Безработица в осетии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:44, доклад

Краткое описание

Уровень занятости населения России является довольно высоким ещё с советских времён, когда рождаемость снизилась, а число женщин, вовлечённых в экономику, резко возросло. После кризиса на рынке труда в ходе шоковой терапии 1990-х годов, возобновившийся рост экономики позволил снизить уровень безработицы и увеличить занятость населения. По состоянию на март 2013 года численность экономически активного населения в России составляла 75,2 млн. человек. Это составляет порядка 53 % от общей численности населения страны. В том числе 71,0 млн человек были заняты в экономике и 4,3 млн человек (5,7 %) не были трудоустроены, но активно искали работу. При этом различные регионы России также сильно различаются по уровню занятости, безработицы и по уровню привлечения иностранной рабочей силы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Уровень занятости населения России является довольно высоким ещё с советских времён2.docx

— 21.25 Кб (Скачать документ)

Уровень занятости населения России является довольно высоким ещё с советских времён, когда рождаемость снизилась, а число женщин, вовлечённых в экономику, резко возросло. После кризиса на рынке труда в ходе шоковой терапии 1990-х годов, возобновившийся рост экономики позволил снизить уровень безработицы и увеличить занятость населения. По состоянию на март 2013 года численность экономически активного населения в России составляла 75,2 млн. человек. Это составляет порядка 53 % от общей численности населения страны. В том числе 71,0 млн человек были заняты в экономике и 4,3 млн человек (5,7 %) не были трудоустроены, но активно искали работу. При этом различные регионы России также сильно различаются по уровню занятости, безработицы и по уровню привлечения иностранной рабочей силы.

 

Что же касается безработицы в Северной Осетии?

Что касается ситуации на рынке труда, то уровень регистрируемой безработицы, главный индикатор конъюнктуры, составлял 2,2% от экономически активного населения. В 2013 году за  полгода в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 16 954 человек. На учете у нас в качестве безработных состояло 7641 человек. Если сравнивать с аналогичным периодом 2012 года, то тогда было зарегистрировано 8 772 безработных. Трудоустроено на вакантные рабочие места 1273 человека, 10 022 безработным было назначено пособие. И это только те, которые числятся официально. В специальных программах занятости приняли участие 9 785 человек.

Итак, на начало 2014 года в центрах занятости было зарегистрировано 11,9 тыс. безработных. Уровень безработицы был выше, чем на начало 2013 года, и составил 3,1% от экономически активного населения. Продолжился, хотя и менее активно, процесс высвобождения работников. По данным мониторинга, в 2013 году 61 предприятие и организация республики уволили по причине сокращения или ликвидации мест 1240 человек. Наибольшее число работников было уволено с ОЗАТЭ, Электроцинка, Баспика, Ростелекома, из Северо-Осетинской таможни. Отмечу, что работники Банка развития региона в эту цифру не входят, так как увольнение 262 из них приходится уже на 2014 год.  
Напряженность рынка труда в среднем по республике на начало года превысила 12 человек на вакансию. То есть на одно свободное рабочее место претендовало 12 человек. Если во Владикавказе мы имели 3-8 чел./вак, то есть районы, где этот показатель очень тревожный. Тяжелая ситуация в Кировском, Дигорском, Ирафском, Алагирском районах. Как и ранее, спрос экономики на 70% ориентирован на рабочих – электриков, газоэлектросварщиков, водителей, слесарей.

Среди специалистов востребованы врачи, менеджеры, инженеры. Средний размер заработной платы по зарегистрированным вакансиям в среднегодовом исчислении составил 8,5 тыс. руб. Отмечу, что у 33% вакансий определяется низкая экономическая целесообразность: работодатель готов платить лишь минимальный размер оплаты труда (5205 руб.). Для людей они непривлекательны, так как человеку нужно жить, содержать семью.

Так же, из общего числа регистрируемых безработных в Северной Осетии около 40% молодые люди. Свыше 12% из них - выпускники высших учебных заведений. Большинство составляют юристы, экономисты, инженеры. За последние десять лет выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием учебными заведениями РСО-Алания значительно увеличился. В настоящее время в стенах вузов республики обучаются свыше 32 тыс. студентов. Несогласованность объемов и профилей подготовки кадров с существующими потребностями экономики - одна из причин молодежной безработицы. В Северной Осетии не испытывают проблем с трудоустройством инженеры-горняки. Эти специалисты востребованы как внутри республики, так и за ее пределами. Быстро трудоустраиваются инженеры - строителями. Они обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве в других регионах страны и, как правило, являясь занятыми, ищут более высокооплачиваемую работу. Хочу сказать, что рабочие места на предприятиях есть, однако молодые люди ориентируются в основном на высокую заработную плату и престижность должности в самом начале трудового пути, а вследствие этого становятся безработными. Мы убеждаем при нашей помощи их получить востребованную профессию и начать с малого. У нас работает отличная программа "Клуб ищущих работу", где молодежь учат правильно искать работу себя презентовать себя работодателю. Чрезвычайно полезна реализуемая в рамках антикризисных мер программа стажировки выпускников учреждений профобразования. Уже направлено для получения практического опыта работы на предприятия и в организации более 250 человек. Региональный рынок труда из года в год демонстрирует устойчивую тенденцию спроса экономики на рабочую силу - более 70% всех вакансий ориентированы на рабочих промышленного сектора экономики: нужны квалифицированные токаря, электрики, фрезеровщики. И только 30% вакансий - для специалистов. В основном это менеджеры по продажам, врачи и учителя на селе, строители, сообщили в службе занятости.

В ходе изучения выясняется то, что проблемами данного вопроса безработицы являются: Нехватка средств в целом на реализацию программ занятости и их периодическая несвоевременность. На плечи республиканского бюджета легло финансирование активной политики занятости с 2007 года, когда осуществление полномочий в сфере занятости было передано в ведение субъектов. И хотя средства из республиканской казны выделяются, думаю, что для регионов Северного Кавказа, где ситуация с занятостью сложнее, чем в целом по стране, это было несвоевременно. В нашем регионе те же специальные программы временного трудоустройства в значительной степени помогают сдерживать рост безработицы. А в пределах существующих лимитов, как следствие, к примеру, сумма материальной поддержки от службы занятости, которая выплачивается участникам спецпрограмм, – низкая и непривлекательная. Работодатели, в свою очередь, предпочитают вообще не платить за труд ни общественникам, ни несовершеннолетним.  
Другой вид проблем лежит глубже и решается сложнее, так как это уже в сознании людей. К примеру, работодатели продолжают игнорировать норму закона, предписывающую ежемесячно подавать сведения о свободных рабочих местах в орган занятости. Об этом мы буквально трубим на совещаниях, рабочих встречах, это – тема множества публикаций и сюжетов в средствах массовой информации. Тяжело идет процесс создания рабочих мест для инвалидов. И хотя на оснащение мы выделяем средства, уговорить работодателей непросто. Я понимаю, что рынок подчиняется законам выгоды, но есть ведь еще понятие гражданской ответственности! Еще более драматично, когда не хотят создавать рабочие места некоторые специализированные предприятия инвалидов. Буксует и процесс квотирования рабочих мест для этой категории. Сталкиваемся мы и с тем, что сами инвалиды часто работать не хотят. Тем не менее в прошлом году к нам обратились 1,4 тыс. инвалидов. С учетом временной занятости мы трудоустроили, в том числе на рабочие места в рамках квоты, 635 лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Назову еще одну проблему с нашими партнерами, но уже по организации занятости другой категории. Мы направляем на стажировку молодых специалистов. Цель стажировки ясна – дать возможность на практике закрепить полученные знания и навыки, возможность проявить себя, чтобы закрепиться в трудовом коллективе. К тому же работодатель дополнительной финансовой нагрузки при приеме на работу стажеров не несет: заработная плата в размере МРОТ выплачивается им из средств службы занятости, дополнительно производится выплата наставнику. Но я, откровенно, сомневаюсь в эффекте от стажировки, если стажера просто используют как курьера, а о выполнении профессиональных обязанностей речь вообще не идет. Есть и другая сторона медали – мы направляем на стажировку, а молодой человек на рабочем месте не появляется. А ведь места по программе ограничены, и, возможно, кому-то, более ответственному, рабочего места не хватило.

Существует ряд вопросов и с организацией самозанятости безработных. Приходит безработный с целью получить субсидию на открытие бизнеса, а о том, как вести свое дело, имеет самое слабое представление. У него нет знаний ни в налогообложении, ни о ведении элементарной бухгалтерии и.т.д. Есть только цель – получить средства. Здесь мы действуем так: проверяем – методом тестирования знаний, направляем на курс «Основы бизнеса», проводим экспертное рассмотрение бизнес-идей и планов. И, конечно, контролируем расход средств.

 

И вот, для того, чтобы хоть как-то нормализовать обстановку в Северной Осетии реализовались две целевые программы в сфере регулирования занятости населения "Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2012 году" и "Программа содействия занятости населения РСО-Алания на 2012 - 2014 годы". Уже на текущий момент различные виды помощи от службы занятости получили свыше 45 тыс. жителей Северной Осетии. Трудоустройство, временная занятость, профобучение, профориентация, психологическая поддержка выплата пособия по безработице - далеко не полный перечень услуг в рамках программы.

Надо так же оказывать должное внимание самозанятости населения. Это действительно очень эффективная мера борьбы с безработицей.  Следует отметить, что самозанятость населения приобрела особую актуальность в острый кризисный период. Нами уже было оказано содействие в организации самозанятости 72 безработным гражданам. Это то, что касается тех, кто становиться предпринимателями впервые. Отмечу, что федеральный центр, в рамках антикризисной программы, продолжает финансировать развитие бизнеса тех бывших безработных, кто в прежние годы уже получил субсидию от службы занятости на открытие своего дела. На создаваемые в рамках бизнеса дополнительные рабочие им выдается субсидия. Таким образом, при поддержке службы занятости уже было создано 85 рабочих мест. Как видно, результаты есть. В сельской местности есть хорошие проекты по разведению крупного рогатого скота. По созданию рабочих мест нельзя не сказать о том, что создаются рабочие места и для категорий граждан, испытывающим особые трудности в трудоустройстве.

Так же в Северной Осетии в 2014 году увеличена сумма субсидий для безработных граждан на организацию самозанятости - со 100 тысяч рублей, которые были в 2013 году, до 150 тысяч рублей.

Таким примером, может послужить то, что  В 2013 году пять безработных граждан из Дигорского района получили единовременную финансовую помощь в размере 100 тысяч рублей для организации собственного дела. Одним из получателей стал Павел Такоев, представивший свой бизнес- план. Субсидия была предоставлена через районный центр занятости, и эта сумма понадобилась для того, чтобы открыть свое дело в сфере предоставления бытовых услуг, а именно по техническому обслуживанию и ремонту офисных машин и вычислительной техники.

В прошлом году субсидии получили 102 безработных, а в 2014 году такая помощь, но уже в размере 150 тысяч рублей, будет оказана 200 человек, и общей сложности, за пять лет свое дело откроют 1000 безработных.

 
А так же, с начала текущего года в республике начала действовать государственная программа для борьбы с безработицей, рассчитанная на период с 2014 по 2018 годы.

Программа призвана обеспечить трудовую занятость инвалидов, оказать социальную поддержку безработным гражданам, снизить напряженность на рынке труда и предупредить рост безработицы. Помимо комитета занятости в реализации программы также будут принимать участие республиканские министерства труда и социального развития, образования и науки, внутренних дел, специалисты федеральной миграционной службы.

Что касается итоговых параметров, то согласно расчетам, уровень регистрируемой безработицы к концу 2018 года снизится в республике до 1,8 % от предполагаемой численности экономически активного населения в 375 тыс. человек, а коэффициент напряженности на рынке труда не превысит трех человек на одну вакансию.

 

 

 

 


Информация о работе Безработица в осетии