ценообразования;

 

8. Юридический статус  евро

 

 Договор, предусматривающий поэтапное  продвижение к Валютному союзу, подписан 11 странами в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 года.

 В январе 1994 года был создан  Европейский валютный институт  во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), главной  целью которого являлась подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты – евро.

 Эти и другие решения, принятые  на уровне исполнительного органа  – Комиссии Европейских сообществ (КЕС), предусматривали определенные  критерии для стран – участниц ЭВС, а также сроки и принципы для единой валюты – евро.

 Большой интерес представляют  прежде всего установленные критерии  для допуска стран к участию  в ЭВС, которые можно рассматривать  и как показатели "финансового  здоровья". Эти критерии и показатели выглядят следующим образом:

 Уровень инфляции не должен  превышать более чем на 1,5 % средний  уровень трех стран-членов ЕЭС  с наиболее низким уровнем  инфляции.

 

Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.

Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.

На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС.

Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

Соблюдение установленных в ЕС пределов колебаний взаимных курсов (+ 15%).

 Также уже действуют меры  для соблюдения этих критериев и после образования ЭВС. В частности, страна, страна допустившая чрезмерный дефицит госбюджета (свыше 3% ВВП), должна будет и первый год внести на специальный счет КЕС депозит в размере 0,2% своего ВВП плюс 0,1% за каждый процент дефицита, превышающий установленный лимит. Если эта ситуация сохраняется второй год, уплачивается только дополнительная часть депозита (но не более 0.5% ВВП). В дальнейшем, если положение не исправляется, депозит превращается в штрафы, которые поступают в распоряжение "хороших" участников, соблюдающих бюджетную дисциплину.

Информация о работе Европейская валютная система