Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель данной работы: сформулировать основные пути решения глобальной энергетической проблемы, и для ее достижения необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать обеспеченность мировой экономики энергоносителями;
Изучить прогнозы добычи и потребления энергетических ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЯМИ 5
1.1 Нефть 5
1.2 Природный газ 6
1.3 Уголь 7
1.4 Ядерная энергия 8
1.5 Гидроэлектроэнергия 10
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В МИРЕ 11
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 19
3.1 Проблемы российской энергетики 19
3.2 Пути решения российской энергетической проблемы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ. 32
Следует также упомянуть о некоторых структурных дефектах Единой энергетической системы.
В России существует односторонний
подход к развитию энергетики, выражающийся
в механическом наращивании генерирующих
мощностей (в частности, проекты
строительства около 40 АЭС, нескольких
крупных ГЭС в Восточной
Однако, при всех ее достоинствах, этой системе были присущи определенные недостатки:
Программа рационализации ЕЭС, составленная в СССР, предусматривающая перевод значительной части генерирующих мощностей в районы КАТЭК и Экибастуз, не была выполнена из-за необходимости инвестирования в нее колоссальных средств. Основные генерирующие мощности и основные источники топлива по-прежнему расположены в разных концах страны.
О проблеме диспропорций в российской энергетической географии следует сказать отдельно.
Наиболее серьезные
В частности, оба округа зависят
от поставок газа с месторождений
Ямало-Ненецкого автономного
Подобную систему
Энергонедостаточность испытывает и ряд промышленно развитых восточных регионов страны. Энергетические мощности распределены по территории трех восточных округов крайне неравномерно. Целый ряд регионов (например, Красноярский край, Иркутская, Амурская области) за счет наличия крупных ГЭС относятся к энергоизбыточным регионам. Тогда как целый ряд других регионов (Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Кемеровская, Омская, Томская, Хабаровская области, Пермский и Приморские края), в которых сосредоточен основной промышленный потенциал, относятся к энергонедостаточным регионам.
Существующее положение в энергетике усугубляется крайней неэффективностью инвестиций в этой отрасли. К примеру, стоимость установленного 1 кВт мощности второй очереди Сочинской ТЭС (срок ввода намечен на 2010-2011 гг)., составляет 2300 долларов, тогда как среднемировой уровень на сегодняшний день — 700-900 долларов.
Таким образом, российскую экономику
ожидает в перспективе
Экспорт «сырых» энергоносителей
в виде природного газа и сырой
нефти России объективно невыгоден
и представляет собой, в сущности,
поддержку зарубежного
Первым пунктом новой энергетической политики должен стать решительный и максимально возможный отказ от экспорта «сырых» энергоносителей и переход к экспорту переработанных энергоносителей. Под переработанными энергоносителями понимаются виды промышленной продукции, в изготовлении которых используется либо энергетическое сырье, либо большие объемы энергии. Это различные полимеры, пластмассы, другая продукция органического синтеза, сжиженный газ, а также ряд металлов: алюминий, титан, магний и некоторые другие.
Для развития экспорта готовой продукции энергетики у нас есть основы: прежде всего, мощная нефтехимия и газохимия. Но полномасштабной энергетической индустриализации мешают приоритеты крупнейших сырьевых корпораций.
Россия должна вывозить продукцию
энергоемких производств, с получением
прибыли от продажи продукции
более высоких переделов. Первым
этапом решения этой задачи должно
стать вытеснение с российского
рынка импортной продукции
2. Переход от быстроисчерпаемых к трудноисчерпаемым источникам энергии.
Ставка на добычу, использование и экспорт быстро исчерпаемых источников энергоносителей: нефти и газа, чрезвычайно рискованна. Интенсивная добыча нефти и газа требует постоянного возобновления запасов, на что требуются очень значительные расходы на геологоразведку, а затем и крупные инвестиции в освоение новых месторождений в регионах Севера и на шельфе. Чем дальше, тем выше себестоимость каждой тонны нефти и кубометра газа.
Наступит момент, когда
поддержание добычи нефти и газа
в указанных выше объемах станет
практически невозможным делом
из-за полного исчерпания ресурсов
освоенных месторождений и
Поэтому в долгосрочной перспективе нужно переходить от использования быстроисчерпаемых источников энергоносителей к использованию значительно более крупных запасов угля, торфа, и других видов ныне малоиспользуемого топлива, а также нетопливных ресурсов, в первую очередь отходов.
Россия хорошо обеспечена запасами угля и торфа, а современные технологии их переработкипозволяют получить широкую гамму энергоносителей, начиная от высококачественного авиакеросина, завершая топочным газом.
Реализация принципов, обозначенных в первых двух пунктах, позволит перейти на новую модель использования природных нефти и газа — не для топливных нужд и не для экспортных поставок, а в качестве ценного сырья для отечественной химической промышленности.
3. Баланс между автономной
и централизованной
Новый подход к использованию трудноисчерпаемых источников энергии позволит решить еще одну серьезную проблему современной энергетики России — чрезмерную концентрацию генерации тепловой и электрической энергии на крупных станциях. Создание такой системы в СССР долгое время считалось прогрессивным явлением, однако впоследствии оказалось, что подобная энергосистема лишена гибкости, и требует колоссальных инвестиций на капитальный ремонт, реконструкцию и развитие.
Выходом из этой ситуации является расширение сферы применения автономных источников тепловой и электрической энергии на местных видах топлива и создание определенного баланса между крупными централизованными и автономными источниками энергии (к примеру, в пропорции 70:30). Расширение применения автономных источников энергии также позволит оптимизировать инженерные сети: газопроводы, ЛЭП, теплотрассы, и отказаться от чрезмерно длинных и разветвленных сетей, требующих крупных инвестиций на строительство и капитальный ремонт.
4. Ликвидация региональных диспропорций.
Решение этой задачи распадается на два основных направления:
а) Использование местных источников энергии на базе новых технологических возможностей.
Частично проблему энергонедостаточности ЦФО и СЗФО решает производство электроэнергии на АЭС, которые генерируют около 30% электроэнергии в регионах ЦФО, а к 2020 году на долю атомной энергетики должно приходится 46% генерации. Однако зависимость от поставок газа и угля все равно остается очень высокой, и на долю этих энергоносителей приходится основной рост потребления энергии в промышленности, на транспорте и в экономике.
Следует разработать широкую программу использования всех источников энергии для развития самостоятельного энергоснабжения регионов ЦФО и СЗФО.
Основой самостоятельного энергоснабжения
этих регионов могут быть следующие
источники: бурый уголь Подмосковного
бассейна, торф, промышленные отходы, отходы
сельскохозяйственного
Также необходимо развивать добычу и переработку природного газа из небольших забалансовых месторождений газа, которые сосредоточены в Ярославской и Вологодской областях. Вообще, газовые ресурсы Европейской части России составляют около 5 трлн. куб. метров газа, что вполне достаточно для покрытия части энергетических потребностей регионов.
б) Перераспределение атомной энергетики.
Бурное развитие промышленности восточных регионов требует наличия мощных, но при этом достаточно компактных источников энергии, по возможности исключающих дополнительную нагрузку на транспорт. Такими источниками могут быть АЭС.
Сегодня в России АЭС распределены крайне неравномерно. Из 10 действующих АЭС, 6 приходятся на регионы ЦФО и СЗФО, 1 — на регионы ПФО, 1 — на регионы ЮФО, и 2 АЭС на три восточных федеральных округа. По мощности энергоблоков, из 19362 МВт установленной мощности, 14154 МВт или 73,1% приходится на регионы ЦФО и СЗФО. При этом все мощности по добыче, обогащению урана и хранению радиоактивных отходов расположены в регионах УрФО и СФО. Подобный дисбаланс прослеживается и в планах развития атомной отрасли.
Если рассматривать размещение АЭС с точки зрения экономической целесообразности, то дополнительные АЭС должны быть установлены в первую очередь в регионах, дающих наибольший вклад в ВВП России, то есть в регионах Поволжского и Уральского федеральных округов. 2-3 новых АЭС должны быть размещены в регионах Сибирского федерального округа, в первую очередь в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, где сосредоточена основная часть индустриального потенциала этого округа. АЭС должны быть построены также недалеко от основных центров по репроцессингу отработанного ядерного топлива.
Однако, если рассматривать также перспективное развитие промышленности восточных округов, целесообразно на территории восточных округов создать сеть из 5-6 крупных АЭС, мощностью по 3-4 тысячи МВт, которые охватывали бы наиболее развитые промышленные регионы. Одна АЭС должна быть при этом размещена в сейсмобезопасных районах Республики Бурятия или Забайкальского края для стимулирования развития обрабатывающей промышленности этих регионов.
5. Региональная интеграция на базе новых энергетических стандартов.
В рамках энергодиалога с западными партнерами, интенсивно ведшегося в период правления Владмира Путина, Россия стремилась возложить на себя роль гаранта энергетической безопасности развитого мира. Однако выполнение этой роли объективно невыгодно для России и нереалистично в долгосрочной перспективе. Россия занимает не столь большую долю по запасам нефти и газа (особенно если учесть степень их доступности и рентабельности в разработке), чтобы гарантировать энергетическую безопасность в глобальном масштабе.
Поэтому ее вполне оправданное стремление к лидерству в энергетической отрасли должно получить принципиально иную основу и иное оформление.
В частности, весьма перспективной
идеей может быть предложение
Россией плана создания региональной
Единой энергетической системы в
Евразии, в которой все генерирующие
мощности объединены в одну систему,
что позволило бы более экономично
производить и расходовать
Вместе с тем, задача интеграции электросетей не должна полностью сводиться к экспортным приоритетам. В качестве варианта, альтернативного названным экспортным магистралям можно выдвинуть идею кольцевания энергосистем в масштабах Евразийского континента для решения следующей задачи.
Пик потребления энергии в различных частях Евразии не совпадает по времени года. В северной части он приходится на зимнее время (отопление), в южной части на летнее время (охлаждение и кондиционирование). Крупномасштабная Единая энергосистема позволила бы обеспечить резерв нагрузок для сезонных пиков потребления электроэнергии.
Информация о работе Анализ обеспеченности мировой экономики энергоносителями