Первый кооперативный закон в России и его роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:27, доклад

Краткое описание

Кооперативы в России могли создаваться или на основании устава, или но договору. В связи с трудностями в регистрации кооперативов была широко распространена договорная форма их организации. Такие кооперативы не являлись юридическими лицами. Основной смысл договорной формы состоял в возможности беспрепятственного открытия кооператива с тем, чтобы позднее оформить его в качестве юридического лица

Прикрепленные файлы: 1 файл

Первый кооперативный закон в России и его роль.docx

— 24.49 Кб (Скачать документ)
  1. Первый кооперативный закон в России и его роль

4 марта 1906 года был принят первый специальный  кооперативный   закон  в  России «Временные правила об обществах и союзах»

Он состоял из 39 статей.

Первая статья начиналась с определения общества и союза:

«Обществом по смыслу правит соединение нескольких лиц, которые, не имея задачею получение для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союзом -соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство их уполномоченных».

Отличительными чертами  истинной кооперации считались: самостоятельность, самодеятельность и личная заинтересованность ее членов в достижении высоких экономических  результатов.

Закон  игнорировал основные  кооперативные  принципы, страдал  односторонностью и незаконченностью формулировок.

Согласно второй статье «общества и союзы могут быть образованы без спросу на то разрешения правительственной власти».

Эта статья явилась важным завоеванием  кооперативного  движения.

Кооперативы в России могли  создаваться или на основании  устава, или но договору. В связи  с трудностями в регистрации  кооперативов была широко распространена договорная форма их организации. Такие кооперативы не являлись юридическими лицами. Основной смысл договорной формы состоял в возможности беспрепятственного открытия кооператива с тем, чтобы позднее оформить его в качестве юридического лица.

В статье 3 давались неограниченные полномочия охранительному ведомству.

В статья 9 допускала «образование обществ для удовлетворения духовных и материальных своих потребностей, но не иначе, как на основании устава, утверждаемого начальством».

Статья 10 особо указывала, что «общества  не могут в своей деятельности преследовать цели политические или  же несовместимые с требованиями служебного долга. Соединение указанных обществ в союзы воспрещается».

Кроме того, ст. 12 запрещала служащим данных учреждений и ведомств «образование обществ вне их среды», и участие  в таких обществах могло быть воспрещено, если «это будет признано их начальством несоответствующим требованиям службы».

2. Декреты Советской  власти и кооперация

Декретами 20 марта 1919 года и 27 января 1920 года для кооперации в  Советской России были установлены следующие положения:

1. Все виды кооперации слиты.

2. Все население обязано  входить в кооперативы по месту  жительства.

3. На кооперацию возлагаются  обязательные для выполнения  государственные задания.

4. Кооперация подчинена  контролю Наркомпрода, а также  и Раб. Крест. Инспекции.

5. Члены Правления могут  быть назначены властью. 

Этими основными положениями, особенно на фоне «коммунистического быта» кооперация фактически была превращена в продовольственный бюрократический орган.

Десятый Коммунистический съезд, состоявшийся в Москве 8—16 марта 1921, имеет решающее значение для направления политики Советского правительства. Результатом этого съезда явились декреты, которые резко изменяют экономическую политику, проводимую три с половиной года правящей партией.

Из всех декретов, изданных после съезда коммунистической партии, особый интерес представляют три декрета, внутренне между собою связанные и вносящие наибольшую ломку в существовавшую до сего времени хозяйственную схему. Эти три декрета следующие: «О замене разверстки натуральным налогом», «О свободе местного товарообмена» и «О потребительской кооперации».

«Декрет о натуральном налоге на хлеб, картофель и масличные семена».

«Положение» состоит из 11 статей и устанавливает общие и основные принципы замены разверстки налогом. Декрет говорит о практических условиях выполнения налога.

Статья 1 «Постановления» гласит: «Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более  свободного распоряжения земледельца  продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности разверстка заменяется натуральным налогом, который взимается в виде процентного и долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем»

Статья 8 декрета гласит:«Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства».

Этой статьей предоставлено  право не только по личному усмотрению развивать хозяйство, но в принципе разрешается и производить обмен.

В «Положении» следует еще отметить статью седьмую, которая устанавливает  индивидуализацию налога в отличие от прошлой коллективной или круговой поруки при выполнении разверстки: «Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскание на каждого, кто не выполнил налог. Круговая ответственность отменяется».

Основной смысл «Декрета о свободном обмене хлеба, зерна-фуража, картофеля и сена в губерниях, закончивших разверстку» сводится к ст. 1, которая гласит: «Немедленно разрешить свободный обмен, продажу и покупку».

Из декрета вытекают следующие общие положения: 1) допускается свобода торговли в тех губерниях и теми продуктами, в пределах которых старая разверстка выполнена;. 2) предоставляется право Наркомпроду расширять действие декрета на другие губернии по мере выполнения разверстки*); 3) снимаются заградительные отряды на всех путях передвижения; 4) предоставляется право гужевого передвижения в целях обмена.

Новый декрет о кооперации издан 7 апреля 1921 г. В этом декрете речь идет только о потребительской кооперации. Что касается других видов кооперации, то в отношении их особая комиссия Совнаркома, признала только необходимым:

1. Отделить кустарную  и сельскохозяйственную кооперацию  от потребительской. 

2. Всероссийское объединение  промысловой кооперации связать  с Центросоюзом.

3. Кооперацию кустарную  и сельскохозяйственную построить  на началах добровольной приписки.

В первом же параграфе декрета трижды подтверждается принцип принудительности кооперирования населения. Вот что гласит первая статья:

«Все граждане РСФСР объединяются в потребительские общества. Все  граждане данной местности включаются в единое потребительское общество. Каждый гражданин приписывается к одному из распределительных пунктов потребительского общества».

Эта тройная формулировка ничем  по существу не отличается от подобной же декрета 20 марта 1919 г. Та же обязательность и то же «единое потребительское общество».

Во второй статье декрета категорически  устанавливается:

«В городах фабрично-заводских  и сельсконаселенных пунктах  независимо от их размеров не может быть более одного потребительского общества». То же самое существовало и до сих пор по декрету 20 марта 1919 г.

Начало третьей статьи гласит: «В пределах одного потребительского общества допускается объединение граждан по более мелким территориальным единицам или группам лиц, занятых одним и тем же ремеслом или профессией».

В 4 статье говорится, что участники объединений могут «вырабатывать всякого рода продукты и предметы при помощи дополнительных взносов», и «полученные таким порядком продукты и предметы распределяются между участниками данного объединения».

По 5 статье: «Потребительским обществам  предоставляется право обмена и  скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарно-ремесленных изделий, и сбыта их».

Но и те немногие «уступки», которые  сделаны кооперации, совершенно сводятся на нет в заключительной 13 статье:

«Президиум ВЦИК имеет право ввода в состав правления потребительных обществ и их объединений своих представителей на равных правах с выборными членами правления».

Все положения декретов 20 марта 1919 г. и 27 января 1920 года в новой формулировке в декретах 7 апреля 1921 года остались почти неизмененными.

Прежде всего следует  отметить, что всеми тремя декретами  в разной мере расчищается путь для частного капитала в сфере обмена и даются некоторые преимущества «крепким и старательным» крестьянам. Последнее означает ставку не на «середняка», не говоря уже о забытой бедноте, а на «крепкого хозяйственного мужичка».

Далее крестьяне добились признания первенства производственного  начала над уравнительно-распределительным и сломали фактически опеку над своим хозяйством.

Но этого мало; крестьянин отвоевал себе право на торговлю. Правда, коммунисты держат еще в руках кооперацию и промышленность, также держат они и внешнюю торговлю, но первая брешь в неприступной крепости коммунизма пробита.


Информация о работе Первый кооперативный закон в России и его роль